Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "АЗК Строй Групп": Д.К. Комаровой (по доверенности N б/н от 08.06.2023); ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России: А.В. Капустян (по доверенности N 01-15/2127 от 13.05.2024), А.О. Шурубора (по доверенности N 01-15/2128 от 13.05.2024); ООО "Стройинвест": Е.А. Макаровой, рассмотрев жалобу ООО "АЗК Строй Групп" (далее - Заявитель) на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение комплекса работ и услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и плановым ремонтно-восстановительным работам оборудования и инженерных систем противопожарной защиты на объектах федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, 2024-22529 2 гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации (Закупка N 0373100013124000249) (далее - конкурс) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного конкурса. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения в нарушение Закона о контрактной системе. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком в составе извещения неправомерно установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работ "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения", так как в описании объекта закупки не предусмотрены работы по по техническому обслуживанию первичных средств пожаротушения, а именно в перечне обслуживаемого оборудования отсутствуют огнетушители.
Согласно п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению о проведении конкурса, объектом закупки является выполнение комплекса работ и услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и плановым ремонтно- восстановительным работам оборудования и инженерных систем противопожарной защиты на объектах федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии имени академика В.И. Кулакова" Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Также Заказчиком в Приложении N2 к описанию объекта закупки определен Перечень оборудования и инженерных систем противопожарной защиты на объектах Заказчика, подлежащих техническому обслуживанию, текущему ремонту и плановым ремонтно-восстановительным работам, который включает в том числе: 2024-22529 3 1.
Пожарная сигнализация. 1.1 Пульт контроля и управления охранно-пожарной сигнализацией СТРЕЛЕЦ ПУ-Р - 11 шт. 1.2 Радиорасширитель СТРЕЛЕЦ РРОП - 134 шт. 1.3 Преобразователь интерфейса IPC-COM 7520R- 16 шт. 1.4 Интеграционный модуль SIEMENS DEIGO TXI2.OPEN - 2 шт. 2. Порошковое пожаротушение. 2.1 Пульт контроля и управления БОЛИД С2000-М - 1 шт. 2.2 Блок индикации БОЛИД С2000-ПТ - 1 шт. 2.3 Прибор приемно-контрольный БОЛИД С2000-АСПТ - 2 шт. 2.4 Аккумуляторная батарея 12В 4,5Ач - 4 шт. 3. Газовое пожаротушение. 3.1 Модуль газового пожаротушения АРТСОК МГП-35 - 2 шт. 3.2 Узел дистанционного пуска АРТСОК - 1 шт. 3.3 Распределительный трубопровод - 14 м. 3.4 Оповещатель пожарный светозвуковой АИСТ "ГАЗ НЕ ВХОДИ" - 1 шт. 4. Дымоудаление. 4.1 Щиты электроавтоматики и управления - 9 шт. 4.2 Вентиляторы дымоудаления ОС-ДУ, ЦБ-ДУ - 9 шт. 4.3 Клапан дымоудаления СИГМА-ВЕНТ 120-НЗ(С), 180-НО-У - 22 шт. 5. Водяное пожаротушение. 5.1 Пожарные краны - 238 шт. 5.2 Шкафы пожарных кранов ШПК-310 - 119 шт. 5.3 Задвижки 30ч39р - 2 шт. 5.4 Насосы повысители КМ100-80-160А-5 - 2 шт. 5.6 Щиты управления пожарными насосами - 2 шт. 5.7 Сигнализаторы давления ДМ2010СгУ2 - 2 шт. 6. Система оповещения и управления эвакуацией. 6.1 Автоматический селектор зон ITC T-6212A - 8 шт. 6.2 Блок аварийного сигнала и сообщений ITC T-6223A - 4 шт Согласно ч.1 ст.49 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит такой вид деятельности как деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч.1 ст.93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единое требование к 2024-22529 4 участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч.5 ст.31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
Согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Комиссией Управления установлено, что в описании объекта закупки Заказчиком определены, в том числе, следующие требования к участникам закупочной процедуры: "Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ: Исполнитель должен полностью соответствовать лицензионным требованиям, установленными ст. 8 Федерального закона от 04 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также п. 4 Постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". У Исполнителя должна быть в наличии:
- действующая лицензия, выданная Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на: "осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений". Лицензия должна включать в себя следующие виды работ:
1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
3. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение 2024-22529 5 пусконаладочных работ.
