Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Уполномоченное учреждение) С<_> (дов. N 2 от 20.02.2024), Е<_> (дов. N 3 от 20.02.2024), без участия представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной центр охраны материнства и детства" (далее - ГБУЗ "Магаданский областной центр охраны материнства и детства", Заказчик), представителей общества с ограниченной ответственностью "Фарм-СТ" (далее - ООО "Фарм-СТ", Заявитель), извещенных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка реагентов для автоматического гематологического анализатора MEK-6510K для нужд ГБУЗ "Магаданский областной центр охраны материнства и детства" (реестровый номер извещения 0847500000924000757).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает на несоответствие извещения о закупке (технического задания) требованиям Закона о контрактной системе, действующего законодательства Российской Федерации,
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 03.05.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка реагентов для автоматического гематологического анализатора MEK-6510K для нужд ГБУЗ "Магаданский областной центр охраны материнства и детства" (реестровый номер извещения 0847500000924000757).
Начальная (максимальная) цена контракта 1 256 240,90 рублей.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2024 08:00; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 21.05.2024.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке была подана единственная заявка с идентификационным номером 116572091, признанная комиссией по осуществлению закупки соответствующей требованиям извещения. На основании пункта 1 части 1 статьи 52 Закона о контрактной системе запрос котировок в электронной форме признан несостоявшимся. Победителем закупки признан единственный участник с идентификационным номером 116572091, с ценовым предложением 1 182 000,00 рублей.
Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в извещении о закупке (структурированной форме описания объекта закупки), техническом задании (приложение к извещению) Заказчиком установлено чрезмерное требование к классу потенциального риска применения закупаемых медицинских изделий, а именно: "класс потенциального риска применения не выше первого - соответствие". Вместе с тем, по мнению Заявителя, из положений Приказа Минздрава РФ от 06.06.2012 N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий", ГОСТ 31508-2012 "Изделия медицинские. Классификация в зависимости от потенциального риска применения. Общие требования" (введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 ноября 2012 г. N 609-ст). прямо следует, что реагенты для анализаторов могут быть отнесены к классам 2а, 2б или 3 в зависимости от потенциального риска результатов их использования. Таким образом, набору реагентов для автоматических анализаторов МЕК может быть присвоен класс потенциального риска - 2а в соответствии с назначением, предусмотренным производителем. Кроме того, в нарушение положений законодательства о контрактной системе, в извещении о закупке (описании объекта закупки) Заказчиком не дано обоснование установления требования к классу потенциального риска применения закупаемых медицинских изделий, в том числе, обоснование установления спорной характеристики не дано Уполномоченным учреждением, Заказчиком в ответе на направленный Заявителем запрос разъяснения положений извещения о закупке.
Рассмотрев указанный довод, извещение о закупке (с приложениями), заслушав пояснения представителей Уполномоченного учреждения, Комиссия приходит к следующему.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В письменном пояснении (вх. N 2122-ЭП/24 от 22.05.2024) Уполномоченное учреждение указало, что в совокупности смысла норм пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины установления требований к товарам и их характеристикам. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 5 Правил использования КТРУ (утв. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145) Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Предметом закупки являются реагенты для автоматического гематологического анализатора Nihon Kohden MEK-6510K, имеющегося у Заказчика. Данный анализатор является системой закрытого типа и, согласно эксплуатационной документации, предусматривает использование только оригинальных реагентов. В эксплуатационной документации (стр. 2.11) производитель указывает совместимые реагенты с данным оборудованием. Согласно сертификату соответствия, совместимые реагенты зарегистрированы Росздравнадзором регистрационным удостоверением N ФСЗ 2011/11124 от 24 ноября 2011 года. В данном РУ указан класс потенциального риска применения медицинского изделия - 1. Таким образом, Заказчик сформировал в описании объекта закупки требования к характеристикам товара с учетом своих потребностей и требований эксплуатационной документации к анализатору Nihon Kohden MEK-6510K (подтверждающие документы представлены в материалы дела).
Также Уполномоченное учреждение отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность подачи запросов на разъяснение положений извещения о закупке посредством ЕИС при проведении запроса котировок в электронной форме. В адрес Уполномоченного учреждения иным техническим способом запроса на разъяснение положений извещения о закупке от Заявителя не поступало.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" обращение медицинских изделий включает в себя технические испытания, токсикологические исследования, клинические испытания, экспертизу качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, их государственную регистрацию, производство, изготовление, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, подтверждение соответствия, хранение, транспортировку, реализацию, монтаж, наладку, применение, эксплуатацию, в том числе техническое обслуживание, предусмотренное нормативной, технической и (или) эксплуатационной документацией производителя (изготовителя), а также ремонт, утилизацию или уничтожение. Производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В письмах от 05.02.2016 N 09-С-571-1414, от 22.06.2017 N 04-31270/17 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения сообщила, что возможность эксплуатации медицинского оборудования одного производителя совместно с принадлежностями другого производителя (в том числе реагентов и расходных материалов) определяется производителем медицинского оборудования, и указывается в документации к оборудованию, на основании результатов экспертиз качества, эффективности и безопасности медицинских изделий, в том числе в комплекте регистрационной документации. Совместное применение таких изделий без проведенных экспертиз на совместимость может привести к причинению вреда жизни, здоровью граждан и медицинских работников.
В соответствии с частью 4 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" на территории Российской Федерации разрешается обращение медицинских изделий, прошедших государственную регистрацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с международными договорами и актами, составляющими право Евразийского экономического союза.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации медицинских изделий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2012 N 1416 "Об утверждении Правил государственной регистрации медицинских изделий", государственная регистрация медицинских изделий осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор РФ).
Пунктом 6 Правил государственной регистрации медицинских изделий установлено, что документом, подтверждающим факт государственной регистрации медицинского изделия, является регистрационное удостоверение на медицинское изделие (РУ).
В соответствии с подпунктом "и" пункта 9 Правил государственной регистрации медицинских изделий в заявлении о государственной регистрации медицинского изделия указывается класс потенциального риска применения медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий.
В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия отмечает, что указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Извещение о закупке не предусматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием спорной характеристики закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фарм-СТ" на положения извещения о закупке Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданский областной центр охраны материнства и детства" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка реагентов для автоматического гематологического анализатора MEK-6510K для нужд ГБУЗ "Магаданский областной центр охраны материнства и детства" (реестровый номер извещения 0847500000924000757) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 23 мая 2024 г. N 049/06/33-156/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024