Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
<_>
при участии представителя Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" (далее - Заказчик) Т<_> (дов. N 71 от 23.05.2024), без участия представителей Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области" (далее - МОГКУ "Центр закупок Магаданской области", Уполномоченное учреждение), представителей общества с ограниченной ответственностью "Фарм-СТ" (далее - ООО "Финист", Заявитель), извещенных надлежащим образом о дате и времени заседания Комиссии, рассмотрела жалобу Заявителя на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения, Заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка средств дезинфицирующих для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" в 2024 году" (реестровый номер извещения 0847500000924000794).
Жалоба подана в установленный частью 2 статьи 105 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) срок.
В жалобе Заявитель указывает на несоответствие извещения о закупке (технического задания) требованиям законодательства о контрактной системе.
Изучив представленные документы и материалы, осуществив внеплановую проверку, руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия Магаданского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
1. 08.05.2024 Уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной сиcтемы (далее - ЕИС) zakupki.gov.ru было размещено извещение о проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка средств дезинфицирующих для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" в 2024 году" (реестровый номер извещения 0847500000924000794).
Начальная (максимальная) цена контракта 4 645 788,40 рублей.
Согласно извещению о проведении запроса котировок в электронной форме, дата и время окончания подачи заявок - 17.05.2024 09:00; дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 21.05.2024.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 21.05.2024 NИЗК1 на участие в закупке было подано 2 заявки участников с идентификационными номерами:116583342, 116580308, признанные комиссией по осуществлению закупки соответствующими требованиям извещения. Победителем запроса котировок в электронной форме признан участник с идентификационным номером 116583342, сделавший наименьшее предложение о цене контракта - 3 498 000,00 рублей.
Контракт на момент рассмотрения жалобы не заключен.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, в извещении о закупке (структурированной форме описания объекта закупки), техническом задании (приложение к извещению) Заказчиком установлены избыточные требования к закупаемому товару по позициям 1, 2, 6 технического задания, а именно:
- об отсутствии в составе дополнительных АДВ: производные фенолов, третичный амин, йод, кислоты, гуанидиновые соединения, более 1-го вида ЧАСа (для уменьшения риска побочных эффектов);
- о соответствии по параметрам острой токсичности при введении в желудок и при нанесении на кожу - не менее 4 класса (низкая токсичность дезинфицирующего средства обеспечивает безопасность его применения, в соответствии с ГОСТ 12.1.007-76, ГОСТ Р 58151.1-2018);
- требования к количественным дополнительным характеристикам, не предусмотренным в КТРУ:
В качестве действующего вещества содержит 1пропанол |
|
Процент |
Указывают в заявке конкретное значение характеристики |
АДВ отражают потребность, связанную с результатами производственного контроля, мониторинга чувствительности средств к госпитальной среде |
В качестве действующего вещества содержит 2пропанол |
|
Процент |
Указывают в заявке конкретное значение характеристики |
|
В составе присутствует ЧАС |
|
Процент |
Указывают в заявке конкретное значение характеристики |
Заявитель указывает, что абсолютно все ЧАС (четвертичные аммониевые соединения) обладают следующими свойствами: бесцветность и отсутствие запаха, стабильность в присутствии органических веществ, отсутствие коррозии металлов, стабильность в широком интервале температур, отсутствие кожно-раздражающего действия, эффективность при высоких значениях pH, высокая активность в отношении плесневых грибов, отсутствие токсичности. Виду чего, Заявитель полагает, что Заказчиком в техническом задании установлены избыточные требования к товару, противоречащие действующему законодательству и ограничивающие конкуренцию.
Рассмотрев указанный довод, извещение о закупке (с приложениями), заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия приходит к следующему.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен указать функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Кроме того, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, должно содержать информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно извещению о закупке (описанию объекта закупки), Заказчиком по позициям 1 и 2 технического задания определен код закупаемого товара по КТРУ 20.20.14.000-00000005 "Средство дезинфицирующее"; по позиции 6 технического задания: КТРУ 20.20.14.000-00000007 "Средство дезинфицирующее". Характеристики товара по данным позициям КТРУ отсутствуют.
В соответствии с пунктами 5, 6 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Обоснования применения, при описании товаров по позициям 1, 2, 6 технического задания, дополнительных характеристик Заказчиком установлены, отражают потребность, связанную с результатами производственного контроля, мониторинга чувствительности средств к госпитальной среде, для обеспечения безопасность применения такого товара, уменьшения риска побочных эффектов, и кроме того, предусмотрены инструкциями по применению аналогичных дезинфицирующих средств.
В письменном пояснении (вх. N 2098-ЭП/24 от 21.05.2024) Заказчик указал, что каждое вещество группы ЧАС имеет разную формулу. Формула ЧАС основана на соединении четырехвалентного азота с другими химическими органическими веществами, от этого соединения зависят свойства и антибактериальная активность каждого ЧАС. Наличие в требуемом дезинфицирующем средстве вещества "Алкилдиметилбензиламмония хлорид" обусловлено тем, что именно данное действующее вещество в указанной концентрации является необходимым Заказчику, так как обладает антимикробным, фунгицидным действием и гарантирует эффективную обработку кожных покровов. Заказчик установил требование к содержанию основного ЧАС, которое будет способствовать достижению целевой эффективности применения средства. Более того, в техническом задании указан диапазон допустимой концентрации активнодействующих веществ, что позволяет рассмотреть разные дезинфицирующие средства, представленные на рынке (например: АХД экпресс 2000, Мирофлорес, Алсофт Р, Дезон и др.).
В статье 8 Закона о контрактной системе установлено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Комиссия отмечает, что указание Заказчиком в извещении о закупке характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки (пункт 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017)).
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
Извещение о закупке не предусматривает, что осуществление закупки производится среди производителей товара. В аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков. Участником закупки может выступать любое лицо, готовое поставить товар, отвечающий требованиям Извещения и требованиям Заказчика. Объективные причины невозможности приобретения товара с требуемыми Заказчику характеристиками Заявителем не представлены.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Заявитель не обеспечил участие в заседании Комиссии, не привел каких-либо доводов в отношении ущемления его прав и законных интересов в связи с наличием спорной характеристики закупаемого товара.
В соответствии с пунктом 33 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, указывает, что механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Закона о контрактной системе, в соответствии с пунктом 2 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения вышеуказанных публичных интересов.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях Уполномоченного учреждения, Заказчика нарушения положений законодательства о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
Руководствуясь частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктами 3.35-3.40 Административного регламента, Комиссия Магаданского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Финист" на положения извещения об осуществлении закупки Уполномоченного учреждения - Магаданского областного государственного казенного учреждения "Центр закупок Магаданской области", Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Магаданская областная больница" при проведении запроса котировок в электронной форме "Поставка средств дезинфицирующих для нужд ГБУЗ "Магаданская областная больница" в 2024 году" (реестровый номер извещения 0847500000924000794) необоснованной.
Решение Комиссии Магаданского УФАС России может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Магаданской области от 23 мая 2024 г. N 049/06/33-157/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024