Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) при участии представителей: ООО "ДЖЕМИНИ": Н.Н. Рудь (по доверенности N 1305-24/1 от 13.05.2024), М.В. Малого (генеральный директор); ГБОУ "Школа N 1238": Ю.Н. Волковой (по доверенности N б/н от 13.05.2024), И.В. Упоровой (по доверенности N б/н от 13.05.2024), рассмотрев жалобу ООО "ДЖЕМИНИ" (далее - Заявитель) на действия ГБОУ "Школа N 1238" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку специализированных интерактивных устройств для нужд образовательных организаций, подведомственных Департаменту образования и науки города Москвы (Закупка N 0373200641524000018) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22432 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении аукциона. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение норм Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые посредством функционала Единой информационной системы, Комиссия Управления
установила
следующее.
В силу пп.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены 2024-22432 3 техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Положениями Постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно пп. "б" п.2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования КТРУ с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пп. "г" п.10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с п.13 Правил формирования КТРУ. 2024-22432 4 В силу п.5 Правил использования КТРУ Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно п.6 Правил использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, Заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что объектами закупки являются: по пп. 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15- "Интерактивная панель", описание которых сформировано с использованием позиции КТРУ 26.20.13.000-00000002: по пп. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 - "Системный блок" (OPS), описание которых сформировано с использованием по КТРУ 26.20.15.000-00000026.
На основании п.15 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
В силу ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. В таких нормативных 2024-22432 5 правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. В извещении данной закупочной процедуры установлены ограничения допуска, предусмотренные Постановлением Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N878).
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно доводам жалобы закупаемые позиции - интерактивные панели (42 штуки) и OPS модули (42 штуки), исходя из описания объекта закупки, поставляются как самостоятельные товары, вместе с тем закупаемые интерактивные панели и OPS модули являются единым товаром, поскольку OPS модуль является составной частью интерактивной панели. Принимая во внимание изложенное, по мнению Заявителя, к поставке необходима интерактивная панель, содержащая в себе OPS блок с описанием характеристик этой панели одновременно из двух позиций (КТРУ 26.20.13.000-00000002, 26.20.15.000- 00000026).
Таким образом, Заказчик нарушает описание объекта закупки, поскольку по позиции КТРУ 26.20.13.000-00000002 не предусмотрено детальное описание OPS модуля и, как следствие, использованы дополнительные характеристики товара, не предусмотренные позицией КТРУ. Заявитель также отмечает, что подобное описание объекта закупки направлено на обход требований Постановления N878, поскольку закупаемые изделия, опираясь на расчет начальной (максимальной) цены контракта, не включены в реестр Минпромторга и не соответствует Постановлению N878.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все закупаемые позиции описания объекта закупки относятся к одной товарной группе, соответствующей коду КПГЗ: "01.13 Товары/Товары информационно- технологические, средства связи, оргтехника, электроника (включая программное обеспечение)", исходя из формирования закупки в системе ЕАИСТ.
Так, закупаемые товары включают в себя пп. 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15 "Интерактивная панель" код ОКПД 2 26.20.13.000 и по пп. 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14, 16 - "Системный блок" (OPS) код ОКПД 2 26.20.15.120, который, в свою очередь, включен в перечень радиоэлектронной продукции по Постановлению N 878, следовательно, заказчиком правомерно установлены ограничения допуска иностранной 2024-22432 6 радиоэлектронной прдукции в составе извещения. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что Положением о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы и подведомственных им государственных учреждений города Москвы при обеспечении их средствами вычислительной техники, оборудованием и программными продуктами, утвержденным распоряжением Правительства Москвы от 31.05.2007 N 1080-РП (п.
7.4) "О размещении государственных заказов на поставки средств вычислительной техники, оборудования и программных продуктов для нужд города Москвы" определено, что обеспечение государственных бюджетных и автономных учреждений города Москвы средствами вычислительной техники, оборудованием и программными продуктами (далее - СВТ) осуществляется с учетом количественных, качественных и технических параметров, установленных отраслевыми стандартами. Перечень характеристик СВТ, установленный Стандартом, учитывает, в полной мере характеристики, предусмотренные КТРУ применение которых обусловлено необходимостью сопряжения закупаемых СВТ с базовой информационно- коммуникационной инфраструктурой образовательных организаций. В каталоге товаров, работ, услуг КТРУ 26.20.13.000-00000002 отсутствуют определенные характеристики дополнительного вычислительного блока, в связи с чем, с целью соответствия требованиям Стандарта, Заказчик использует при описании объекта закупки позицию товара по КТРУ 26.20.15.000-00000026 для описания дополнительного вычислительного блока.
Также представитель Заказчика пояснил, что "Системный блок (ОРS)" является неотъемлемой составляющей в составе интерактивной панели. Самостоятельно дополнительный вычислительный блок (ОРS) работу осуществлять не может. Интерактивные панели изначально укомплектованы дополнительным вычислительным блоком, следовательно, уже содержат в своем составе дополнительный вычислительный блок ОРS модуль, соответственно, реестровый номер может относится как к интерактивной панели, так и к дополнительному вычислительному блоку, который является неотъемлемой составляющей интерактивной панели. При этом представитель Заказчика пояснил, что при формировании описания объекта закупки, Заказчик произвел анализ рынка, требующихся товаров, который показал наличие необходимых Заказчику товаров с соответствующими функциональными, техническими, качественными и эксплуатационными характеристиками, а именно производителей: Liga Smart, NextPanel, BM Stark Baikal.
Комиссия Управления отмечает, что Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в описание объекта закупки требования к товару, которые являются для него значимыми, и, обязывающих Заказчика устанавливать в описании объекта закупки, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Так, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения закупок, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников 2024-22432 7 финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В силу ч.4 ст.106 обязанность доказывания нарушения Заказчиком своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако, в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, в том числе, что ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
Таким образом довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "ДЖЕМИНИ" на действия ГБОУ "Школа N 1238" необоснованной.
2.Снять ограничения, наложенные на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В.Сорбучева Исп.Мацнева М.О. тел.8(495)784-75-05 2024-22432
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 15 мая 2024 г. N 077/06/106-6626/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024