Резолютивная часть объявлена 15.05.2024
Изготовлено в полном объеме 20.05.2024 г. Ханты-Мансийск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление) по контролю в сфере закупок в составе:
Председатель комиссии:
- Андрейцева Е.А. - Врио заместителя руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Мацола А.А. - Старший специалист 1 разряда отдела Управления;
- Петухова Ю.А. - Эксперт отдела Управления,
От Подрядчика - посредством видеоконференц-связи Кислова Т.В. на основании доверенности N б/н от 13.05.2024;
От Заказчика - посредством видеоконференц-связи до перерыва Мокин В.В. на основании приказа N 33 от 22.04.2024, после перерыва отсутствовали,
рассмотрев информацию и документы, поступившие от Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" (вх. N 4486/24 от 07.05.2024) в отношении ООО "ЮграАртСтрой" (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 25, оф. 24, ОГРН: 1188617005664, ИНН: 8601066346, КПП: 860101001) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (далее - Реестр),
Установила:
В Управление 07.05.2024 г. поступило обращение от Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" (вх. N 4486/24 от 07.05.2024) в отношении ООО "ЮграАртСтрой" (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 25, оф. 24, ОГРН: 1188617005664, ИНН: 8601066346, КПП: 860101001) для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков.
Предоставленная информация соответствует требованиям, установленным в Порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078) (далее - Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков) и статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Извещение: 0187200001722000383;
Реестровая запись Контракта: 3861300361522000005; Номер контракта - 16/22;
Предмет контракта: Выполнение работ по строительству объекта: "Образовательно-культурный комплекс в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры (завершение строительства)";
Контракт заключен: 16.06.2022 г.;
Цена контракта: 244 110 731,80 руб.;
Срок действия Контракта:
Контракт вступает в силу со дня его заключения сторонами и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по контракту.
В ходе проведения внеплановой камеральной проверки Комиссией Управления установлено следующее.
16.06.2022 г. между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" (далее - Заказчик) и ООО "ЮграАртСтрой" (далее - Подрядчик, Исполнитель, Общество) был заключен контракт N 16/22, предметом которого является: Выполнение работ по строительству объекта: "Образовательно-культурный комплекс в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры (завершение строительства)" (далее - Договор /Контракт).
Разделом 1 Контракта установлено следующее:
1.1. Согласно настоящему контракту Подрядчик в строгом соответствии с проектной документацией (шифр: Д.п.N04/18) на условиях настоящего контракта обязуется выполнить подрядные работы по строительству объекта: "Образовательно-культурный комплекс в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры" (завершение строительства), находящегося по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, д. Хулимсунт, 4 микрорайон, д. 45 "б" (далее-объект) и своевременно сдать результат работ Муниципальному заказчику, а Муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их в порядке и на условиях Контракта.
1.2. Результатом выполненных работ по настоящему контракту является построенный объект капитального строительства, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Разделом 3 Контракта Сроки выполнения работы по Контракту.
Разделом 4 Контракта установлены права и обязанности Подрядчика.
Разделом 5 Контракта установлены права и обязанности Муниципального заказчика
Пунктом 10.1. Настоящий контракт, может быть, расторгнут по соглашению сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и положениями статьи 95 Федерального закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе (далее - Решение) - 18.04.2024 г.
Из обоснования решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует (выдержка из текста):
"Согласно 10 актам приемки выполненных работ, размещенным Подрядчиком в единой информационной системе в сфере закупок и подписанным усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, Подрядчиком работы на объекте были выполнены лишь частично.
Подрядчик выполнял свои обязательства за сроками исполнения контракта, но с декабря 2023 года работы на объекте не выполняются.
Таким образом. Подрядчик своих обязательств по контракту не исполнил, тем самым нарушив пункт 3.1. Контракта, что подтверждается отсутствием предусмотренного п. 7.9. контракта, подписанного акта приемки законченного строительством Объекта (далее - акт приемки Объекта), оформленному в соответствии с Приложением N 6 к контракту.".
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика было опубликовано в личном кабинете единой информационной системы (далее - ЕИС) 18.04.2024 г.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно информации, размещенной в Единой информационной системе Решение 18.04.2024 г. доставлено в личный кабинет Исполнителя.
Таким образом, датой надлежащего уведомления признается 18.04.2024 г.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой вступления в силу решения признается - 02.05.2024 г.
