Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - Главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого, Членов Комиссии: Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.А. Матюшенко, Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок А.И. Рахматуллаева, при участии представителей: ФКУ Уат ФСИН России: Фисковой Л.А. (дов.N3д от 09.01.2024), ООО "ЦЕНТР 99": Алешина В.А.(дов.N1714 от 20.06.2023), рассмотрев жалобу ООО "ЦЕНТР 99" (далее - Заявитель) на действия ФКУ Уат ФСИН России (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку запасных частей и принадлежностей для автомобилей (Закупка N 0373100119924000014) (далее - электронный аукцион, аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-22855 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее.
Согласно доводам жалобы закупочной комиссией по осуществлению закупок Заказчика нарушены нормы Закона о контрактной системе при признании соответствующей заявки участника закупки, продекларировавшего страну происхождения представляемого к поставке товара "Российская Федерация", так как такой товар не соответствует требованиям извещения, что также повлекло к неправомерному применению Заказчиком положений приказа Министерства финансов Российской Федерации от 04.06.2018 N126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) в части снижения цены контракта, заключаемого ООО "ЦЕНТР 99" по результатам конкурентной процедуры.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.04.2024 NИЭА1 на участие в закупке подано 9 заявок, при этом заявки 7 участников закупки признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а ООО "ЦЕНТР 99", с идентификационным номером заявки 16, признано победителем конкурентной процедуры, с предложенной ценой государственного контракта 547 079,22 руб.
В силу ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с ч.3 ст.14 Закона о контрактной системе. П.1 Приказа N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения). 2024-22855 3 Согласно п.15 ч.1 ст.42 Закона контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со ст.14 Закона о контрактной системе. Комиссией Управления установлено, что, согласно извещению об осуществлении закупки, Заказчиком установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, предусмотренные положениями Приказа N126н.
Согласно п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Пп.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в извещении о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Комиссией Управления установлено, что, согласно описанию объекта закупки, Заказчиком закупается в том числе товар по п.32 Шланг от бачка к 2024-22855 4 насосу ГУР (Форд Фокус), FORD арт. 2357785 и N 22 Маховик (Шкода Октавия), VAG арт. 03C105269P.
Пп.1.1 Приказа N126н определено, что при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме преимущества в отношении цены контракта в размере 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, в размере 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), в соответствии с пп.1.2 и 1.3 п.1 Приказа N126н предоставляются участникам закупки, заявки которых признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) и содержат исключительно предложения о поставке товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза. Пп."а" пп.1.3 Приказа N126н установлено, что при проведении аукциона контракт заключается по цене, сниженной на 15 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N1, сниженной на 20 процентов в отношении товаров, указанных в приложении N2 и закупаемых при реализации национальных проектов (программ), от предложенной победителем аукциона в случае, если заявка такого победителя содержит предложение о поставке товаров, указанных в Приложениях, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза). При этом пп.1.6 Приказа N126н установлено, что подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложениях, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Законом о контрактной системе наименования страны происхождения товара.
В силу п.2 Приказа N126н положения пп.1.1 - 1.3 п.1 Приказа N126н не применяются при проведении конкурса, аукциона, запроса котировок в электронной форме в случаях, если:
а) конкурс, аукцион, запрос котировок в электронной форме признается не состоявшимся в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе;
б) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Федеральным законом, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), содержат предложения о поставке товаров, указанных в Приложениях и происходящих исключительно из государств - членов Евразийского экономического союза;
в) все заявки участников закупки, признанные в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе, соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), содержат предложение о поставке указанных в Приложениях товаров, страной происхождения хотя бы одного из которых является иностранное государство (за исключением 2024-22855 5 государств - членов Евразийского экономического союза).
Согласно п.3 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные пп."м" - "п" п.1, пп."а" - "в" п.2, п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные пп."д" п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе.
