На основании подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Приказа Красноярского УФАС России N 78/24 от 26.04.2024, в связи с поступлением в адрес Красноярского УФАС России обращения ООО "Торговый дом Беллакт" (вх. N 8478-ЭП/24 от 22.04.2024, исх. N 240422-2 от 22.04.2024), Инспекция Красноярского УФАС России в составе: руководителя инспекции - Дударевой М.А., заместителя руководителя; членов инспекции: Шмыгиной Е.А., заместителя начальника отдела, Купцовой С.Д., ведущего специалиста-эксперта, Хоменко Е.М., главного специалиста-эксперта, Пшенниковой А.Н., главного специалиста-эксперта (далее - Инспекция), провела внеплановую проверку действий заказчика - Министерства здравоохранения Красноярского края (далее - заказчик) на предмет исполнения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при заключении дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к контракту N 2024/17/2 от 26.12.2023 (реестровый N 2246621260723002134) на поставку смеси молочной адаптированной (заменители женского молока), заключенному по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением N 0119200000123021787 на электронной торговой площадке ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - электронный аукцион).
Проверка начата 26.04.2024, окончена 16.05.2024.
Проверяемый период: с 01.12.2023 (дата размещения извещения о проведении электронного аукциона) по 01.04.2024 (дата заключения дополнительного соглашения N3 к контракту N 2024/17/2 от 26.12.2023).
Описательная часть В ходе контрольного мероприятия Инспекцией были изучены следующие документы и информация, представленные заказчиком, оператором электронной площадки - ООО "ЭТП Газпромбанк" (далее - оператор электронной площадки) на основании запроса Красноярского УФАС России (исх. N МД/6656/24 от 27.04.2024), а также опубликованные в единой информационной системе в сфере закупок в отношении рассматриваемой электронной процедуры ("Реестр закупок", "Реестр контрактов, заключенных заказчиками"):
1) извещение N 0119200000123021787 о проведении электронного аукциона;
2) электронные документы, приложенные к извещению N 0119200000123021787 о проведении электронного аукциона;
3) протокол, составленный в ходе проведения электронного аукциона (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 14.12.2023 NИЭА1);
4) контракт N 2024/17/2 от 26.12.2023 (реестровая запись N 2246621260723002134), заключенный по результатам проведения электронного аукциона;
5) дополнительное соглашение N3 от 01.04.2024 к контракту N 2024/17/2 от 26.12.2023;
6) письменные пояснения заказчика от 08.05.2024 исх. N 71-7105;
7) иные документы и сведения, представленные заказчиком, оператором электронной площадки, размещенные в единой информационной системе. Мотивировочная часть В адрес Красноярского УФАС России поступило обращение ООО "Торговый дом Беллакт" на действия заказчика при заключении дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к контракту N 2024/17/2 от 26.12.2023 (реестровый N 2246621260723002134) на поставку смеси молочной адаптированной (заменители женского молока), заключенному по результатам проведения электронного аукциона (далее - контракт).
Внеплановая проверка проведена на основании положений подпункта "б" пункта 1 части 3, пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункта 5.3.7 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, Постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений".
В соответствии с пунктом 28 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576, внеплановая проверка осуществлена без проведения заседания комиссии (инспекции) по проведению внеплановой проверки. Проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Инспекция
установила
следующие обстоятельства. Частью 1 статьи 1 Закона о контрактной системе установлено, что Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона о контрактной системе определение поставщика - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных Законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
В силу пункта 8 статьи 3 Закона о контрактной системе государственный контракт, муниципальный контракт - договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытых конкурентных процедур определен статьями 48 - 51 главы 3 Закона о контрактной системе. В связи с возникшей у заказчика потребностью уполномоченным органом - Агентством государственного заказа Красноярского края 01.12.2023 были совершены действия по размещению извещения о проведении электронного аукциона в установленном Законом о контрактной системе порядке.
На основании анализа положений извещения о проведении электронного аукциона, сформированных с использованием ЕИС при заполнении экранных форм веб-интерфейса ЕИС (часть 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 3 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60), а также при прикреплении электронных документов (часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункт 4 вышеуказанного Положения), Инспекция установила, что заказчиком осуществлялась закупка, в том числе, последующей молочной смеси для детского питания, соответствующей позиции КТРУ 10.86.10.133-00000007.