Частью 3 статьи 103 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти рабочих дней с даты заключения контракта заказчик направляет указанную в пунктах 1 - 7, 9, 12 и 14 части 2 настоящей статьи информацию в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом были внесены изменения в условия контракта, заказчики направляют в указанный орган информацию, которая предусмотрена частью 2 настоящей статьи и в отношении которой были внесены изменения в условия контракта, в течение пяти рабочих дней с даты внесения таких изменений. Информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта, расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно журналу событий, Комиссия Управления установила, что 03.05.2024 14:31 (МСК) переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 3861300361522000005.
Из письменных пояснений Подрядчика следует следующее (выдержка из текста):
"В ходе исполнения обязательств в рамках заключенного муниципального контракта N 16/22 от 16.06.2022 г. возникли независящие от ООО "ЮграАртСтрой" и МКУ "УКСИР Березовского района" обстоятельства, которые не позволили завершить выполнение работ в установленный срок, которые совокупно выражались в следующих обстоятельствах.
Необходимость исправлять и переделывать некачественно выполненные работы предыдущими подрядчиками, что подтверждается следующими данными и документами:
1.1. Письмо исх. 56.2023 от 10.03.23 в МКУ УКСиР акт обследования N 7.
1.2. Акт обследования N 7.
1.3. Письмо исх. N72.2023 от 22.03.23 в МКУ УКСиР о протекании кровли.
Необходимость в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, но без их выполнения невозможно продолжать строительство, что подтверждается следующими данными и документами:
2.1. Письмо исх. N181.2022 от 24.08.22 в МКУ УКСиР (доп. работы и замечания школа Хулимсунт).
2.2. Письмо исх. N 184.2022 от 29.08.2022 г. Доп. работы по Хулимсунту.
2.3. Дефектный акт N 1 от 06.06.2023 г.
2.4. Дефектный акт N 2 от 13.06.2023 г.
2.5. Дефектный акт N 3 от 13.06.2023 г.
2.6. Дефектный акт N 4 от 13.06.2023 г.
2.7. Дефектный акт N 5 от 15.06.2023 г.
Необходимость внесения изменений в проектно-сметную документацию а так же дополнительное проектирование, что подтверждается следующими данными и документами:
3.1. Письмо исх. N 92.2023 от 04.04.2023 г. МКУ УКСиР внесение изменений в АОВ Хулимсунт.
3.2. Письмо исх. N323 от 23.06.2023 г. от ООО "Проектцентр" в МКУ УКСиР.
3.3. Письмо исх. N 360 от 18.07.2023 г. от МКУ УКСиР в ООО "Проектцентр".
3.4. Протокол N 1 рабочего совещания от 04.09.2023 г. оперативного штаба по строительству.
3.5. Письмо исх. N 485 от 09.10.2023 г. от МКУ УКСИР Березовского района (повторно в контакте дополнительного проектирования).
Низкий уровень воды в р. Северная Сосьва, что подтверждается следующими данными и документами:
4.1. График уровня воды с сайта https://allrivers.info/gauge/sosva-sosva/waterlevel от на 15.10.2023 г.
4.2. Письмо исх. N 239 от 12.09.2023 г. от Управления гражданской защиты о падении уровня воды.
4.3. Письмо исх. N485 от 09.10.2023 г. от МКУ "УКСИР Березовского района" (в контакте погодных условий).
Обо всех вышеуказанных обстоятельствах Подрядчик сообщал МКУ "УКСИР Березовского района"
В связи с чем, между МКУ "УКСИР Березовского района" и ООО "ЮграАртСтрой" был подписан проект дополнительного соглашения о продлении сроков по муниципальному контракту N 16/22 от 16.06.2022 г. до 31.08.2024 г.
И Подрядчик продолжал выполнение работ по контракту. На сегодняшний день (08.05.2024 г) Дополнительное соглашение N 7 не подписано сторонами.
При этом при выполнении Подрядчиком работ по контракту, были израсходованы все денежные средства, перечисленные на счет Подрядчика по условиям Контракта.
Подрядчиком в адрес Заказчика (МКУ УКСИР Березовского района) направлены акты выполненных работ, и в ближайшее время будут направлены дефектные акты со сметами стоимости работ, выполненных Подрядчиком, не учтенных в Контракте, но без выполнения, которых возможности завершить работу по Контракту не было, о чем Заказчик был неоднократно уведомлен.".
Изучив представленные доказательства, Комиссией Управления установлено следующее.
