На основании требований ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44- ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проведена внеплановая проверка соблюдения ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" (далее - Заказчик) законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок С.И. Казарина, Членов Комиссии: Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.О. Мацневой, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок М.В.Сорбучевой, внеплановая проверка проводилась дистанционно (посредством видеоконференц-связи), при участии представителя ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ": С.А. Бейнешева (по доверенности от 16.05.2024 N39), Л.Ю. Ляпиной (по доверенности от 16.05.2024 N37), в отсутствие представителей ООО "Аксиомед", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомленных надлежащим образом посредством размещения сведений в Единой информационной системе (далее - ЕИС), 2024-22974 2 ВНЕПЛАНОВОЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО: В Московское УФАС России поступила жалоба от ООО "Аксиомед" (реестровый номер жалобы 202400132489008446) на действия ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку смотровых медицинских перчаток (латексные, неопудренные, нестирильные) (Закупка N 0373200586424000039) (далее - аукцион, электронный аукцион). Вместе с этим указанная жалоба отозвана подателем жалобы посредством Единой информационной системы в соответствии с положениями ст.105 Закона о контрактной системе. Письмом ФАС России от 11.10.2023 N МШ/83640/23 установлено, что в случае если в жалобе содержатся указания на действия (бездействия) Заказчика, содержащие признаки нарушения законодательства об осуществлении закупок ФАС России (территориальный орган) обязан провести внеплановую проверку.
На основании вышеизложенного Комиссией Управления была проведена внеплановая проверка действий Заказчика по доводам, изложенным в составе жалобы ООО "Аксиомед" (далее - Заявитель). На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России. В составе жалобы Заявитель указывает, что при описании закупаемых изделий Заказчиком, в структурированной форме извещения, неправомерно указаны требования к характеристикам закупаемого изделия в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", что затрудняет подачу структурированной заявки потенциальному участнику аукциона с достоверными сведениями необходимых Заказчику параметров. Кроме того, согласно доводам жалобы по п.10-12 описания объекта закупки описана характеристика только внутренней поверхности закупаемой перчатки, в то время как в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" требуется хлоринация наружной и внутренней стороны перчатки.
В силу п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении 2024-22974 3 закупки.
На основании п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
На основании п.14 ч.3 ст.4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пп."а" п.2 Правила использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
- извещении об осуществлении закупки;
- приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение);
- документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке);
- контракте; 2024-22974 4 - реестре контрактов, заключенных заказчиками.
На основании п.4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с пп."б" - "г" и "е" - "з" п.10 Правил формирования КТРУ. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу п.5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст.33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев, установленных пп. "а", "б" п.5 Правил использования КТРУ. П.6 Правил использования КТРУ установлено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной п.5 Правил использования КТРУ, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно п.7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст.33 Закона о контрактной системе. При проведении предусмотренных Законом о контрактной системе электронных процедур, закрытых электронных процедур характеристики объекта закупки, предусмотренные п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, указываются с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с ч.1 ст.42, п.1 ч.1 ст.75 Закона о контрактной системе соответственно. Комиссией Управления установлено, что в составе структурированной формы извещения, сформированной с использованием единой информационной системы, Заказчиком установлены требования к характеристикам необходимых товаров, например: по п.4 