Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи), при участии представителя ГБОУ ШКОЛА N 7: Труновой Н.А. (по доверенности от 18.03.2024 N100), в отсутствие представителей ИП Тимофеев А.В., о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения информации в Единой информационной системе, рассмотрев жалобу ИП Тимофеев А.В. (далее - Заявитель) на действия ГБОУ ШКОЛА N 7 (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по предоставлению VPN-канала связи сопряжения ОСО с РСО в 2024-2025 годах (Закупка N 0373200337624000003) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22712 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона. На заседание Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления
установила
следующее. В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком предъявлены неправомерные требования о наличии у участников закупочной процедуры лицензии Федеральной службы по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций:
- на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- на телематические услуги связи;
- на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Также Заявитель указывает, что Заказчиком не представлено полных сведений об объеме, типе и получателях передачи данных.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных 2024-22712 3 медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п.12 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч.1.1 ст.31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с подпунктом "н" п.1 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. 2024-22712 4 В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.36 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" оказание услуг связи подлежит лицензированию Согласно ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи", деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (далее - лицензия). Перечень наименований услуг связи, предусматриваемых лицензиями, и соответствующие перечни лицензионных требований устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются. Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N2385) утверждено положение о лицензировании деятельности по оказание услуг связи по предоставлению каналов связи; услуг связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; телематических услуги связи; услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации. Комиссией Управления установлено, что в составе закупочной документации предъявлены следующие требования к составу заявки: "Документы или сведения, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе Наличие у участника закупки копии действующей лицензии или выписки из реестра лицензий в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2012 г. N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации", постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2020 г. N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации":
- лицензия на услуги связи по предоставлению каналов связи;
- лицензия на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- лицензия на телематические услуги связи; 2024-22712 5 - лицензия на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации".
В силу ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика указал, что объектом закупки является: "оказание услуг по предоставлению основного VPN- канала связи сопряжения ОСО с РСО в 2024-2025 годах". В свою очередь, оказание услуг по предоставлению основного VPN-канала связи входит в общую группу услуги связи по предоставлению каналов связи. Услуги связи по предоставлению каналов связи включены в пункт 13 Перечня, указанного в ПостановленииN 2385, в связи с чем такая услуга является лицензируемым видом деятельности и в целях оказания данной услуги, потенциальные участники закупки обязаны обладать соответствующей лицензией на оказание услуги связи по предоставлению каналов связи. При этом в случае отсутствия у потенциального участника закупки такой лицензии и как следствие признание такого участника победителем закупки, такой участник закупки попросту не сможет оказать данные услуги, что в свою очередь приведет к неисполнимости заключенного контракта по итогам проведения закупки.
Также в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту, Заказчиком дополнительно указаны аналогичные требования к исполнителю по контракту (пункт 2.16.1.3 Технического задания). Вместе с тем установление в извещении о проведении закупки в требования о наличии лицензии на услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, лицензия на телематические услуги связи, а также лицензии на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации обусловлено конечной целью использования VPN-канала связи. Предоставление VPN-канала для одного блока управления объектовой системой оповещения (далее - ОСО), сопряженной с региональной автоматизированной системой централизованного оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях (далее - РСО) по основному каналу связи, осуществляется в целях своевременного доведения до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите". Фактически VPN-канал должен обеспечивать передачу различных типов данных, включая текстовую и голосовую информацию. При этом в силу пунктов 14, 15 Перечня, указанного в Постановлении N 2385, передача данных, также является услугой связи, которая также подлежит обязательному лицензированию. В случае даже если участник обладает лицензией на услуги связи по предоставлению каналов связи и не обладает лицензиями на услуги связи по 2024-22712 6 передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, а также на услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, такой участник попросту не сможет оказать закупаемые услуги в полном объеме, поскольку вышеуказанные услуги, исходя из специфики закупки, полностью взаимосвязаны между собой и имеют общую конечную цель. Так согласно постановлению Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.01.2023 N Ф01-8100/2022 по делу N А79-1500/2022: "В соответствии с пунктом 13 Перечня наименований услуг связи, вносимых в записи в реестре лицензий в области связи в отношении лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 (далее - Перечень услуг), к таким услугам относятся, в том числе, услуги связи по предоставлению каналов связи, то есть обеспечение предоставления пользователю услугами связи возможности передачи сообщений электросвязи по каналам связи, образованным линиями передачи сети связи лицензиата". Соответственно услуги связи по предоставлению канала связи предоставляют исключительно возможность передать какие-либо данные, но чтобы передать какие- либо данные потенциальный исполнитель, в силу действующего законодательства о связи, обязан обладать соответствующими лицензиями на оказание услуг по передачи данных.