16.06.2022 г. между муниципальным казенным учреждением "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" и ООО "ЮграАртСтрой" был заключен контракт N 16/22, предметом которого является: Выполнение работ по строительству объекта: "Образовательно-культурный комплекс в д. Хулимсунт, Березовского района, ХМАО-Югры (завершение строительства)".
В соответствии с пунктом 3.1. Контракта срок выполнения работ: в течение 7 месяцев.
Дополнительным соглашением N 2 от 17.11.2022 срок выполнения работ продлен до 14 месяцев. Таким образом, работы должны были быть выполнены до 16.08.2023 года.
13.07.2022 между Заказчиком и Подрядчиком заключено дополнительное соглашение N 1, согласно которому подрядчику выплачивается авансовый платеж в размере 25% от цены контракта в размере 46 944 371, 50 руб.
17.11.2022, 12.12.2022 Заключены дополнительные соглашения N3 и 4 об увеличении авансового платежа до 59 282 082, 02 руб.
12.05.2023 заключено дополнительное соглашение N5 об увеличении стоимости контракта до 244 110 731,80 руб. с утверждением новой сметы контракта, графика оплаты выполненных работ.
Письмом N 2/2023 от 10.01.2023 Подрядчик сообщает Заказчику, что требуется внесение изменений в проектно-сметную документацию к объекту.
Письмом N 56/2023 от 10.03.2023 г. Подрядчик сообщил, что в процессе обследования Объекта выявлены дефекты в работах, ранее выполненных предыдущими подрядными организациями.
Письмом N 28/2023 от 10.02.2023 Подрядчик сообщил, исполнительные схемы будут подготовлены в полном объеме после завершения строительства Объекта и переданы в полном объеме на этапе приемки Объекта в эксплуатацию.
Письмом N 39/2023; 40/2023; 42/2023 Подрядчик просил внести изменения в проектно-сметную документацию по средствам привлечения авторского надзора и включения в дополнительные объемы работ.
Письмом N 193/2023 от 08.06.2023 г. Подрядчик сообщил, что работы в подвальных помещениях прекращены.
Письмом N174 /2023 от 01.06.2023 г. Подрядчик направил ведомость замены оборудования и светотехнический расчет для светильников, параметры которых отличаются от проектных, а также просил внести изменения в проектную документацию.
Письмом N 277/2022 от 07.11.2022 г. Подрядчик подписал дефектную ведомость для фиксации выявленных недостатков, предоставить информацию о необходимости устранения выявленных дефектов. В случае необходимости проведения восстановительных работ по выявленным дефектам, заключить дополнительное соглашение на указанные работы.
Претензией от 21.07.2024 Заказчик просит представить актуальную информацию по заключенному договору субподряда.
Письмом от 09.01.2024 Заказчик сообщает об открытии автомобильных дорог и устойчивых ледовых переправ в Берёзовском районе, а также просит в кратчайшие сроки осуществить доставку недостающих, строительных материалов для завершения работ на объекте.
Письмом N 271 от 01.06.2023 Заказчик просит мобилизовать трудовые ресурсы и ускорить темпы производства строительно-монтажных работ, обеспечить ввод в эксплуатацию социально значимого объекта на территории Берёзовского района ХМАО-Югры.
Претензией N 343 от 07.07.2023 Заказчик требовал предоставить новое обеспечение по контракту.
Письмом N 341 от 04.07.203 Заказчик просил предоставить информацию и отчётные документы по расходованию авансовых бюджетных средств, выделенных на цели строительства указанного объекта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.04.2022 N 680.
Письмом N 264 30.05.2024 Заказчик просил предоставить в адрес заказчика перечень необходимых для завершения строительства образовательно-кулыурного комплекса материалов, а также направить график доставки на объект строительных материалов.
Кроме того, обозначить сроки выполнения наружных внеплощадочных и внутриплощадочных работ, в том числе завершение планировки, покрытий территории, работы по сетям архитектурных форм и т.д.
Письмом N 405 от 06.09.2023 Заказчик просит завершить все мероприятия по инженерным сетям, которые являются неотъемлемой частью для ввода объекта в эксплуатацию 1-го этапа строительства. Также до наступления продолжительной низкой температуры воздуха выполнить мероприятия по прокладке оптоволоконного кабеля, осуществить переврезку теплотрассы для подключения по проектной схеме теплоснабжения здания.