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" с позицией КТРУ 22.19.60.119-00000002 указано следующее:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" 2024-22974 5 - Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: "Обоснование дополнительных характеристик (а также дополнительные требования): Одинарная толщина в центре ладони: Для механической прочности. Размер: на основании потребности учреждения. Конструктивные особенности: Без опудривания: Для предотвращения возникновения аллергических реакций и дерматитов; Манжета с валиком: Для препятствования скатывания перчатки во время манипуляций, обеспечения надежной фиксации манжеты на предплечье. Тип поверхности: Текстурный рисунок по всей рабочей поверхности для улучшенного захвата инструментов и оборудования. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: Для фиксации на предплечье. Герметичность(AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Дополнительные требования: Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути инфицирования за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой. Дополнительные характеристики указаны, т.к. приведенное в каталоге товаров, работ, услуг описание товара не позволяет в полном объеме идентифицировать необходимый Заказчику товар однозначным образом. Дополнительные характеристики установлены в соответствии с Классификатором и Справочником предметов государственного заказа, которые применяются заказчиками города Москвы, осуществляющими закупки посредством Единой автоматизированной системы торгов города Москвы";
- раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности"; "Конструктивные особенности: Манжета с валиком, Без опудривания; "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240 и
400 Миллиметр"; "Допустимый уровень качества AQL, герметичность:
2.5"; "Одинарная толщина в центре ладони:
0.11 Миллиметр"; "Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком"; "Назначение: Смотровые". по п.10 "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" с позицией КТРУ 22.19.60.119-00000002 указано следующее:
- раздел "Наименование товара, работы, услуги": "Перчатки смотровые/процедурные из латекса гевеи, неопудренные, нестерильные" - Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге: "Обоснование дополнительных характеристик Одинарная толщина в центре ладони: Для механической прочности при продолжительных манипуляциях. Размер: на основании потребности учреждения. Конструктивные особенности: Без опудривания: Для предотвращения возникновения аллергических реакций и дерматитов; Манжета с валиком: Для препятствования скатывания перчатки во время манипуляций, обеспечения надежной фиксации манжеты на предплечье. 2024-22974 6 Тип поверхности: Текстурный рисунок по всей рабочей поверхности для улучшенного захвата инструментов и оборудования. Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: Для фиксации на предплечье. Герметичность(AQL) в соответствии с ГОСТ Р 52239-2004.
Поверхность перчатки, хлорированная с наружной и внутренней стороны (двойная хлоринация) для легкости надевания и смены перчаток и профилактики склеивания перчаток в процессе хранения. Не содержит полимерное покрытие для профилактики аллергических реакций и контактного дерматита на компоненты покрытия. Дополнительные характеристики указаны, т.к. приведенное в каталоге товаров, работ, услуг описание товара не позволяет в полном объеме идентифицировать необходимый Заказчику товар однозначным образом. Дополнительные характеристики установлены в соответствии с Классификатором и Справочником предметов государственного заказа, которые применяются заказчиками города Москвы, осуществляющими закупки посредством Единой автоматизированной системы торгов города Москвы.";
- раздел "Характеристики товара, работы, услуги": "Тип поверхности: Текстурированная по всей рабочей поверхности"; "Конструктивные особенности: Манжета с валиком, Без опудривания"; "Обработка внутренней поверхности изделия: Двойная хлоринация"; "Длина перчатки от кончика среднего пальца до края манжеты: 240 и
400 Миллиметр"; "Допустимый уровень качества AQL, герметичность:
2.5"; "Одинарная толщина в центре ладони:
0.14 Миллиметр"; "Требования к упаковке: Одноразовый блок с окошком"; "Назначение: Смотровые". При этом в отношении требований, указанных в разделе "Характеристики товара, работы, услуги", также представлена инструкция по заполнению характеристики, например ""Назначение: Смотровые": "Инструкция по заполнению характеристик в заявке: Значение характеристики не может изменяться участником закупки".
