Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе: Председательствующего - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой, Членов Комиссии: Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок О.А. Челновой, главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок А.А. Кутейникова, рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видео- конференц связи), при участии представителей: ВАВТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ: Фроловой О.А. (по доверенности от 15.05.2024 N01-09/656), Любича М.А. (по доверенности от 15.05.2024 N01-09/652), ИП Трунова Е.В.: Барвнко Д.В. (по доверенности от 08.04.2024 Nб/н), рассмотрев жалобу ИП Трунова Е.В. (далее - Заявитель) на действия ВАВТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке зданий, помещений и территории ВАВТ Минэкономразвития России (Закупка N 0373100036224000007) (далее - аукцион) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), 2024-23289 2
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного аукциона. На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, Комиссия Управления
установила
следующее. Заявитель обжалует действия Заказчика, выразившиеся в утверждении извещения об осуществлении закупки в нарушение Закона о контрактной системе.
В силу п.1 ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе. П.1-2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской 2024-23289 3 Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям Заказчика. Если Заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в описании объекта закупки должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. 1.
В составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком не дан ответ на запрос разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки. На заседании Комиссии Управления представитель Заявителя пояснил, что в адрес Заказчика были направлены два запроса на разъяснения положений извещения, вместе с тем Заказчиком не опубликованы ответы на данные запросы разъяснений. Комиссией Управления установлено, что 13.05.2024 Заказчиком в Единой информационной системе в сфере закупок размещены ответы на поступившие запросы разъяснений.
Таким образом, Заказчиком в установленный ст. 42 Закона о контрактной системе срок размещены ответы на запросы разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что указанный довод жалобы не нашел своего подтверждения и является необоснованным. 2024-23289 4 2.
Согласно доводам жалобы Заказчиком допущено нарушение ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе, поскольку установлено требование о наличии у персонала исполнителя профилактических прививок. Заявитель указывает, что у Заказчика отсутствуют правовые основания устанавливать требование к участникам закупки о привлечении к исполнению контракта только вакцинированных сотрудников.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок.
Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Постановлением Правительства РФ от 15.07.1999 N 825 "Об утверждении перечня работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок" утвержден Перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.
Согласно указанному Перечню такими работами являются:
1. Сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные и другие работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные и дезинсекционные работы на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных. 2.
Работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса, зон оздоровления и отдыха населения на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
3. Работы в организациях по заготовке, хранению, обработке сырья и продуктов животноводства, полученных из хозяйств, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
4. Работы по заготовке, хранению и переработке сельскохозяйственной продукции на территориях, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
5. Работы по убою скота, больного инфекциями, общими для человека и животных, заготовке и переработке полученных от него мяса и мясопродуктов.
6. Работы, связанные с уходом за животными и обслуживанием животноводческих объектов в животноводческих хозяйствах, неблагополучных по инфекциям, общим для человека и животных.
7. Работы по отлову и содержанию безнадзорных животных. 2024-23289 5 8.
Работы по обслуживанию канализационных сооружений, оборудования и сетей.
9. Работы с больными инфекционными заболеваниями.
10. Работы с живыми культурами возбудителей инфекционных заболеваний.
11. Работы с кровью и биологическими жидкостями человека.
12. Работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Объектом настоящей закупки является комплексная уборка зданий, помещений и территории. Данные услуги в перечне отсутствуют.
Таким образом, Заявитель в жалобе указывает, что объект закупки не является работами, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и не требует обязательного проведения профилактических прививок, из чего следует, что требование об обеспечении вакцинации персонала Исполнителя установлено Заказчиком неправомерно.
Согласно ч.1 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. На заседании Комиссии Управления представители Заказчика пояснили, что в пункте 1.2 Технического задания содержится указание на нормативно- правовые акты в соответствии с которыми оказываются услуги по контракту, в том числе Методические рекомендации 3.1/2.1.0205-20.
Профилактика инфекционных болезней. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в образовательных организациях высшего образования. Методические рекомендации", МР 3.1/2.1.0192-20.
Профилактика инфекционных болезней.
2.1. Коммунальная гигиена. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в учреждениях физической культуры и спорта (открытых и закрытых спортивных сооружениях, физкультурно-оздоровительных комплексах, плавательных бассейнах и фитнес-клубах). Вместе с тем данные методические рекомендации не предъявляют требований к наличию у сотрудников Исполнителя по контракту профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции (COVID-19), а регламентируют порядок осуществления деятельности организаций и осуществления профилактических мероприятий.
В силу ч.4 ст.106 Закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы, при этом в составе жалобы, а также на заседании Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих об ограничении количества участников закупки и о нарушении Заказчиком норм законодательства о контрактной 2024-23289 6 системе, ввиду чего у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что вышеуказанные доводы Заявителя являются необоснованными.
3. Согласно доводам жалобы Заказчик предъявлены неправомерные требования к Исполнителю по контракту. Так, согласно п. 6.2.13 проекта государственного контракта Исполнитель обязандопускать работников и иной персонал к оказанию услуг после предоставления Заказчику копий паспортов РФ, либо разрешительных документов для осуществления трудовой деятельности на территории города Москвы, а также удостоверений на право обращения с отходами I-IV класса опасности. Вместе с тем Заявитель указывает, что в предмет контракта не входит обращение с отходами I класса опасности, обращение с отходами II класса опасности, а также обращение с отходами III класса опасности. Более того, по мнению Заявителя, при наличии у Заказчика отходов I и II класса опасности обращение с ними, как опасными, вправе осуществлять только сам заказчик как владелец объекта при наличии у него объектов утилизации или федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. Не согласившись с доводами жалобы, представители Заказчика пояснили, что согласно ч.1 ст.15 Федерального закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N89-ФЗ) лица, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности Согласно п. 3.1.24 Технического задания Исполнитель за счет собственных средств и сил организует и осуществляет вынос строительного и иного мусора после проведения ремонта в зданиях в контейнеры, предоставленные Заказчиком и размещенные на территории Заказчика, в объёме, не превышающем 72м3 за весь период оказания услуг по договору. Строительные отходы относятся к IV классу опасности, в связи с чем персонал Исполнителя должен иметь соответствующие удостоверения. Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что согласно ч.1 ст.1 Закона N89 сбор отходов - это прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения. Вместе с тем, как следует из совокупного анализа положений Технического задания, проекта государственного контракта и положений Закона N89-ФЗ исполнитель по контракту не осуществляет деятельности по сбору мусора для последующей обработки, утилизации, обезвреживания.
На основании вышеизложенного, имеющихся документов и сведений, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о 2024-23289 7 нарушении Заказчиком п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Исследовав представленные материалы, руководствуясь Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ИП Трунова Е.В. на действия ВАВТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ РОССИИ обоснованной в части установления неправомерных требований к исполнителю по контракту.
2.Признать в действиях Заказчика нарушения п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председательствующий Е.А. Миронова
Члены Комиссии: А.А. Кутейников О.А. Челнова Исп.Кутейников А.А. тел.8(495)784-75-05 2024-23289
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 20 мая 2024 г. N 077/06/106-6863/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024