Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина,
Члены Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителей: ООО "Автономные Энерго Системы": П.Ю. Тололина (по доверенности N 2 от 31.08.2024); ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ": И.Е. Хабарова (по доверенности N б/н от 14.05.2024); слушателя от ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ"; рассмотрев жалобу ООО "Автономные Энерго Системы" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку перчаток для нужд ГБУЗ "Городская больница г. Московский ДЗМ" (Закупка N 0348300176924000026) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о 2024-22416 2 контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. На заседании Комиссией Управления рассмотрены документы и сведения, запрашиваемые посредством Единой информационной системы, В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе, описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с 2024-22416 3 законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Комиссией Управления установлено, что согласно Техническому заданию Заказчиком установлены требования к закупаемым медицинским изделиям, в том числе, по пп. 1-3 " Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные": Подтверждение соответствия стандарту ASTM F1671 (предназначены для первичных осмотров с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения).
Согласно ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что вышеуказанное требование завышенное, незаконное и приводит к ограничению конкуренции. American Society for Testing and Materials (сокращенное название - ASTM International) - Американское международное общество по испытаниям и материалам - некоммерческое объединение, которое формирует технические стандарты для услуг, материалов, продукции и систем. Стандарты, разрабатываемые и внедряемые ASTM International, являются обязательными для применения в США. Вместе с тем, такие стандарты не могут носить обязательный характер на территории России. Национальная система стандартизации России содержит ряд обязательных и рекомендованных к применению стандартов. Такие стандарты учитывают все особенности и специфику применения медицинских перчаток. По мнению представителя Заявителя указанное требование может соответствовать исключительно товару иностранного производства. В России нет ни одного производителя, выпускающего товар с такими характеристиками, также нет лабораторий или иных компетентных организаций, которые проводили бы такие испытания и оформляли соответствующие протоколы. 2024-22416 4 В соответствии с ч.1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседание Комиссией Управления представитель Заказчика пояснил, что подтверждение соответствия стандарту "ASTM F1671" об устойчивости перчаток к проникновению переносимых с кровью патогенов является стандартизированным и воспроизведен в ГОСТ Р 57404-2017, а также определяет пригодность изделия по стойкости к проникновению с кровью вирусов гепатита (В и С) и вируса иммунодефицита человека, а также других потенциальных жидкостей организма).
Таким образом фактически любое зарегистрированное медицинское изделие в соответствии с правилами регистрации медицинских изделий должно соответствовать данному стандарту, поскольку с 2018 года он является базовым.
Данные сведения о соответствии ГОСТ Р 57404-2017 или ГОСТ 32337-2017 содержатся в инструкциях и на упаковках медицинских изделий, также на бланках регистрационных удостоверений и в другой технической документации или же за счет прямого указания на ASTM F1671.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что действующее законодательство не предусматривает требование к маркировке товара, в частности, нанесение на упаковку товара соответствие стандарту ASTM F1671, при этом Заказчиком не представлено пояснений относительно того факта каким образом участнику закупки подтвердить соответствие данному стандарту на момент подачи заявки на участие в закупки. В то же время участник закупки не обязан иметь товар в наличии, в связи с чем установление Заказчиком требования о предоставлении подтверждения соответствия данному стандарту путем нанесения информации на упаковку изделия является неправомерным, поскольку в случае наличия данной информации, участникам закупки не представляется возможным определить, каким образом она декларируется производителем (на упаковке или подтверждена наличием протокола испытаний). Документов и сведений, опровергающих данные выводы Комиссии Управления не представлено.
Также из опубликованного Заказчиком извещения о проведении закупочной процедуры напрямую не следует, необходимо ли указывать участнику закупки в составе заявки информацию о соответствие стандарту или нет, что в свою очередь также может являться ограничением доступа к участию в закупке.
