Комиссия Марийского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
председателя Комиссии:
- заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
членов Комиссии:
- ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
- специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти;
в присутствии представителя заказчика - МКУ "ДМЗ" (далее - Заказчик): (на основании доверенности);
при участии посредством видеоконференцсвязи представителей заявителя - ООО "Сфера финансов": (на основании доверенности), (директор),
рассмотрев жалобу ООО "Сфера финансов" на действия комиссии заказчика - МКУ "ДМЗ" при проведении закупки на разработку дизайна интерьера, изготовление, поставка и монтаж информационных материалов для вновь строящейся школы в микрорайоне "Восточный" в г. Йошкар-Ола (номер извещения в ЕИС 0308300022924000230 от 26.04.2024),
УСТАНОВИЛА:
Заказчиком проводился электронный аукцион на разработку дизайна интерьера, изготовление, поставка и монтаж информационных материалов для вновь строящейся школы в микрорайоне "Восточный" в г. Йошкар-Ола (номер извещения в ЕИС 0308300022924000230 от 26.04.2024)
Согласно части 1 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Из пункта 2 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе следует, что подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля ( далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола ( при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом того, что жалоба на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, совершенные после даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в закупке, может быть подана исключительно участником закупки, подавшим заявку на участие в закупке.
Так, в Марийское УФАС России 08.05.2024 поступила жалоба ООО "Сфера финансов" на действия комиссии по осуществлению закупок при проведении указанного электронного аукциона.
По мнению заявителя заявка победителя закупки не соответствует требованиям установленным заказчиком для объекта закупки в извещении о проведении аукциона, в связи с чем такую заявку необходимо было признать не соответствующей.
Заказчик с доводами жалобы не согласился представил письменные пояснения, в которых просил признать жалобу необоснованной.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав участников дела, обсудив доводы жалобы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Так, из протокола подведения итогов закупки от 07.05.2024 следует, что на участие в закупке подано 2 заявки (идентификационные номера 1 и 2), которые признаны комиссией заказчика соответствующими требованиям извещения о проведении аукциона.
Податель жалобы указал, что заявка с идентификационным номером 1 признана победителем закупки в нарушение требований законодательства, так как по некоторым позициям описания объекта закупки участник мог указать недостоверные сведения о характеристиках объекта закупки, при этом податель жалобы пояснил, что до подачи жалобы не был знаком с заявкой победителя, а доводы о не соответствии заявки являются его предположением.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Комиссия Марийского УФАС России установила, что извещение о проведении закупки в соответствии с частью 2 статьи 42 Закона о контрактной системе содержит описание объекта закупки.
В описании объекта закупки, которое составляет 105 страниц, заказчик в числе прочего указано такие требования к информационным материалам, как:
Тип ПВХ |
ПВХ вспененный классический или ПВХ вспененный облегченный |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Модуль упругости материала ПВХ вспененный классический |
Отсутствует или не менее 930 КПа |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Выдерживаемая температура без деформаций |
< -20 и > 30 |
Градусов цельсия |
количественная |
участник закупки указывает в заявке диапазон значений характеристики |
Твердость по Шору ПВХ облегченного |
Отсутствует или более 17 единиц |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
По мнению заявителя при выборе участником закупки тип ПВХ вспененный классический, участник обязан был указать значение модуля упругости, так как для типа ПВХ вспененный классический модуль упругости является обязательной характеристикой.
Изучив заявку с идентификационным номером 1 Комиссия Марийского УФАС России установила, что в заявке по типу ПВХ указано ПВХ вспененный классический, по модулю упругости материла указано отсутствует, что соответствует требованиям заказчика.
Каких-либо положений, указывающих на то, что у ПВХ вспененного классического не может не быть модуля упругости извещение о проведении закупки не содержит, следовательно, у комиссии заказчика отсутствовали основания для отклонения заявки.
Также описание объекта содержит требования к светодиодам.
Цветовая температура диодов установленных в лицевую панель из полистирола |
Теплая или холодная или отсутствует |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Цветовая температура диодов установленных в лицевую панель из акрила |
нейтральная или холодная или отсутствует |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Температура цвета лицевой панели холодной |
От 7000К до 7500К или отсутствует |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Температура цвета лицевой панели нейтральной |
От 4000К до 4500К или отсутствует |
|
качественная |
участник закупки указывает в заявке только одно значение характеристики |
Комиссией Марийского УФАС России проанализирована заявка победителя закупки и установлены в том числе следующие несоответствия техническому заданию Заказчика.
Так, участник закупки с идентификационным номером 1 в заявке указал, что Цветовая температура диодов установленных в лицевую панель из полистирола будет теплой, а цветовая температура диодов установленных в лицевую панель из акрила будет нейтральная. Однако, в заявке указал значение температуры цвета лицевой панели холодной 7000К, тогда как не предложил к поставке лицевую панель холодного цвета.