Согласно п.5 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с ч.3 и 4 ст.14 Законом о контрактной системе (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.43 Закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе;
в) документы, подтверждающие соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации (в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке). Заказчик не вправе требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они 2024-22855 6 передаются вместе с товаром;
г) с учетом положений ч.2 ст.43 Закона о контрактной системе предложение по критериям, предусмотренным п.2 и (или) 3 ч.1 ст.32 Закона о контрактной системе (в случае проведения конкурсов и установления таких критериев). При этом отсутствие такого предложения не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке;
д) иные информация и документы, в том числе эскиз, рисунок, чертеж, фотография, иное изображение предлагаемого участником закупки товара. При этом отсутствие таких информации и документов не является основанием для отклонения заявки на участие в закупке. Комиссией Управления установлено, что в составе заявок участников закупки в том числе указано:
- в составе заявки ООО "ЦЕНТР 99", с идентификационным номером 16,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения товара/поставляемого товара при выполнении работ, оказании услуг: Германия; Испания; Италия; Республика Индия; Республика Индонезия; Китайская Народная Республика; Российская Федерация; Республика Корея; Литва; Польша; ТУРЦИЯ; Финляндия; Франция; Чешская Республика; ЯПОНИЯ; Соединенные Штаты Америки";
- в составе заявки ООО "Автотранс", с идентификационным номером 173,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения товара/поставляемого товара при выполнении работ, оказании услуг: Российская Федерация; ТАЙВАНЬ (КИТАЙ); Китайская Народная Республика; Республика Корея;" - в составе заявки ИП Новиков А.В., с идентификационным номером 121,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения товара/поставляемого товара при выполнении работ, оказании услуг: Российская Федерация; Бельгия; Польша; Китайская Народная Республика; ТУРЦИЯ; Испания; Германия; ЯПОНИЯ; Республика Корея;" - в составе заявки ООО "За рулем-комфорт", с идентификационным номером 242,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Германия;" - в составе заявки ИП Лунин С.М., с идентификационным номером 29,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Соединенные Штаты Америки;" - в составе заявки ИП Уджуху Р.З., с идентификационным номером 247,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Соединенные Штаты Америки;" - в составе заявки ООО "Лига Плюс", с идентификационным номером 128,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Китайская Народная Республика;" 2024-22855 7 - в составе заявки ООО "Автотренд", с идентификационным номером 56,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Соединенные Штаты Америки;" - в составе заявки ООО "Автотренд", с идентификационным номером 190,: "Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус)" "Страна происхождения Российская Федерация; Германия; Польша; Китайская Народная Республика; Соединенные Штаты Америки; Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии".
Согласно ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что, товар по п.32 Шланг от бачка к насосу ГУР (Форд Фокус), FORD арт. 2357785 и N 22 Маховик (Шкода Октавия), VAG арт. 03C105269P ни с указанными каталожными номерами, ни их эквиваленты не выпускаются в России или странах ЕАЭС. Все запасные части, указанные в заявке Заказчика относятся к маркам автомобилей иностранного производства и выпускаются только в странах за пределами ЕАЭС., ввиду чего, условия, для применения приказа N126н не могли быть соблюдены, а участниками закупки представлены недостоверные сведения о товаре.
Согласно ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с доводом жалобы, при этом добавил, что данное нарушение явилось следствием технической ошибки.
Согласно пп."б" п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового 2024-22855 8 предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о нарушении комиссией об осуществлении закупок Заказчика положений п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе, в части признания заявок соответствующими требованиям закупочной документации, что также содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.7 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Кроме того, Комиссия Управления дополнительно отмечает, что в случае выявление недостоверной информации в составе заявок участников закупочной комиссии Заказчика надлежит отклонить такую заявку. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления 2024-22855 9
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ЦЕНТР 99" на действия комиссии об осуществлении закупок ФКУ Уат ФСИН России обоснованной.
2. Признать в действиях комиссии об осуществлении закупок Заказчика нарушение п.1 ч.5 ст.49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ. Председательствующий Н.А. Узкий Члены комиссии: А.А. Матюшенко А.И. Рахматуллаев Исп.Рахматуллаев А.И. тел.+7 495 784 75 05 2024-22855
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 17 мая 2024 г. N 077/06/106-6581/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024