На основании вышеизложенного, с учетом пояснений представителя Заказчика, Комиссия Управления приходит к выводу о признании данного довода жалобы обоснованным и о нарушении Заказчиком п.1 ч.1, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводам жалобы, требования к закупаемому товару, которые являются значимыми характеристиками, влияющими на тип и функционал, 2024-22416 5 включены в раздел обоснования необходимости включения дополнительных требований.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте;
- реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). 2024-22416 6 В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием единой информационной системы, Заказчиком установлены требования к закупаемым медицинским изделиям, в том числе по п.1 "Перчатки смотровые/процедурные нитриловые, неопудренные, антибактериальные" с позицией КТРУ 22.19.60.119-00000011: раздел "Наименование товара, работы, услуги" : Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: Обоснование характеристик: Антимикробное вещество, которое приводит к гибели микробов, что предотвращает оседание на руках медицинского работника бактерий и вирусов, дает дополнительную защиту в случае прокола перчатки. Толщина перчаток- обеспечивает необходимый уровень защиты, должна соответствовать ГОСТ Р 52239-2004.
Наименование изделия согласно нормативной документации для однозначной идентификации с РУ, заполнения контракта и контроля при поставке. Класс потенциального риска (ГОСТ 31508-2012).
Подтверждение соответствия стандарту ASTM F1671 (предназначены для первичных осмотров с целью защиты пациента и исследователя от взаимного заражения). Характеристики, обязательные к указанию в заявке: В качестве антимикробного эффекта на перчатки нанесен фотосенсибилизатор, который генерирует атомарный кислород при воздействии света. Процентное содержание 2024-22416 7 фотосенсибилизатора (Фталоцианинового красителя) в составе перчаток 0.0016*- 0.31*%.
Толщина одной стенки ладонной части должна быть в диапазоне 0,08-0,11 мм. Толщина одной стенки манжеты должна быть в диапазоне 0,09-0,12 мм. Толщина одной стенки пальца должна быть в диапазоне 0,11-0,14 мм. Наименование изделия в заявке указывается в соответствии с РУ. Маркировка на упаковке и в РУ материалов внутреннего слоя/покрытия. Класс потенциального риска -1. Если требуемые показатели сопровождаются знаками "тире" или "дефис" (к примеру "-"), участник закупки должен указать конкретный показатель или диапазон значений (согласно техническому паспорту на изделие) из указанного в техническом задании параметра, не включая крайние значения. В случае, если требуемое значение параметра сопровождается знаком * (звездочка), в том числе значение, включенное в диапазон значений, то участник вправе указать крайнее значение требуемого параметра. При этом, не допускается указание крайнего значения параметра, не сопровождающегося знаком * (звездочка). Данные характеристики обязательны для предоставления в составе заявки. раздел "Характеристики товара, работы, услуги": Наименование характеристики/Значение характеристики: Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240 и
400 Миллиметр; Ширина перчатки:
80 Миллиметр; Минимальный остаточный срок годности на дату поставки:
1 Месяц; Назначение: Смотровые; Тип поверхности: Текстурированная; Конструктивные особенности: Без опудривания. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Заказчиком были исполнены все требования предписания по делу от 29.03.2024
077/06/106-4072/2024 об устранении нарушений законодательства о контрактной системе. Заказчиком было приведено извещение об осуществлении закупки в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе и с учетом решения от 29.03.2024 по делу
077/06/106-4072/2024 и размещено соответствующее извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе. Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик указана в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", следовательно, Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку часть характеристик отсутствует в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ по исполнение п.6 Правил пользования КТРУ. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе 2024-22416 8 описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все значимые характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ, чего Заказчиком сделано не было. Иными словами, формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении закупки в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых изделиях надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-22416 9
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Автономные Энерго Системы" на действия ГБУЗ "Поликлиника г. Московский ДЗМ" обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение п.1 ч.1, ч.2 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленным гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий С.И. Казарин Члены комиссии: М.О. Мацнева А.И. Рахматуллаев Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-22416
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/06/106-6616/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024