5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
10. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения. Соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ, подтверждается: Выпиской из реестра лицензий по форме, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", либо копия акта лицензирующего органа о принятом решении, содержащие сведения о действующей лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.". Вместе с этим Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" утверждено Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Положение), при этом Положением определен Перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Перечень) содержащий указание на соответствующие виды работ, услуг, в частности:
- 1. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- 2. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- 3.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- 4. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- 5. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов.
- 6. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) передачи извещений о пожаре, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ.
- 7. Монтаж, техническое обслуживание и ремонт противопожарных занавесов и завес, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ. 2024-22529 6 - 8.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт заполнений проемов в противопожарных преградах.
- 9. Выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций.
- 10.
Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с данным доводом жалобы.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что установление Заказчиком требования о наличии действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работ "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения" является неправомерным.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчика ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы Заказчиком необоснованно установлено требование к характеристикам товаров (материалов) и оборудования в рамках данной закупочной процедуры.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и 2024-22529 7 оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В силу ч.1, 2 ст.48 Закона о контрактной системе электронный конкурс начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке состоит из трех частей. Первая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "а", "б" и "г" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Первая часть также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Вторая часть должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "р" пункта 1, подпунктом "в" пункта 2, 2024-22529 8 пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Третья часть должна содержать информацию, предусмотренную пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке.
На основании п.1 ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе при формировании предложения участника закупки в отношении объекта закупки информация о товаре, предусмотренная пп."а" и "б" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг. Информация, предусмотренная пп."а" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе, может не включаться в заявку на участие в закупке в случае указания заказчиком в описании объекта закупки товарного знака и предложения участником закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, обозначенного таким товарным знаком.
Согласно ч.3 ст.43 Закона о контрактной системе требовать от участника закупки представления иных информации и документов, за исключением предусмотренных ч.1 и 2 ст.43 Закона о контрактной системе и, не допускается. На заседании Комиссии Управления установлено, что Заказчиком в составе извещения установлено, что первая часть заявки на участие в закупке должна содержать следующую информацию и документы: 2024-22529 9 1.1.
Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
- характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в приложении N 5 к описанию объекта закупки, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
- наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Также Заказчиком в Приложении N 5 к описанию объекта закупки установлены требования к характеристикам товаров (материалов) и оборудованию, в том числе: "Оповещатель пожарный тип 1": Ток потребления оповещателя пожарного. МА требуется 20 ... 40 при питании от внешнего источника питания; Цвет оповещателя пожарного должен быть белый; Вариант установки оповещателя пожарного: вертикальный накладной; горизонтальный потолочный накладной; встраиваемый; Масса оповещателя пожарного. кг должна быть < 0.07; Оповещатель пожарный не должен обладать возможностью регулировки громкости Частотная характеристика сигнала в полосе оповещателя пожарного. кГц должна быть 1.8 ... 3.2; Участник закупки указывает в заявке конкретное значение.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что Заказчиком необоснованно установлено требование о предоставлении Формы требований заказчика к характеристикам товаров (материалов) и оборудования, в которой указаны "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме", если предметом закупки является: "Выполнение комплекса работ и услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и плановым ремонтно-восстановительным работам оборудования и инженерных систем противопожарной защиты". Данный предмет закупки предусматривает работы по техническому обслуживанию существующих, ранее смонтированных, систем и не предусматривает поставку нового оборудования, при этом обслуживание производится в соответствии с проектными решениями на противопожарные системы в соответствии с которыми они были смонтированы. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика не согласившись с доводами Заявителя пояснил, что в п. 8 Приложения N 1 указано: "8.
