Резолютивная часть решения оглашена 20 мая 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: <_>, председателя Комиссии, заместителя руководителя; членов Комиссии: <_>, главного государственного инспектора отдела контроля закупок, <_>, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля рекламы и недобросовестной конкуренции, при участии представителя Государственного казенного учреждения Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" <_> (доверенность N87 от 29.03.2024), при участии представителей Областного государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения "Рязанский многопрофильный колледж" <_> (доверенность б/н от 16.05.2024), <_> (доверенность б/н от 16.05.2024), <_> (доверенность б/н от 16.05.2024), в присутствии представителей ООО "Государство детей" <_> (доверенность N 02-ГД/2024 от 15.01.2024), <_> (доверенность N 03-ГД/2024 от 15.01.2024), в отсутствие представителей АО "ЕЭТП", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Государство детей" (вх. 2558-ЭП/24 от 14.05.2024) на действия Заказчика (Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Рязанский многопрофильный колледж") при проведении электронного аукциона в электронной форме на оказание услуги по разработке дополнительных сервисов ГИС ЦОПП (извещение N 0859200001124005122 от 06.05.2024) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Областным государственным бюджетным профессиональным образовательным учреждением "Рязанский многопрофильный колледж" (далее - Заказчик) инициирована процедура закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуги по разработке дополнительных сервисов ГИС ЦОПП (далее - электронный аукцион).
06 мая 2024 года извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Уполномоченным учреждением выступило Государственное казенное учреждение Рязанской области "Центр закупок Рязанской области" (далее - Уполномоченное учреждение).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 8 213 600 рублей 00 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Заказчиком размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки с нарушением срока;
2) Извещение об осуществлении закупки не соответствует Закону о ФКС, поскольку требование наличия у участника закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям: свидетельство о государственной регистрации программы или действующий лицензионный договор (соглашение) с правообладателем на право распространения программ или иные документы, подтверждающие наличие необходимых прав ведет к незаконному ограничению конкуренции, так как получение прав, а соответственно исполнение контракта зависит от действия или бездействия третьих лиц;
3) Заказчик соединил в одну закупку покупку неисключительных прав, передачу исключительных прав по абстрактному лицензионному договору, доработку/настройку переданного ПО и техническую поддержку, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
В ходе заседания представители Заявителя поддержали доводы, изложенные в жалобе.
В отзыве на жалобу N150 от 17.05.2024 Уполномоченное учреждение сообщило, что описание объекта закупки соответствует требованиям Закона о ФКС и не нарушает законных интересов участников закупки. В частности, Заказчик воспользовался предоставленным ему Федеральным законом правом в необходимой степени детализировать объект закупки, исходя из своих объективных потребностей.
В отзыве на жалобу б/н от 17.05.2024 Заказчик сообщил, что описание объекта закупки не противоречит Закону о ФКС.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика и Уполномоченного учреждения сообщили, что считают жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение сторон, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены сроки при размещении разъяснения участнику закупки.
В соответствии с частью 5 статьи 42 Закона о ФКС любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
Согласно, части 1 статьи 2 Закона о ФКС законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Запрос на разъяснение документации поступил 07 мая 2024 года, соответственно разъяснения положений извещения об осуществлении закупки должно быть размещено 09 мая 2024.
Вместе с тем, согласно, производственному календарю дни с 09 мая по 12 мая 2024 года являлись нерабочими днями. Следовательно, срок размещения разъяснений Заказчиком переносится первый рабочий день на 13 мая 2024 года.
Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводам, что довод жалобы не обоснован, поскольку разъяснения размещены 13 мая 2024 года, то есть в установленный законом срок.
2) Извещение об осуществлении закупки не соответствует Закону о ФКС, поскольку требование наличия у участника закупки документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям: свидетельство о государственной регистрации программы или действующий лицензионный договор (соглашение) с правообладателем на право распространения программ или иные документы, подтверждающие наличие необходимых прав ведет к незаконному ограничению конкуренции, так как получение прав, а соответственно исполнение контракта зависит от действия или бездействия третьих лиц.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о ФКС при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о ФКС в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о ФКС заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Таким образом, с учетом положений, содержащихся в статье 33 Закона о ФКС, вправе включить в описание объекта закупки такие товары и требования к товару, их технические и качественные характеристики, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения им соответствующих функций.