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что выбранная Заказчиком позиция КТРУ 22.19.60.119-00000002 не имеет описания товара, ввиду чего Заказчиком указаны только те характеристики, , которые возможно указать технически (в случае если они содержатся в веб-интерфейсе). Однако, в веб- интерфейсе не содержится перечень необходимых характеристик товара. В связи с чем, характеристики, которые невозможно указать технически с использованием веб-интерфейса, Заказчик указывает в столбцах структурированного описания, в которых это возможно. При этом, как указал представитель Заказчик, в Правилах использования 2024-22974 7 КТРУ отсутствуют указания на то, какая информация должна включаться в тот или иной раздел структурированного описания объекта закупки. Прямой запрет также не установлен на включение тех или иных требований в тот или иной раздел. Вместе с тем, в отношении п.10-12 описания объекта закупки Заказчик согласился с наличием опечатки, пояснив, что изначально Заказчиком предполагалось установление характеристики - поверхность перчатки, хлорированная с наружной и внутренней стороны (двойная хлоринация). Однако при формировании извещения указанное требование было ошибочно приведено с противоречием. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что в составе структурированной формы извещения информация о части характеристик указана в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге", при этом в отношении таких характеристик отсутствуют графы, в частности по отношению к требованию "Дополнительные требования: Упаковка обеспечивает подачу перчаток снизу по одной, манжетой вперед для профилактики контактного пути инфицирования за счет исключения контакта рук с другими перчатками и упаковкой", позволяющие представить значение по таким характеристикам посредством функционала площадки, а также отсутствует инструкция по предоставлению сведений о таких характеристик.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что Заказчиком не исполнено надлежащим образом требование об указании требований к товарам с использованием единой информационной системы при формировании извещения об осуществлении закупки, поскольку часть характеристик отсутствует в разделе "Характеристики товара, работы, услуги". Более того, раздел "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" по своей сути относится непосредственно к самому обоснованию использования характеристик не предусмотренных КТРУ по исполнение п.6 Правил пользования КТРУ. Вместе с этим Комиссия Управления отмечает, что размещенное в составе описания объекта закупки обоснование необходимости использования дополнительной информации не соответствует п.6 Правил использования КТРУ, так как содержит в себе требования к товарам, которые в свою очередь отсутствуют в разделе "Характеристики товара, работы, услуги".
Таким образом, Заказчику, во исполнение требований п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе и Правил пользования КТРУ, надлежало отразить все значимые характеристики закупаемых товаров в разделе "Характеристики товара, работы, услуги" с указанием в соответствующих графах наименования характеристик, значение характеристик, единицы измерения характеристик, инструкцию по заполнению характеристик в заявке, а в разделе "Обоснование включения дополнительной информации в сведения о товаре, работе, услуге" отразить исключительно обоснование таких характеристик, в случае, если они не предусмотрены используемой Заказчиком позицией КТРУ, чего Заказчиком 2024-22974 8 сделано не было. Иными словами, формирование информации и документов с использованием ЕИС осуществляется путем заполнения экранных форм вебинтерфейса ЕИС. При формировании извещения о проведении закупки в ЕИС Заказчику надлежало указать характеристики закупаемой продукции со значениями этих характеристик в соответствующей графе для обеспечения возможности участникам закупки представить такие сведения в структурированной форме. Исходя из вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу, что положения извещения сформированы Заказчиком таким образом, что не позволяют участникам закупки представить сведения о поставляемых товарах надлежащим образом, посредством заполнения сведений, указанных в структурированной формы извещения, размещение которой обязательно в соответствии с ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении Заказчиком положений п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при формировании описания объекта закупки, что также свидетельствует о наличии в действиях Заказчика признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Вместе с тем, при разрешении вопроса о выдаче Заказчику обязательного для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Комиссия Управления исходит из того, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 3 заявки, которые признаны соответствующими требованиям извещения о проведении электронного аукциона, снижение составило 7,50%, что указывает на то, что выявленные нарушения не повлияли на результат закупки. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-22974 9
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях ГБУЗ "ГП N 2 ДЗМ" нарушения требований п.1 ч.1 ст.33, п.5 ч.1 ст.42 Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку смотровых медицинских перчаток (латексные, неопудренные, нестирильные) (Закупка N 0373200586424000039).
2. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе Заказчику по закупочной процедуре N0373200586424000039 не выдавать, поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
3. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий С.И. Казарин
Члены Комиссии: М.О. Мацнева М.В. Сорбучева Исп.Сорбучева М.В. тел.8(495)784-75-05 2024-22974
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2024 г. N 077/06/106-6359/2024 (ключевые темы: характеристика - товар. работа. услуга. - ктру - государственные и муниципальные нужды - внеплановая проверка)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024