Требования к поставляемым товарам и материалам: заказчиком в рамках описания объекта закупки установлены требования к поставляемым (Приложение N 5 к описанию объекта закупки) при оказании услуг товарам. Товары, поставляемые в рамках оказания услуг, принимаются по товарной накладной и учитываются на отдельном балансе Заказчика. 2024-22529 10 Товар считается поставленным надлежащим образом, а Исполнитель - исполнившим свои обязательства по поставке товара (полностью или в соответствующей части) с момента подписания Заказчиком документа о приемке в ЕИС". Кроме того Комиссия Управления также отмечает, что согласно письму ФАС России от 25.06.2020 N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, указание на товарный знак (при наличии), если:
1) товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2) товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3) товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, требование о предоставлении в составе заявки участника закупки сведений о характеристиках оборудования является правомерным. Доказательств обратного на заседании Комиссии Управления, а также в составе жалобы Заявителем не представлено.
Таким образом данный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным.
3. Согласно доводам жалобы Заказчиком в Приложении N 5 к описанию объекта закупки установлены качественные характеристики, которые вводят участника закупки в заблуждение, так как, под установленные характеристики подходит несколько марок оборудования разных производителей. Исполнитель должен поставить оборудование для замены вышедшего из строя оборудования, что при таких характеристиках точно определить не предоставляется возможным.
Согласно Заказчиком в Приложении N 5 к описанию объекта закупки установлены требования, в том числе к оборудованию "Извещатель пожарный": Ток потребления извещателя пожарного с питанием по двухпроводной линии связи. МА: требуется максимальный не более 0.6 или не применяется; Ток потребления при сработавшем изоляторе короткого замыкания извещателя пожарного с питанием по двухпроводной линии связи. МА: требуется максимальный не более 3.3 или не применяется. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что требования к показателям установлены таким образом, что при условии соблюдения положений инструкции, у потенциальных участников нет возможности поставить товары, несовместимые с установленным на объекте Заказчика оборудованием. Так, для товарной позиции "Извещатель пожарный тип 1" требования установлены с учетом возможности поставки товаров разных производителей: ИПР 513-3АМ исп.01 Производитель: Болид; ИПР-ПРО (ИП 506-1-А) Производитель: Аргус-Спектр. Комиссия Управления отмечает, что при проведении закупок Заказчики описывают объекты закупок, руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, при 2024-22529 11 условии, что такие требования не влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Таким образом, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало несколько производителей. Кроме того из совокупности положений Закона о контрактной системе следует, что установление требований к техническим, функциональным характеристикам товара, работ, услуг, а также иных показателей, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемых работ, оказываемых услуг существующим потребностям, является прерогативой Заказчика. Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, в том числе, что ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 4.
Согласно доводам жалобы Заказчиком неправомерно установлены предельные максимальные или минимальные значения критерия "Характеристики объекта закупки" по детализирующему показателю "Улучшение качества организации оказания услуг по эксплуатационному и техническому обслуживанию здания", показателя "Качественные характеристики объекта закупки".
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки. П.4 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Законом о контрактной системе. Ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии: 2024-22529 12 1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно п.11 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно ч.8 ст.32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в п.1 и 2 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе. Абз.1 п.1 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604). утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно абз.1 п.2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
Согласно п. 23 Положения если в случае, указанном в пункте 22 Положения, предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки должна предусматривать присвоение:
а) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение о наличии характеристики объекта закупки, а при отсутствии характеристики объекта закупки - 0 баллов (если лучшим является наличие характеристики объекта закупки);
б) 100 баллов заявке (части заявки), содержащей предложение об отсутствии характеристики объекта закупки, а при наличии характеристики - 0 баллов (если лучшим является отсутствие характеристики объекта закупки).
Согласно п.16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим 2024-22529 13 Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки.
