В соответствии с приказом Омского УФАС России от 03.05.2024 N 88/24 и подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее также Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576),
Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
Шмаковой Т.П. - заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;
Зефирова А.Н. - начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
Миняевой А.О. - заместителя начальника отдела контроля закупок, члена Комиссии,
по результатам проведения внеплановой проверки (без заседания комиссии) соблюдения казенным учреждением Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг" (далее - уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок), бюджетным учреждением здравоохранения Омской области "Областная детская клиническая больница" (далее - заказчик, учреждение, БУЗОО "ОДКБ") требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских изделий для эндокринологического отделения БУЗОО "ОДКБ" (Реестровый номер 240794)" (извещение N 0852500000124000781) (далее также аукцион, электронный аукцион, закупка),
У С Т А Н О В И Л А:
1. 02.04.2024 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000124000781 об осуществлении закупки с начальной (максимальной) ценой контракта 7 800 000 руб.
16.04.2024 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому на участие в закупке было подано 2 заявки, ценовые предложения сделаны двумя участниками закупки, наименьшее ценовое предложение (7 683 000 руб.) сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 116383463, при этом снижение начальной (максимальной) цены контракта составило 1,5 %.
Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения обо осуществлении закупки. Победителем признан участник с идентификационным номером заявки 116383463 с ценой контракта 7 683 000 руб.
На момент проведения проверки контракт не заключен.
2. В результате проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
25.04.2024 в Омское УФАС России поступило (вх. N 3835-ЭП/24) обращение заказчика, содержащие информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
В частности в обращении было указано, что код вида медицинского изделия, предложенного победителем закупки, не соответствует распоряжению Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3053-р "Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг" (далее - Распоряжение).
Кроме того, по мнению заказчика, предложенное медицинское изделие не имеет встроенного глюкометра.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
В силу частей 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 данного закона.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
Согласно статье 7 Федерального закона о контрактной системе в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частями 1 и 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе регламентировано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям такого закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона о контрактной системе государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных таким законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Статьей 34 БК РФ регламентировано, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является эффективность использования бюджетных средств, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Согласно пункту 1 части 1, части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 23 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее также Правила использования КТРУ либо Правила использования КТРУ, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.01.2022 N 60 "О мерах по информационному обеспечению контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, по организации в ней документооборота, о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Документы, сформированные без использования единой информационной системы, размещаются в единой информационной системе в форме электронного документа или образа бумажного документа, объем каждого из которых не должен превышать 50 мегабайт, при этом если информация, содержащаяся в таких электронных документах и (или) образах, не соответствует информации, сформированной с использованием единой информационной системы, приоритет имеет информация, сформированная с использованием единой информационной системы.
Согласно извещению об осуществлении закупки заказчиком закупается помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром по позиции каталога товаров, работ, услуг (далее также КТРУ) 32.50.50.190-00000403.
Вместе с тем в электронных документах "Описание объекта закупки" и "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта", размещенных в составе извещения об осуществлении закупки, было указано наименование закупаемого медицинского изделия - помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная. Данное наименование соответствует иной позиции КТРУ 32.50.50.190-00000385.
В данной части следует отметить, что позиции каталога товаров, работ, услуг по медицинским изделиям формируются*(1) на основании номенклатурной классификации медицинских изделий (далее также НКМИ), утвержденной приказом Минздрава России от 06.06.2012 N 4н, соответствующей рабочей группой Экспертного совета по формированию и ведению каталога, действующего на основании приказа Минфина России от 20.07.2017 N 542, с участием представителей отраслевых федеральных органов исполнительной власти (в том числе Минздрава России, Росздравнадзора, ФАС России), органов власти субъектов Российской Федерации, ведущих врачей и специалистов в соответствующей области (см. письма Минфина России от 19.05.2022 N 24-03-07/46536, от 12.07.2022 N 24-03-07/67085).
Комиссией установлено:
1) позиция КТРУ 32.50.50.190-00000403 "Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром" сформирована на основании кода вида медицинского изделия 207650 "Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная со встроенным глюкометром".
