Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника" (далее - Заказчик) К<_> (дов. N 59 от 14.05.2024), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение), общества с ограниченной ответственностью "ЛДЦ" (далее - ООО "ЛДЦ", Заявитель), извещенных надлежащим образом, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных" (реестровый номер извещения 0847500000924000738).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает, что извещение о проведении рассматриваемого электронного аукциона сформировано с нарушением требований законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 02.05.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных" (реестровый номер извещения 0847500000924000738).
Начальная (максимальная) цена контракта 3 935 100,00 рублей.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 13.05.2024 09:00; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.05.2024.
На момент рассмотрения жалобы закупка находится на этапе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно доводам, изложенным в жалобе Заявителя, техническое задание (приложение к извещению о закупке) сформировано Заказчиком с нарушением положений и требований Закона о контрактной системе, нормативно-технического регулирования национальной системы стандартизации, а именно, установлены следующие избыточные характеристики товара:
- наличие текстурного рисунка в области пальцев и ладони (для улучшенного захвата инструментов и оборудования);
- форма перчатки с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев;
- цвет перчаток белый или бежевый (для профилактики контактного дерматита и объективной оценки следов биологических жидкостей);
- длина перчатки 260 (для дополнительной защиты предплечья);
- упаковка "гигиеническая", обеспечивает подачу перчаток по одной манжетой вперед (для профилактики контактного пути инфицирования).
Данные характеристики товара, по мнению Заявителя, не соответствуют требованиям ГОСТ Р 52239-2004, методическим рекомендациям МР 3.5.1.0113-16, установление таких характеристик товара ограничивает конкуренцию и нарушает права и законные интересы участников закупки.
Рассмотрев доводы жалобы, извещение о закупке (с приложениями), представленные документы и пояснения, Комиссия Магаданского УФАС приходит к следующему.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Во исполнение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться (часть 2 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно извещению о закупке (описанию объекта закупки в структурированной форме, текстовому файлу описания объекта закупки), Заказчиком определен код закупаемого товара по позиции КТРУ 22.19.60.119-00000008 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, нестерильные". Характеристики товара по данной позиции КТРУ отсутствуют.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" (утв. постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст) устанавливает эксплуатационные характеристики упакованных стерильных и неупакованных нестерильных перчаток из каучукового латекса или раствора, предназначенных для одноразового использования при проведении медицинских исследований, диагностических и терапевтических процедур с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения, а также перчаток из каучукового латекса, предназначенных для использования при работе с зараженными медицинскими материалами.
Согласно пункту 3.3 ГОСТ Р 52239-2004 различают четыре вида отделки:
а) текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо части или по всей поверхности перчатки;
б) гладкая поверхность;
в) опудренная поверхность;
г) поверхность без опудривания.
Также, пунктами 3.5, 4.13, 4.15 Методических рекомендаций "МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях" (далее - МР 3.5.1.0113-16.3.5.1), на которые ссылается податель жалобы, установлено, что медицинские перчатки могут различаться по фактуре внешней поверхности. В зависимости от способа обработки перчатки могут иметь:
- гладкую поверхность;
- текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки;
- микротекстурированную поверхность.
Модификация внешней поверхности перчаток влияет на степень их сцепления с инструментами и другими поверхностями, а также тактильную чувствительность пальцев в перчатках. Внешняя поверхность перчаток может быть гладкой, микротекстурированной, либо иметь видимый текстурный рисунок, нанесенный на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки.
Перчатки с текстурированной либо микротекстурированной поверхностью обеспечивают более надежный захват инструментов, меньше скользят и предназначены для манипуляций с использованием мелкого или тяжелого инструментария либо предметов с гладкой скользкой поверхностью.
Таким образом, наличие текстурного рисунка, нанесенного на какой-либо участок или на всю поверхность перчатки, прямо предусмотрено ГОСТ Р 52239-2004 "Перчатки медицинские диагностические одноразовые" (утв. постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст).
Данный довод не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
По доводам жалобы об установлении Заказчиком избыточных требований к форме перчаток - "с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев", цвету перчаток (белый или бежевый, для профилактики контактного дерматита и объективной оценки следов биологических жидкостей), "гигиенической" упаковке, обеспечивающей подачу перчаток по одной манжетой вперед (для профилактики контактного пути инфицирования), Комиссия отмечает следующее.
Согласно пунктам 2.4, 4.2 МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства, такие как безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала, удобство и комфорт при использовании.
Перед выбором перчаток необходимо оценить характер выполняемых процедур, инфекционные, механические, химические, радиационные риски, а также возможность развития кожных заболеваний и патологических реакций на материал перчаток.
Требование к форме перчатки - "с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев" связано с необходимостью профилактики утомляемости и снижения нагрузки на пальцы и кисть при продолжительных манипуляциях и манипуляциях, требующих точности движений. Рука медицинского работника имеет анатомическую форму, кисть согнута в сторону ладони, когда используются перчатки универсальной формы, при продолжительных манипуляциях нагрузка на пальцы возрастает, в связи с чем точность движений рук значительно ухудшается.