Согласно п.17 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным п.16 Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. Комиссией Управления определено, что согласно извещению о проведении закупочной процедуры Заказчиком установлен, в том числе, следующий порядок оценки заявок по критерию "Характеристики объекта закупки": Предмет оценки: стандарт обслуживания и ремонта оборудования и инженерных систем противопожарной защиты, выраженное в представленных участником конкурса в порядке, установленном приложением 5 к извещению о проведении конкурса, предложениях по проведению мероприятий, предусмотренных описанием объекта закупки (приложением N1 к извещению о проведении конкурса), по улучшению качества организации выполнения комплекса работ и услуг по техническому обслуживанию, текущему ремонту и плановым ремонтно-восстановительным работам оборудования и инженерных систем противопожарной защиты. Под разделом "стандарт обслуживания и ремонта оборудования и инженерных систем противопожарной защиты" понимается включение в себя следующей информации - подразделы: "Общие положения"; "Общие принципы технической эксплуатации установок пожарной автоматики" "Техническое обслуживание и ремонт оборудования системы сигнализации"; "Действие технического персонала при неисправностях и в аварийных ситуациях"; "Порядок взаимодействия технического персонала". Описание характеристики, признается представленным в полном объеме в случае, если такое описание содержи описание в отношении всех мероприятий характеристики N1 и такое описание соответствует положениям извещения. Предложение участника конкурса о качественных характеристиках объекта закупки разрабатывается участником конкурса в том числе на основании Описания объекта закупки. Непредставление описания характеристики или предоставление характеристики, несоответствующей требованиям настоящего пункта Порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, и/или противоречащего требованиям описания объекта закупки (Технического задания), трактуется как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". В случае, если участником закупки указывается, что все работы (услуги) будут выполнены (оказаны) в соответствии со всеми требованиями, указанными в описании объекта закупки (Техническом задании), и/или в соответствии с нормативными документами, и им не предлагается описание мероприятий по улучшению качества организации оказания услуг, то такое предложение также трактуется, как "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". Предложения участников оформляются в произвольной форме. Порядок определения баллов (шкала оценки) по критерию "Характеристики объекта закупки" по детализирующему показателю оценки "Улучшение качества 2024-22529 14 организации оказания услуг по эксплуатационному и техническому обслуживанию здания" показателя "качественные характеристики объекта закупки": На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком установлены требования к описанию и установлено как трактуется "Предложение об отсутствии характеристики объекта закупки". При этом так как Заказчику важно не количество предложений, а полнота описания, поэтому Заказчик
установил
шкалу оценки в соответствии с п. 23 Положения.
Таким образом, установленный Заказчиком порядок оценки заявок, в обжалуемой Заявителем части позволяет определить лучшее условие исполнения контракта, поскольку определяет разделы (свойства) и инструкция по заполнению рекомендуемой формы, позволяющие объективно оценить и сопоставить соответствующие заявки на предмет выявления лучших условий.
Таким образом, спорный критерий и порядок его оценки не препятствует участию в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а в данной ситуации направлен, прежде всего, на определение победителя конкурса - лица, наиболее соответствующего потребностям Заказчика при выполнении работ по объекту закупки. Анализ оспариваемого Заявителем порядка оценки в данной части позволяет прийти к выводу, что указанный порядок в обжалуемой Заявителем части не противоречит требованиям Закона о контрактной системе и направлен на выявление лучшего предложения по исполнению контракта в указанной части. Заказчик вправе установить порядок оценки, исходя из своих потребностей, целей, значимости и характера заказа, условий безопасности, которым могут не соответствовать все субъекты хозяйственной деятельности, поскольку правомерная конкуренция состоит в соперничестве и в формировании любым лицом лучшего предложения по исполнению заказа. В таких случаях, установленный Заказчиком порядок оценки не может расцениваться как ограничение прав одних и предоставление преимуществ другим субъектам.
Таким образом, Заказчик выявляет победителя, который соответствует названным целям, поэтому включение в документацию о закупке критериев и порядка их оценки, которые в итоге приводят к исключению из круга участников лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке, поскольку все участники закупки поставлены в равные условия.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом Заявителем в составе жалобы не приведено нормативного обоснования, что оспариваемый показатель оценки не отвечает требованиям действующего законодательства о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2024-22529 15 Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "АЗК Строй Групп" на действия ФГБУ "НМИЦ АГП им. В.И.Кулакова" Минздрава России обоснованной в части установленного требования о наличии у участника закупки действующей лицензии на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений с видом работ "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт первичных средств пожаротушения".
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.6 ст.31, п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-22529
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/06/106-6640/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024