Согласно НКМИ и указанной позиции каталога товаров, работ, услуг под помпой инсулиновой инфузионной амбулаторной со встроенным глюкометром понимается совокупность портативных приборов с питанием от батареи, предназначенных для введения инсулина и измерения уровня глюкозы в крови; используется в качестве средства управления сахарным диабетом для пациентов с инсулиновой зависимостью. Состоит из портативной электронной инсулиновой помпы, которая обеспечивает постоянное подкожное введение инсулина с установленной и переменной скоростью, микропроцессорного устройства беспроводного дистанционного управления (контроллера), который сопрягается с помпой для управления ее функциями и получения данных о статусе прибора. Контроллер также содержит глюкометр и встроенный порт для тест-полоски для количественного измерения уровня глюкозы в капиллярной крови;
2) позиция КТРУ 32.50.50.190-00000385 "Помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная" сформирована на основании кода вида медицинского изделия 207640 "Помпа инсулиновая инфузионная амбулаторная, электронная", под которой понимается портативное работающее от батареи электронное устройство, разработанное для обеспечения непрерывной или периодической подкожной доставки инсулина пациенту с сахарным диабетом. Устройство может быть в форме бейджа, приклеиваемого к коже или одежде (например, на пластыре), или носиться в чехле, прикрепляемом к ремню, или в кармане. Включает резервуар (например, картридж, как в шприце), помповый механизм и контроллер скорости инфузии. Помпа используется для инфузии микродоз и/или болюсного введения инсулина подкожно, как правило, в брюшную полость при помощи иглы или катетера (не относящихся к данному виду).
Из представленных заказчиком материалов (вх. N 4269-ЭП/24 от 13.05.2024) следует, что изначально при формировании потребности учреждения планировалось к закупке медицинское изделие помпа инфузионная инсулиновая амбулаторная по позиции КТРУ 32.50.50.190-00000385.
Указанное подтверждается заявкой заказчика на поставку медицинских изделий для эндокринологического отделения БУЗОО "ОДКБ", которая была согласована 11.03.2024 соответствующими должностными лицами заказчика.
Запросы коммерческих предложений, которые заказчиком направлялись в рамках обоснования начальной (максимальной) цены контракта, также содержали указание на помпу инфузионную инсулиновую амбулаторную.
Данные обстоятельства подтверждаются размещенными в составе извещения электронными документами "Описание объекта закупки" и "Обоснование начальной (максимальной) цены контракта".
Фактически же в структурированной форме извещения указано наименование товара, в отношении которого потребность заказчика не была сформирована должным образом, в том числе не проведено обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки содержит недостоверную (противоречивую) информацию относительно наименования закупаемого товара.
Учитывая изложенное, Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Данные нарушения повлекли подачу победителем закупки заявки, содержащей аналогичные противоречивые сведения относительно наименования медицинского изделия.
В данном случае также необходимо учитывать, что приведенные обстоятельства обуславливают невозможность заключения контракта в соответствии с требованиями части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе.
При этом относительно доводов обращения заказчика о несоответствии кода вида медицинского изделия, предложенного участником закупки, соответствующему Распоряжению Комиссия отмечает, что положения извещения об осуществлении закупки не содержали каких-либо требований в части соответствия медицинского изделия определенному коду вида медицинского изделия, а равно указанному Распоряжению.
Отсутствие глюкометра в составе предложенного победителем закупки медицинского изделия с учетом того, что в качестве характеристики товара требование о наличии глюкометра в составе медицинского изделия предъявлено не было, а равно с учетом неоднозначной потребности заказчика, в рассматриваемом конкретном случае не могло являться основанием для отклонения заявки.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь пунктом 2 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Областная детская клиническая больница" нарушение статьи 7, пункта 5 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, Правил использования КТРУ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
2. Выдать казенному учреждению Омской области "Центр закупок товаров, работ, услуг", бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Областная детская клиническая больница", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
3. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Заместитель председателя Комиссии |
Т.П. Шмакова
А.Н. Зефиров |
Член Комиссии |
А.О. Миняева |
|
|
-------------------------------------------
*(1) Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 20 мая 2024 г. N 055/10/99-439/2024 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - изделия медицинского назначения - государственные и муниципальные нужды - контрактная система в сфере закупок - ктру)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024