Цвет перчатки имеет значение при проведении диагностических/смотровых процедур ввиду необходимости идентификации попадания биологических жидкостей на поверхность перчатки. Несвоевременная идентификация попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала. Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала. Цвет перчатки бежевый, или белый позволяет оперативно визуально определить попадание биологических жидкостей или химических веществ на поверхность перчатки, для своевременной замены.
Медицинские изделия требуемых Заказчику цветов (белый или бежевый) изготавливаются множеством производителей, а также указание на цвет имеется в различных регистрационных удостоверениях (инструкциях к регистрационным удостоверениям) на медицинские перчатки.
Кроме того, положения МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1 прямо указывают на то, что медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства. Такими требованиями, обеспечивающими их потребительские свойства, среди прочих, являются удобство и комфортность их применения. Требование к "гигиенической" упаковке перчаток необходимо, прежде всего, для защиты персонала в условиях повышенного риска инфицирования, так как при извлечении перчаток предотвращается контакт рук с другими перчатками, содержащимися в упаковке. Гигиеническая упаковка также ведет к оптимизации временных затрат при оказании экстренной помощи. Требование к упаковке и способу извлечения перчаток влияет на качество, технические и функциональные характеристики товара, так как упаковка исключает загрязнение основной площади перчатки при изъятии перчатки, а значит, снижает риск передачи инфекции контактным путем. "Гигиеническая" форма упаковки (например, гигиенический диспенсер) широко применяется производителями и представлена на рынке медицинских изделий.
При формировании описания объекта закупки, установлении характеристик товара, определяющим фактором является потребность Заказчика с учетом специфики его деятельности и назначения такого товара, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Также, Комиссия Магаданского УФАС России отмечает, что Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16.3.5.1 (утв. Федеральной службой, но надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 2 сентября 2016 г.) не относятся к национальной системе стандартизации.
Стандартизация в Российской Федерации осуществляются на основе принятых Федеральных законов: "О техническом регулировании" N 184-ФЗ от 27.12.2002, "О стандартизации в Российской Федерации" N 162-ФЗ от 29.06.2015.
К документам по стандартизации относятся:
- документы национальной системы стандартизации;
- общероссийские классификаторы;
- стандарты организаций, в том числе технические условия;
- своды правил;
- технические спецификации (отчеты).
В перечисленных нормативно-правовых актах не содержится информаций, указывающей, что Методические рекомендации относятся к какому-либо виду документов в сфере стандартизации. Методические рекомендации МР 3.5.1.0113-16 утверждены не Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт), а Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Методические рекомендации входят в систему государственного санитарно-эпидемиологического нормирования Российской федерации, основным документом, регулирующим санитарное законодательство, является Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" N 52-ФЗ от 30.05.1999.
Методические рекомендации "МР 3.5.1.0113-16 содержат общие требования, предъявляемые к выбору и применению медицинских перчаток однократного применения для снижения риска возникновения инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи и профессиональных заболеваний персонала медицинских организаций, но не устанавливает требований к эксплуатационным характеристикам перчаток.
Таким образом, приведенные в жалобе Методические рекомендации не подлежат обязательному применению Заказчиком при описании объекта закупки по смыслу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Действующим законодательством, а также действующими стандартами ГОСТ, в том числе ГОСТ Р 52239-2004, не предусмотрено ограничений по цвету и форме (с повторяющимися кольцевыми анатомическими расширениями в области суставов пальцев), упаковке медицинских перчаток. ГОСТ содержит минимальные требования к продукции, что не ограничивает Заказчика по включению в описание объекта закупки требований к товару, являющихся значимыми для него. Законом о контрактной системе предусмотрено, что в случае, если технические характеристики товара отличаются от требований государственных стандартов, то должно быть обоснование таких характеристик. Обоснование установленных требований к цвету, форме и упаковке перчаток Заказчиком указано.
Также, в государственных стандартах, в том числе в ГОСТ 52239 - 2004, указаны минимальные значения и параметры, в том числе минимальные значения длины перчаток. Данные показатели в ГОСТ обозначены словами "не менее". При этом каких-либо ограничений Национальный стандарт не содержит.
Положения ГОСТ не ограничивают Заказчика по включению в описание объекта закупки показателей характеристик товара, больших, чем минимальное значение ГОСТ. Требование к длине перчаток ( 260 мм) установлено в соответствии с пунктом 6.1 ГОСТ Р 52239-2004, согласно которому длина перчаток, измеряемая по кратчайшему расстоянию от кончика среднего пальца до края манжеты, должна быть не менее 230 мм.
Длина перчаток 260 мм необходима Заказчику для дополнительной защиты предплечья медицинского персонала при контакте с агрессивными веществами и антисептиками во время проведения лечебно-диагностических манипуляций и процедур в условиях повышенного риска.
Согласно статье 8 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не представил какие-либо доказательства, свидетельствующие о невозможности участия Общества в рассматриваемой закупке, а также нарушении его прав и законных интересов.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЛДЦ" на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Магаданского областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городская поликлиника" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка перчаток смотровых/процедурных нитриловых, неопудренных, нестерильных" (реестровый номер извещения 0847500000924000738) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 15 мая 2024 г. N 049/06/33-141/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024