Согласно решению районного суда от 11.04.2024 по делу N 12-5/2024 16.08.2023 прокуратурой района в ходе выезда на объект совместно с представителями МКУ "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" установлено, что на объекте задействовано 4 человека, общая строительная готовность, согласно информации администрации района, составляет 83,4%.
При этом на объекте не выполнены работы по электроснабжению, вентиляционной системе, сантехнические и отделочные работы.
Кроме того, 29.05.2023 Службой жилищного и строительного надзора ХМАО-Югры подрядчику выдано предписание N002-01-06 об устранении ряда нарушений градостроительного законодательства, в том числе таких как:
- отсутствие плана пожарной защиты, пожарных щитов;
- проживание рабочих занятых на строительства в здании школы;
- необеспечение уборки и вывоза бытового и строительного мусора;
- необеспечение наружного противопожарного водоснабжения и иные нарушения.
Срок устранения нарушений по предписанию установлен 15.08.2023 г.
Как следует из Пояснений обеих сторон выявленные нарушения в большей степени устранены не были.
На 29.09.2023 г. на объекте было задействовано 20 человек в том числе 1 ИТР, общая строительная готовность объекта составляет 83,4%, выполнялись внутренние отделочные работы в спортивном зале, в адрес подрядчика неоднократно направлялись письменные требования о мобилизации трудовых ресурсов, необходимости безотлагательной доставки строительных материалов, об организации взаимодействия и бесперебойного выполнения работ на объекте.
В ходе проверки было установлено, что подрядчиком большинство нарушений, указанных в предписании, не устранено.
По состоянию на 10.10.2023 подрядчиком не выполнены работы на объекте на общую сумму 182 338 687,80 руб.
Как сообщил сам Заказчик до февраля 2024 года па объекте находились рабочие, велись-отделочные работ и работы по внутренним сетям.
С февраля 2024 года на объекте отсутствуют рабочие, работы не ведутся ввиду отсутствия необходимых строительных материалов и рабоче силы.
Таким образом, Комиссия Управления изучив представленные сведения, пришла к выводу, что работы в рамках данного контракта велись, Подрядчик не отказывался от исполнения условий Контракта, работы были выполнены на 83%.
Кроме того, допущенные нарушения со стороны Подрядчика, несоразмерны включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на 2 года, поскольку умысла уклоняться от исполнения контракта у Исполнителя не было, более того, в соответствии с решением районного суда от 11.04.2024 по делу N 12-5/2024 16.08.2023 директор общества был привлечен к административной ответственности за несвоевременное исполнение условий контракта, следовательно, Обществом уже понесена ответственность за допущенные нарушения.
С учетом изложенного, контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или не включении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Таким образом, учитывая готовность объекта на 83%, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на день рассмотрения сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ЮграАртСтрой" в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной им в постановлении от 24.06.2009 N11-П, в силу ч. 3 ст. 17 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила её дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
В качестве необходимого элемента общего понятия состава правонарушения выступает вина, наличие которой является во всех отраслях права предпосылкой возложения юридической ответственности, если иное прямо и недвусмысленное не установлено непосредственно самим законодателем.
Приведенные правовые позиции, исходя из публично-правового характера правоотношений между контролирующими государственными органами и субъектами предпринимательской деятельности, в полной мере применимы и к механизму привлечения к юридической ответственности в виде включения хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков.
Следовательно, антимонопольный орган при рассмотрении вопроса о применении к субъекту меры публично - правовой ответственности, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины соответствующих субъектов, в какой бы форме она ни проявлялась.
Вывод Комиссии:
Проанализировав представленные материалы, Комиссия Управления пришла к выводу, что факт недобросовестного поведения со стороны ООО "ЮграАртСтрой" не нашел своего подтверждения.
На основании вышеизложенного Комиссия, руководствуясь пунктом 13 Порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков, частями 2 и 7 статьи 104 Закона о контрактной системе,
Решила:
Сведения, направленные от Муниципального казенного учреждения "Управление капитального строительства и ремонта Березовского района" (вх. N 4486/24 от 07.05.2024) в отношении ООО "ЮграАртСтрой" (628011, ХМАО-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Дзержинского, дом 25, оф. 24, ОГРН: 1188617005664, ИНН: 8601066346, КПП: 860101001) не включать в реестр недобросовестных поставщиков.
Председатель Комиссии Андрейцева Е.А.
Члены Комиссии: Мацола А.А.
Петухова Ю.А.
Примечание: Решение антимонопольного органа может быть обжаловано в течение трех месяцев в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 20 мая 2024 г. N 4486/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024