Проанализировав содержание позиции КТРУ 10.86.10.133-00000007, фактическое содержание описания объекта закупки, сформированное при заполнении экранных форм веб- интерфейса ЕИС и соответствующего электронного документа, а также сопоставив их содержание между собой, Инспекция установила, что, определив в описании объекта закупки объективно требуемые характеристики и их показатели, заказчик фактически руководствовался требованиями КТРУ 10.86.10.133-00000007, не допустил отступления от них, не использовал иные показатели таких характеристик, отличные от КТРУ 10.86.10.133-00000007, либо дополнительные, например, показатели пищевой ценности по количеству железа, ретинола, аскорбиновой кислоты, тиамина, нуклеотидов. Следовательно, указанные действия совершены во исполнение подпункта "а" пункта 5 Правила использования КТРУ, не вступают в противоречие с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок. К извещению о проведении электронного аукциона прилагается электронный документ - проект контракта, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 34 Закона о контрактной системе. Изучив положения проекта контракта, Инспекция
установила
отсутствие нарушений требований Закона о контрактной системе при формировании заказчиком положений такого проекта контракта. Проанализировав протокол подведения итогов электронного аукциона от 14.12.2023 NИЭА1, а также заявки участников электронного аукциона, Инспекция установила, что по результатам рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе и признания их соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона заказчиком было принято решение о заключении контракта с обществом с ограниченной ответственностью "ДАГИНТЕРФУД" (участник закупки, подавший заявку N61) (далее - ООО "ДАГИНТЕРФУД"), что не противоречит требованиям Закона о контрактной системе. Из смысла части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе следует, что по результатам электронной процедуры контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. Анализ положений заключенного по результатам проведения электронного аукциона контракта показал Инспекции, что указанный контракт заключен на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и заявки участника закупки, в которой в отношении товарной позиции КТРУ-10.86.10.133-00000007 "Последующая молочная смесь для детского питания" предложен к поставке товар, в том числе, "Беллакт 6-12" (Республика Беларусь, Волковысское, ОАО "Беллакт"), с указанием на остаточный (минимальный) срок годности продукции на момент поставки на уполномоченный склад заказчика - не менее 11 месяцев. Характеристики указанного товара были предусмотрены Приложениями NN 1 - 3 к контракту.
В силу части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 Закона о контрактной системе) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте. В этом случае соответствующие изменения должны быть внесены заказчиком в реестр контрактов, заключенных заказчиком. Инспекция отмечает, что критерии определения улучшенного качества, улучшенных технических и функциональных характеристик (потребительских свойств) поставки товара Законом о контрактной системе не установлены, следовательно, заказчику предоставлена свобода усмотрения в определении таких критериев и согласовании поставщику (подрядчику, исполнителю) изменение предусмотренных контрактом характеристик поставки товара. Указанная позиция находит свое отражение и в письме Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.2020 N 24-03-08/10935.
На основании письменных пояснений и документов, представленных заказчиком, Инспекция установила, что в ходе исполнения контракта в адрес заказчика от ООО "ДАГИНТЕРФУД" поступило письмо от 27.03.2024 с предложением заключить дополнительное соглашение к контракту, на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, и заменить поставку товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" с указанием на остаточный срок годности продукции на момент поставки на уполномоченный склад заказчика - не менее 11 месяцев на товарную позицию "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" с остаточным сроком годности на момент поставки на уполномоченный склад заказчика - не менее 15 месяцев. Кроме того, ООО "ДАГИНТЕРФУД" в указанном письме сообщало заказчику о том, что для исполнения второго этапа контракта (с 12.04.2024 по 25.04.2024) поставить товарную позицию "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" не предоставляется возможным, в связи с тем, что у завода-изготовителя отсутствует данный товар в наличии и для надлежащего исполнения своих обязательств по контракту предлагает заменить "Беллакт 6-12" на товар "Mamelle (Мамелли) 2".
Согласно письменным пояснениям заказчика, при принятии решения о наличии улучшенного качества предлагаемого к поставке товара заказчик исходил из нижеследующего.
В соответствии с Федеральным законом от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) потребительские свойства пищевых продуктов - это совокупность физико-химических показателей (нормируемых физико-химических характеристик конкретных видов пищевых продуктов), органолептических показателей (характеристик, определяемых с помощью зрительной, вкусовой, обонятельной, сенсорной, соматосенсорной систем), микробиологических показателей (характеристик, определяющих содержание пробиотических и (или) технологических микроорганизмов в декларированных количествах).
В соответствии со статьей 16 "Требования к обеспечению качества и безопасности новых пищевых продуктов, материалов и изделий при их разработке и постановке на производство" Закона N 29-ФЗ при разработке новых пищевых продуктов, материалов и изделий, новых технологических процессов их изготовления, упаковки, хранения, перевозок и реализации индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны обосновывать требования к качеству и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий, их упаковке, маркировке и информации о таких пищевых продуктах, материалах и изделиях, сохранению качества и безопасности таких пищевых продуктов, материалов и изделий при их обращении, разрабатывать программы производственного контроля за качеством и безопасностью таких пищевых продуктов, материалов и изделий, методики их испытаний, а также устанавливать сроки годности таких пищевых продуктов, материалов и изделий. Сроки годности пищевых продуктов, материалов и изделий устанавливаются в отношении таких пищевых продуктов, материалов и изделий, качество которых по истечении определенного срока с момента их изготовления ухудшается, которые приобретают свойства, представляющие опасность для здоровья человека, и в связи с этим утрачивают пригодность для использования по назначению. Срок годности - период, в течение которого товар должен полностью удовлетворять всем требованиям соответствующего государственного стандарта качества. Понятие качества товара определено статьей 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и взаимосвязано с целями, для которых товар используется. Опираясь на нормы Закона N 29-ФЗ, ГК РФ, Закона о контрактной системе срок годности для заказчика является качественной характеристикой товара, влияющей на потребительские свойства товара.
