Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
<_>
при участии представителя Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - Уполномоченное учреждение, МОГКУ "Центр закупок Магаданской области") Б<_> (дов. N 8 от 27.04.2024), без участия представителей Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница", индивидуального предпринимателя С<_> (далее - ИП С<_>, Поставщик), уведомленных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, рассмотрела материалы, поступившие от Уполномоченного учреждения для решения вопроса о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков об участнике закупки - ИП С<_>, в связи с уклонением от заключения государственного контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания (сахар) для нужд филиалов ГБУЗ "Магаданская областная больница" в мае - июле 2024 года" (реестровый номер 0847500000924000717).
Комиссия в результате осуществления проверки факта уклонения участника от заключения контракта и проверки факта недобросовестности участника закупки на основании пункта 13 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также внеплановой проверки, предусмотренной пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
1. 26.04.2024 Уполномоченным учреждение - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области" в Единой информационной системе (далее - ЕИС) на официальном сайте www.zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания (сахар) для нужд филиалов ГБУЗ "Магаданская областная больница" в мае - июле 2024 года" (реестровый номер 0847500000924000717).
Начальная (максимальная) цена контракта 63 951,01 рублей.
Согласно извещению о проведении рассматриваемого запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 07.05.2024 08:00, дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 08.05.2024.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 08.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников с идентификационными номерами: 116480587, 116495546, признанные комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения, победителем закупки признан участник с идентификационным номером 116480587 (ИП С<_>), с ценовым предложением 55 000,00 рублей.
2. Согласно пунктам 1, 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе заключение контракта по результатам проведения электронного запроса котировок осуществляется в порядке, установленном статьей 51 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик формирует и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
2) участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 3 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с пунктом 1 настоящей части;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные пунктом 1 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления участником закупки, с которым заключается контракт, действий в соответствии с пунктом 2 настоящей части, но не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
4) осуществление действий, предусмотренных пунктом 2 части 2, пунктом 2 части 3, пунктами 2 и 3 части 4 статьи 51 настоящего Федерального закона, не допускается.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 51 Закона о контрактной системе участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом).
В силу пункта 1 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно подпунктам "а", "б" пункта 2 части 6 статьи 51 Закона о контрактной системе заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно статьям 190, 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
13.05.2024, во исполнение требований пункта 1 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе, Уполномоченным учреждением размещен в ЕИС без своей подписи проект контракта.
В силу пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе участнику закупки - ИП С<_> не позднее одного рабочего дня, следующего за днем размещения Уполномоченным учреждением в единой информационной системе проекта контракта, то есть до 14.05.2024, надлежало подписать усиленной электронной подписью указанный проект контракта и разместить на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте).
Согласно информации в ЕИС, 14.05.2024 государственный контракт, заключаемый с ГБУЗ "Магаданская областная больница" по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания (сахар) для нужд филиалов ГБУЗ "Магаданская областная больница" в мае - июле 2024 года" (реестровый номер 0847500000924000717), победителем закупки подписан не был.
3. В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
15.05.2024, в соответствии с протоколом NППУ20_1, ИП С<_> был признан уклонившимся от заключения контракта на основании невыполнения требований пункта 2 части 6 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Исходя из положений части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, Уполномоченное учреждение в срок до 15.05.2024 должно было направить в территориальное управление, уполномоченное на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков, в связи с уклонением такого участника от подписания государственного контракта.
Материалы о включении ИП С<_> в реестр недобросовестных поставщиков были направлены в Магаданское УФАС России 15.05.2024 посредством размещения обращения в ЕИС.
Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что Уполномоченным учреждением соблюден срок направления обращения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок о факте уклонения от заключения контракта.
4. Частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу норм Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.
Согласно подпункту "б" пункта 13 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, орган контроля принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Включение в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика (подрядчика, исполнителя) в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности организации в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах. Как мера публичной ответственности такое включение индивидуального предпринимателя в реестр недобросовестных поставщиков должно отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о включении ИП С<_> в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией факта уклонения от заключения контракта без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Иное противоречит задачам действия реестра недобросовестных поставщиков. Таким образом, антимонопольный орган при принятии решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не должен ограничиваться формальной позицией, подлежат установлению именно обстоятельства недобросовестного поведения.
Вместе с тем, на уведомление Магаданского УФАС России (исх. N ВС/1426/24 от 16.05.2024) о рассмотрении настоящего дела, ИП С<_> ответа не предоставил, в том числе документов, подтверждающих техническую невозможность подписания контракта в установленный Законом о контрактной системе срок, а также не обеспечил участие в заседании Комиссии по рассмотрению настоящего дела.
Из устных пояснений представителя Уполномоченного учреждения в ходе заседания Комиссии следует, что в ходе телефонного разговора ИП С<_> указал, что зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с апреля 2024 года (согласно выписке из ЕГРИП, дата регистрации 01.04.2024), опыта участия в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд не имеет, ввиду чего неверно определил срок подписания контракта. Недобросовестное поведение в действиях ИП С<_> не подразумевалось.
Проведя внеплановую проверку закупки, рассмотрев документы, представленные в дело, заслушав пояснения представителя Уполномоченного учреждения, Комиссия Магаданского УФАС приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Вина участника электронного аукциона может выражаться не только в форме умысла (при совершении противоправных действий - участник предвидел возможность наступления общественно опасных последствий, имел намерение их наступления или не имел, но сознательно допускал негативные последствия либо относился к ним безразлично), но и в форме неосторожности, то есть при совершении действий участник предвидел возможность наступления негативных последствий, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывал на их предотвращение либо вообще их не предвидел, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должен был и мог предвидеть эти последствия.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Лицо, принимающее участие в закупке, подавая заявку на участие в электронном аукционе, должно осознавать все связанные с таким участием риски и возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания последнего победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем. При этом, такими действиями (бездействием) не соблюдаются права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения договора.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении действий, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, либо в бездействии, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, чем создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Претендуя на заключение контракта, путем участия в закупке для обеспечения государственных или муниципальных нужд (запросе котировок в электронной форме, электронном аукционе, электронном конкурсе), участник закупки не только имеет возможность учитывать специфику заключения контракта на электронной площадке (с учетом способа закупки), но и обязан это сделать. Победитель конкурентной процедуры должен осознавать, что он вступает в публично-правовые отношения, связанные с расходованием бюджетных средств на реализацию публичных экономически и социально значимых нужд, что предполагает значительно большую ответственность сторон в этих правоотношениях, в отличие от тех правоотношений, которые основаны исключительно на частноправовых началах.
Пунктом 2 статьи 401 ГК РФ установлено, что отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Доказательств отсутствия вины в действиях ИП С<_>, наступления обстоятельств, приведших к невозможности подписания индивидуальным предпринимателем контракта в установленный срок, в материалы дела не представлено.
Таким образом, Комиссия Магаданского УФАС России приходит к выводу, что ИП С<_> не были соблюдены требования Закона о контрактной системе, не предприняты все необходимые меры для подписания контракта, в связи с чем, лицо подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного и в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Уполномоченным учреждением - Магаданским областным государственным казенным учреждением "Центр закупок Магаданской области" о включении в Реестр недобросовестных поставщиков сведений об участнике закупки - индивидуальном предпринимателе С<_> (ИНН<_>), в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения запроса котировок в электронной форме "Поставка продуктов питания (сахар) для нужд филиалов ГБУЗ "Магаданская областная больница" в мае - июле 2024 года" (реестровый номер 0847500000924000717) включить в Реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
2. Датой включения сведений в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения соответствующих сведений в ЕИС.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 22 мая 2024 г. N 049/10/104-154/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024