Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместитель руководителя управления - Шендрик Е.В.; членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б., - главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А., в присутствии представителей:
- заказчика - Администрация Ключевского сельского поселения;
- подрядчика - общества с ограниченной ответственностью "Альфа - Строй" (далее - Исполнитель, Подрядчик, ООО "Альфа - Строй") Питерского Ю.А, осуществив рассмотрения обращения о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта на разработку проектно- сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи", согласно техническому заданию (далее - Работы) с ООО "Альфа - Строй" (далее - Исполнитель) заключенного по результатом закупки N 0138300003123000009 (ИКЗ N 233410900446641090100100200017112243), (далее - Закупка) (далее - Контракт), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной 1 системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - РНП), утвержденными постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
14.06.2023 Заказчик в единой информационной системе (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0138300003123000009 (далее - Извещение) на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи" (далее - "Работы"). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 061 233,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 20.06.2023 N 0138300003123000009 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 184, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта /суммы цен единиц товара, работы, услуги 9 407 252,79 рубля. 07.07.2023 Заказчик заключил Контракта N 0138300003123000009 "по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи" с ООО "Альфа - Строй" с ценой Контракта 9 407 252, 79 (девять миллионов четыреста семь тысяч двести пятьдесят два рубля 79 копеек). 13.05.2024 в Камчатское УФАС России поступило обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) заказчика о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта (далее - Обращение), в связи с неисполнением Исполнителем обязательств по Контракту, предусмотренные частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе, а также обоснование причин одностороннего отказа от исполнения Контракта. Из решения Заказчика следует, что Исполнителем нарушены существенные условия Контракта, а именно не выполнение обязательства по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи". В этой связи Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Уведомлением от 14.05.2024 N ЕШ/1240/24 о рассмотрении Обращения, размещенном в ЕИС, Исполнителю было предложено заблаговременно представить документы и информацию, подтверждающие действия, направленные на исполнение Контракта, о причинах невозможности надлежащего исполнения Контракта с документальным подтверждением.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта, Комиссия выявила следующие обстоятельства. Часть 1 статьи 104 Закона о контрактной системе определяет, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок. 2024-1412 2 Приказом Федеральной антимонопольной службы от 27.08.2007 г. N 267 "О ведении реестра недобросовестных поставщиков, включении и исключении сведений из реестра недобросовестных поставщиков, проведении проверок фактов уклонения участника размещения заказа от заключения государственного или муниципального контракта, осуществлении внеплановых проверок при рассмотрении сведений о недобросовестных поставщиках" на территориальные органы ФАС России возложены функции по рассмотрению сведений о недобросовестных поставщиках и проведению проверок фактов уклонения от заключения государственного или муниципального контракта на территории осуществления деятельности территориальных органов ФАС России. Пункт 13 Правил определяет, что орган контроля осуществляет не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, при этом.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления документов и информации, указанных в частях 4 - 6 статьи 104 Федерального закона N 44-ФЗ, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Положениями части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что одним из оснований включения сведений о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) в реестр является существенное нарушение ими условий контрактов, приведшее к расторжению контракта на основании решения суда или вследствие одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, при решении вопроса о включении сведений о поставщике в реестр антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт неисполнения (ненадлежащего) исполнения своих обязательств поставщиком и является ли это нарушение существенным. Отказ заказчика от исполнения контракта имеет значение не как такового основания для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, а выступает поводом для передачи сведений о допущенных нарушениях уполномоченному органу, для проведения проверки этих сведений в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе. В ходе проведения проверки в рамках рассматриваемого обращения Комиссией установлено, что 14.06.2023 Заказчик в единой информационной системе (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона (далее - ЭА) N 0138300003123000009 (далее - Извещение) на выполнение работ по разработке проектно- 2024-1412 3 сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи" (далее - "Работы"). Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 10 061 233,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов от 20.06.2023 N 0138300003123000009 по результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) победителем электронного аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки - 184, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, с предложением о цене контракта /суммы цен единиц товара, работы, услуги 9 407 252,79 рубля. 07.07.2023 Заказчик заключил Контракта N 0138300003123000009 "по разработке проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи" с ООО "Альфа - Строй" с ценой Контракта 9 407 252, 79 (девять миллионов четыреста семь тысяч двести пятьдесят два рубля 79 копеек). Разделом 1 Контракта определен его предмет. Так, согласно пункту 2.1. Контракта, разработка проектно-сметной документации по объекту: "Капитальный ремонт дорог общего пользования п. Ключи", согласно техническому заданию (Приложение N 1).