Таким образом, более длительный срок годности предложенной к поставке товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" в сравнении с предусмотренной контрактом товарной позицией "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" улучшает для заказчика возможности по использованию товара, следовательно, срок годности рассматривается заказчиком как показатель качества, что обусловило принятие заказчиком решения о заключении дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к контракту на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе о внесении изменений в Приложения NN 1 - 3 к контракту в части поставки товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" со сроком годности не менее 15 месяцев вместо товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" со сроком годности не менее 11 месяцев. Вместе с тем, проанализировав представленные ООО "Торговый дом Беллакт" в обращении сравнительные свойства товаров "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" и "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12", в отсутствие документального их подтверждения, Инспекция отмечает, что такое сравнение не представляется состоятельным, поскольку заказчик, принимая решение о наличии улучшенного качества предлагаемого к поставке товара и рассматривая возможность заключения дополнительного соглашения к контракту, оценивал только те характеристики товарной позиции, которые были предусмотрены описанием объекта закупки в извещении о проведении электронного аукциона, с последующим включением их в условия контракта. В данном случае ни в извещение о проведении электронного аукциона, ни в условия контракта не были включены какие-либо показатели пищевой ценности последующей молочной смеси для детского питания по количеству железа, ретинола, аскорбиновой кислоты, тиамина, нуклеотидов. Следовательно, у Инспекции отсутствуют основания полагать и утверждать, что предлагаемая к поставке товарная позиция "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" в сравнении с предусмотренной контрактом товарной позицией "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" является ухудшенной по качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам). Инспекцией также принята во внимание повышенная социальная значимость приобретаемого заказчиком по контракту товара, перерывы с поставкой которого или прекращение поставок которого может привести к высоким рискам возникновения социальной напряженности среди населения, поскольку заказчиком осуществляется ежедневный отпуск товара льготополучателям для обеспечения детей в возрасте 6-12 месяцев специальными молочными продуктами детского питания (смесь). Следовательно, в результате проведения электронного аукциона и в ходе исполнения контракта заказчик стремиться достичь цели получения качественного товара для обеспечения детей смесью молочной адаптированной (заменители женского молока). Кроме того, на момент проведения внеплановой проверки товар по контракту поставлен заказчику в полном объёме, принят и оплачен, что подтверждается счет-фактурой N33 от 15.04.2024.
Согласно информации, полученной от заказчика, срок годности оспариваемой товарной позиции составляет от 14 до 17 месяцев. Совокупность вышеизложенных обстоятельств позволяет Инспекции придти к выводу о том, что при заключении дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к контракту на основании части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе, которым внесены изменения в Приложения NN 1 - 3 к контракту в части поставки товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2" со сроком годности не менее 15 месяцев вместо товарной позиции "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12" со сроком годности не менее 11 месяцев, заказчик не допустил нарушения требований законодательства о контрактной системе, поскольку, во-первых, указанные изменения внесены в контракт по согласованию с заказчиком, во-вторых, в отношении оспариваемой ООО "Торговый дом Беллакт" в обращении товарной позиции заказчик
установил
для себя наличие основания, свидетельствующего об улучшенной характеристике товара "Последующая молочная смесь для детского питания Mamelle (Мамелли) 2", а именно: увеличенный срок годности указанного товара по сравнению со сроком годности товара "Последующая молочная смесь для детского питания "Беллакт 6-12", предусмотренного контрактом.
Таким образом, доводы, изложенные в обращении ООО "Торговый дом Беллакт", не нашли своего подтверждения в ходе проведения Инспекцией внеплановой проверки.
Согласно части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе в случае, если в соответствии с Законом о контрактной системе были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, информацию, которая предусмотрена частью 2 статьи 103 Закона о контрактной системе и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Нарушений сроков размещения заказчиком в единой информационной системе сведений об изменении контракта путем заключения дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к такому контракту Инспекцией не установлено (информация об изменении контракта N22466212607 23 002134 0047 размещена в единой информационной системе 05.04.2024).
Резолютивная часть По результатам проведения внеплановой проверки, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Инспекция Красноярского УФАС России не
установила
в действиях Министерства здравоохранения Красноярского края нарушений требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок при заключении дополнительного соглашения N3 от 01.04.2024 к контракту N 2024/17/2 от 26.12.2023 (реестровый N 2246621260723002134) на поставку смеси молочной адаптированной (заменители женского молока), заключенному по результатам проведения электронного аукциона, объявленного извещением N 0119200000123021787. Руководитель инспекции М.А. Дударева Члены инспекции: Е.А. Шмыгина С.Д. Купцова Е.М. Хоменко А.Н. Пшенникова Исп.Хоменко Е.М. тел.8(391)2110144
2024-8035
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 16 мая 2024 г. N 024/10/99-1270/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024