Закон о ФКС не содержит норм, обязывающих заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Представитель Заказчика пояснил, что использует в своей деятельности программные продукты 1С в различных версиях в том числе 1С-СОФТ, 1С-Бухгалтерия, 1С-колледж и прочие программные продукты выбор указанных программных продуктов обусловлен необходимостью обеспечения совместимости с программным обеспечением, применяемым Заказчиком для собственных нужд и требующим настройки, модернизации, усовершенствования, в том числе перехода на обновленные версии продукта, а также потребностью расширения действующих лицензий.
Также представитель Заказчика сообщил, что указанные в описании объекта закупки программные продукты:
- 1С: Колледж ПРОФ. Регион;
- 1С: Предприятие 8 ПРОФ;
- CDO. LMS уже имеются у Заказчика, приобретение новых программных продуктов не предусмотрено. Требуется только модернизация и развитие.
Требования, предъявленные к участникам закупки о предоставлении свидетельств о государственной регистрации программы или действующего лицензионного договора (соглашения) с правообладателем на право распространения программ или иные документы, подтверждающие наличие необходимых прав, обусловлены необходимостью подтверждения правомочности использования участником программного обеспечения требующего модернизации, полностью соответствуют требованиям законодательства РФ, являются стандартными условиями проведения процедуры закупки усовершенствованного программного обеспечения и подтверждают возможность законного использования программного обеспечения как участником так и Заказчиком.
В материалы дела представлены три коммерческих предложения, соответственно, имеются потенциальные исполнители, готовые выполнить обязательства на условиях, установленных в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, извещение об осуществлении закупки не противоречит требованиям Закона о ФКС.
3) По мнению заявителя Заказчик соединил в одну закупку покупку неисключительных прав, передачу исключительных прав по абстрактному лицензионному договору, доработку/настройку переданного ПО и техническую поддержку, что вводит потенциальных участников в заблуждение.
В соответствии с п. 3.1 Типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и (или) развитию (модернизации) государственных (муниципальных) и (или) иных информационных систем, утвержденных приказом Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникация Российской Федерации N 715 от 17.12.2020 подрядчик (исполнитель) обязан без увеличения цены контракта передать Заказчику исключительное право на результаты работы, включающие исходные коды программ, библиотеки, базы данных и всю относящуюся документацию.
Согласно ст. 1235 Гражданского кодекса российской Федерации по лицензионному договору одна сторона - обладатель исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования такого результата или такого средства в предусмотренных договором пределах, а не исключительного права на него.
Представитель Заказчика отметил, что Заказчик уже является правообладателем существующей версии программного обеспечения и целью закупки является обновление и модернизация имеющегося программного обеспечения. Лицензионный договор может выступать дополнительной необходимостью, подтверждающей передачу прав на модифицированное программное обеспечение.
Следовательно, установление кода ОКПД2 - 62.01.11.000 услуги по проектированию и разработке информационных технологий для прикладных задач и тестированию программного обеспечения является обоснованным, так как не требуется поставка программного обеспечения.
В ходе заседания представитель Заказчика пояснил, что центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) - это региональная структура, призванная осуществлять подготовку кадров для реализации потребностей экономики региона, и объединяет в себе информационные и технические ресурсы профессиональных образовательных учреждений Рязанской области.
Данное взаимодействие охватывает такие сферы деятельности, как организация приемной компании, ведение контингента, формирование индивидуальных образовательных программ для каждого участника системы и многое другое. Данная деятельность требует индивидуальных цифровых решений, которые в готовом виде не представлены на рынке.
В связи с этим, ведется разработка и интеграция в деятельность колледжей региона цифровых решений на базе продуктов фирмы 1С. При этом каждый из используемых программных продуктов прошёл доработку в связи с запросами представителей системы СПО.
Разработка программного обеспечения для нужд Заказчика в соответствии с описанием объекта закупки является продолжением развития имеющейся информационной системы в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования и информационной политики и должна обеспечить преемственное развитие информационной системы ЦОПП.
Закупка нового программного обеспечения не требуется, так как потребуется дополнительное обучение на региональном уровне сотрудников колледжей, связанных с работой в программном обеспечении (существующей программе ЦОПП), что, в свою очередь, повлечет существенные затраты Заказчика, не предусмотренные программой и планом.
Таким образом, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что данный довод Заявителя не обоснован, поскольку извещение об осуществлении закупки в указанной части не противоречит требованиям Закона о ФКС.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, иных нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
Признать жалобу ООО "Государство детей" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель
Комиссии: <_>
Члены Комиссии: <_>
<_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 22 мая 2024 г. N 062/06/106-299/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024