Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей ФГБУ "ВГНКИ", в отсутствие представителей ИП Кириллов О.В., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены посредством функционала Единой информационной системы, рассмотрев жалобу ИП Кириллов О.В. (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "ВГНКИ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по санитарному содержанию объектов, уборке и благоустройству территории Заказчика (Закупка N 0373100072424000025) (далее - аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22414 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы документы и сведения. В составе жалобы Заявитель указывает на то, что в извещении об осуществлении закупки неправомерно установлено требование о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
На основании п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пп."н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что согласно структурированной формы извещения Заказчиком в разделе "Обеспечение гарантийных обязательств" установлено требование о наличии действующей лицензии ФСБ России на 2024-22414 3 осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Согласно доводам Заявителя, изложенных в составе жалобы, предметом закупки является оказание услуг по санитарному содержанию объектов, уборке и благоустройству территории Заказчика. В предмет оказываемых услуг не входит осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, в связи с чем требование о наличии лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является неправомерным.
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводами жалобы Заявителя представитель Заказчика пояснил, что согласно ч.2 Положения "О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны" (утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.04.1995 N 333), органами, уполномоченными на ведение лицензионной деятельности по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является, в том числе, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и её территориальные органы (на территории Российской Федерации). Требование о наличии у участников закупки действующей лицензии ФСБ установлено Заказчиком на основании пп. 46, 52, 58 Перечня сведений, отнесённых к тайне (утверждено Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203), поскольку в Учреждении располагаются несколько категорированных (режимных) помещений, в которых ежедневно на постоянной основе осуществляется работа с материалами и сведениями, а также хранение документов, составляющих государственную тайну.
Таким образом, наличие специальных помещений и необходимость их ежедневной уборки, обуславливает установление указанного требования о наличии у контрагента лицензии ФСБ России и не противоречит законодательству о контрактной системе. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что после объявленного перерыва в рассмотрении жалобы представителем Заказчика представлена информационная справка за подписью заместителя директора ФГБУ "ВГНКИ", согласованная с начальником первого отдела, в котором указано, что на основании устава ФГБУ "ВГНКИ" территория Учреждения является охраняемым режимным объектом. 2024-22414 4 Выполнение работ, осуществляемых Исполнителем в рамках исполнения обязательств по указанной выше закупке, предполагается в том числе и в режимных помещениях Учреждения, в которых осуществляется работа и хранятся материалы, содержащие сведения и информацию, составляющие государственную тайну. Следовательно, на основании представленных документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу, что работы, выполняемые в рамках данной закупочной процедуры, предполагают обязательное наличие у участника закупки спорной лицензии, в целях обеспечения защиты государственной тайны.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседании Комиссии Управления представитель Заявителя не участвовал, а также в составе жалобы Заявителем не представлено документов, подтверждающих обоснованность указанного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что доводы Заявителя не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Вместе с тем в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Управления установлено следующее.
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещением должны быть установлены требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению.
Согласно Приложению N 1 к извещению об осуществлении закупки в разделе 10 "Критерии и требования, предъявляемые к Исполнителям" Заказчиком установлено требование: наличие действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну. Комиссия Управления отмечает, что требования о наличии вышеуказанной лицензии установлены непосредственно к Исполнителю, а не к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, что следует непосредственно из положений извещения о проведении аукциона. Кроме того Комиссия Управления отмечает, что исходя из пояснений представителя Заказчика, требование о наличии действующей лицензии ФСБ устанавливается к участникам закупки, однако, в составе извещения в разделе требований, предусмотренных ст.31 Закона о контрактной системе, а также в приложении N 3 к извещению в п.13 указано "Документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч. 1 ст. 31 ФЗ-44 Не установлено", Заказчиком не установлено требования к участнику закупки о наличии действующей лицензии ФСБ. При этом требование о наличии действующей лицензии ФСБ России на осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено Заказчиком в разделе "Обеспечение гарантийных обязательств" 2024-22414 5 структурированной формы извещения, не предназначенном для предъявления указанного требования.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.31 и п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе при формировании извещения о проведении закупки, что свидетельствует о наличии признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-22414 6
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Кириллов О.В. на действия ФГБУ "ВГНКИ" необоснованной.
2. Признать в действиях ФГБУ "ВГНКИ" нарушение п.1 ч.1 ст.31 и п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-22414
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/06/106-6615/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024