Также согласно описанию объекта закупки Заказчику требовалось Объемный световой логотип (актовый зал), с характеристикой Выдерживаемая температура без деформаций < -30 и > 40. При этом победителем закупки в заявке указано > 30 и < -20, что формально не соответствует требованиям технического задания.
Далее, в описании объекта закупки заказчик по позиции Интерьерная стилистическая панель тип 3 (вестибюль) ОКПД2 22.29.91.000 указал следующие требования:
Изделие индивидуального изготовления должно быть учтено в дизайн проекте |
соответствие |
|
качественный |
значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Исполнение |
конструкции тематическим рисунком |
|
качественный |
значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Тип изделия |
Декоративное полотно из ПВХ с орнаментом, согласно разработанному дизайн-проекту |
|
качественный |
значение характеристики не может изменяться участником закупки |
Ширина изделия |
> 1800 и |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота изделия |
> 2800 и < 3200 |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина изделия Интерьерная стилистическая панель тип 3 более ширины изделия 1 Интерьерная стилистическая панель тип 1, раз |
|
|
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Комиссия Марийского УФАС России установила, что участник закупки с идентификационным номером 1 указал в заявке ширину изделия 600 (тип 1), а по типу 3 ширину изделия указал 2000, что более в 3, 33 раза, тогда заказчику было необходимо более чем в 4 раза.
Следовательно, в указанной части заявка с идентификационным номером 1 формально не соответствовала требованиям описания объекта закупки.
Кроме того, в описании объекта закупки по позиции настенные композиции 2 этаж заказчик указал следующее:
по типу 2,
Ширина изделия |
> 1000 и < 1500 |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота изделия |
> 1000 и < 1500 |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Ширина и высота настенной композиции (рекреация 2 этаж) тип 2 |
менее ширины и высоты настенной композиции (рекреация 2 этаж) тип 1 |
|
качественный |
значение характеристики не может изменяться участником закупки |
по типу 1,
Ширина изделия |
> 1000 и < 1500 |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Высота изделия |
> 1000 и < 1500 |
мм |
количественная |
участник закупки указывает в заявке конкретное значение характеристики |
Комиссия Марийского УФАС России установила, что участник с идентификационным номером заявки 1 указал высоту изделия по типу 1 и 2 1400, соответственно одинаковые значения, тогда как согласно технического задания высота типа 2 должна быть менее высоты типа 1.
Следовательно, в указанной части заявка с идентификационным номером 1 также формально не соответствовала требованиям описания объекта закупки.
Таким образом Комиссия Марийского УФАС России приходит к выводу, что у комиссии по осуществлению закупок имелись формальные основания для отклонения заявки победителя.
Жалоба заявителя признается обоснованной.
Однако Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что основания для отклонения заявки возникли ввиду сложного для восприятия и корректного заполнения технических, качественных характеристик товара.
Так, на вопрос Комиссии Марийского УФАС России представитель заказчика не смог пояснить необходимость установления требований к температуре цвета лицевой панели холодной, в случае если участник выбирает теплую или нейтральную.
Также заказчик затруднился пояснить о причинах включения в описание объекта закупки требований относительно указания во сколько раз ширина изделия интерьерная стилистическая панель тип 3 более ширины изделия 1 интерьерная стилистическая панель тип 1 и указание на то, что ширина и высота настенной композиции рекреация 2 этаж тип 2 должна быть менее ширины и высоты настенной композиции рекреация 2 этаж тип 1, при наличия указания всех необходимых габаритных параметров изделий.
Комиссия Марийского УФАС России отмечает, что приведенные выше положения вместе с объемным описанием объекта закупи делают невозможным корректное заполнение заявки на участие в закупке, за исключением участника, который знает данные противотечения, в таких случаях приоритет отдан именно оформлению заявки, нежели выявлению подрядчика (поставщика), который наилучшим образом и за меньшую стоимость способен исполнить контракт, что и подтверждается рассмотренной жалобой.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
С учетом изложенного, Комиссия Марийского УФАС России в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в рамках проведения внеплановой проверки закупки признает в действиях заказчика нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Ответственность за данное нарушение законодательства предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Учитывая изложенное, Комиссия в соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе принимает решение о признании жалобы обоснованной и необходимости выдачи заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства.
При исполнении предписания заказчику надлежит исключить из описания объекта закупки все противоречия и требования к характеристикам, которые влекут ограничение количества участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
решила:
1. Признать жалобу ООО "Сфера финансов" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика нарушение требований статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Марий Эл от 17 мая 2024 г. N 012/06/106-348/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024