Таким образом, если потенциальный исполнитель по контракту будет обладать исключительно лицензией на услуги связи по предоставлению каналов связи, следовательно, такой исполнитель сможет представить лишь доступ к VPN-каналу, но не сможет осуществить передачу соответствующей информации, включая оповещения населения об определенных опасностях, по такому каналу связи. Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Перечня, указанного в Постановлении N 2385 телематические услуги связи также подлежат обязательному лицензированию.
Согласно пункту 2.4.1.
Технического задания: "В состав базовых услуг связи входят все основные услуги связи для обеспечения передачи данных как на определенном объекте Конечного пользователя, так и между различными объектами Пользователей и (или) Конечных пользователей, а также для доступа к территориально удаленным ресурсам и сети Интернет с использованием различных сред передачи данных и сетевых протоколов".
Также согласно Техническому заданию из определения "Граница и зоны ответственности" следует, что закупаемые услуги могут оказываться как с помощью кабеля связи, либо при помощи беспроводного доступа. При этом в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.12.2013 N АПЛ13-538 указано, что "телематические услуги связи - это любые услуги связи, предусматривающие использование кибернетического пространства. Одним из видов оказания этих услуг является, в частности, предоставление доступа к сети Интернет".
Согласно пункту 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2607 "Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи" (далее - Постановление N 2607): "Оператор связи в порядке, определяемом 2024-22712 7 Правительством Российской Федерации, обязан обеспечивать передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите, до пользователей телематическими услугами связи, оборудование которых подключено к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет")". Учитывая позицию Верховного суда Российской Федерации, а также положения пункта 6 Постановления N 2607, фактически под телематическими услугами связи - это услуги связи, оказываемые оператором на основании соответствующей лицензии, предусматривающие использование кибернетического пространства и обеспечивающие доступ к информационным системам информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе к сети Интернет, прием и передачу телематических электронных сообщений, передачу сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, связанных с чрезвычайными ситуациями в том числе с помощью беспроводного соединения.
Таким образом, учитывая конечную цель VPN-канала связи, а именно: своевременное доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, т.е осуществить передачу различных данных с помощью кабеля связи, либо с помощью беспроводного доступа, потенциальные участники закупки также должны обладать соответствующей лицензиями в соответствии с пунктами 14 - 16 Перечня, указанного в Постановлении N 2385.
Также следует отметить, что в случае отсутствия у потенциального участника закупки вышеуказанных лицензий и как следствие признание такого участника победителем закупки, такой участник закупки попросту не сможет оказать данные услуги, что в свою очередь приведет к неисполнимости заключенного контракта по итогам проведения закупки. При этом в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту, Заказчиком дополнительно указаны аналогичные требования к исполнителю по контракту (пункты 2.16.1.1, 2.16.1.2, 2.16.1.4 Технического задания). Соответственно Заказчиком, в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, наделяющим образом установлены требования о наличии у участников закупки вышеуказанных лицензий. Кроме того, представитель Заказчика пояснил, что при формировании извещения Заказчиком при описании объекта закупки применена соответствующая позиция КТРУ 61.10.30.190-00000158 "Услуги по предоставлению канала доступа к виртуальным частным cетям (VPN)" в которой отражена все необходимые технические характеристики закупаемой услуги.
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, однако, на заседание Комиссии Управления представитель Заявителя не явился, а в составе жалобы Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки при установлении оспариваемых треований, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для 2024-22712 8 признания Заказчика нарушившим положения о Законе о контрактной системе. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что данные доводы жалобы не нашли своего подтверждения и являются необоснованными. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Тимофеев А.В. на действия ГБОУ ШКОЛА N 7 необоснованной.
2. Снять ограничения на определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения аукционов, наложенные Московским УФАС России.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Кутейников М.О. Мацнева Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-22712
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 16 мая 2024 г. N 077/06/106-6699/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024