Согласно пункту 2.3. Контракта, установлено, что Работы, поручаемые "Исполнителю" по настоящему контракту, подлежат выполнению в следующие сроки:
- Срок выполнения работ по разработке проекта: с момента заключения муниципального контракта до 15 июля 2023 года (включительно).
- Срок прохождения государственной экспертизы до 25 августа 2023 года.
Согласно пункту 5.3. Контракта, по завершению выполнения Работ по этапу N1 Подрядчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени Подрядчика, и размещает в ЕИС документ о приемке по этапу N1 с учетом п. 1 ч. 13 ст. 93 Федерального закона о контрактной системе, а также одновременно с этим направляет по средством электронной почты на электронный адрес, указанный в разделе 12 Контракта, полный комплект разработанной проектно-сметной документации в объеме, предусмотренном техническим заданием (Приложение к Контракту), в срок до 16.01.2023 г.
Согласно пункту 5.2. Контракта, Сдача-приемка результатов выполненных работ оформляется Сторонами актом о приемке выполненных работ. ПСД, в том числе информационная модель объекта, передается "Муниципальному заказчику" в объемах и форме, определенных условиями контракта и требованиями технического задания и приложений к нему. Пунктом 5.5. Контракта установлено, что В случае получения от "Муниципального заказчика" запроса о представлении разъяснений касательно работ, или мотивированного отказа от принятия результатов работ, или Акта о приемке выполненных работ с перечнем выявленных недостатков, необходимых доработок и сроком их устранения "Исполнитель" в течение 5 (пяти) рабочих дней обязан представить "Муниципальному заказчику" запрашиваемые разъяснения в отношении работ или в срок, установленный в указанном Акте о приемке выполненных работ, содержащем перечень выявленных недостатков и необходимых доработок, устранить полученные от "Муниципального заказчика" замечания, недостатки, произвести доработки и передать "Муниципальному заказчику" приведенный в соответствие с предъявленными требованиями или замечаниями комплект отчетной документации, отчет об устранении недостатков, выполнении необходимых доработок, а также повторный оформленный "Исполнителем" Акт выполненных работ в 2 (двух) экземплярах для принятия "Муниципальным заказчиком" работ. 2024-1412 4 Разделом 9 Контракта Стороны
установили
порядок расторжения Контракта. Так, согласно пункту 9.2. Контракта, "Муниципальный заказчик" имеет право принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с законодательством Российской Федерации. Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Законом о контрактной системе. По правилам пункта 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного федерального закона и других федеральных законов, регулирующих данные отношения.
Таким образом, при разрешении споров, вытекающих из государственных (муниципальных) контрактов, следует руководствоваться нормами Закона о контрактной системе, толкуемыми во взаимосвязи с положениями ГК РФ, а при отсутствии специальных норм - непосредственно нормами ГК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 763 ГК РФ подрядные строительные работы (статья 740), проектные и изыскательские работы (статья 758), предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о контрактной системе под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (пункт 2 статьи 763 ГК РФ).
В силу статьи 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частями 8 - 26 статьи 95 указанного Закона.
Согласно пункту 3 статьи 450 ГК РФ в случае одностороннего отказа от исполнения 2024-1412 5 договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным. Из пунктов 1 и 2 статьи 450.1 ГК РФ следует, что предоставленное названным Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором. В случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В силу части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 2 статьи 715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13 статьи 95 Закона N 44-ФЗ).
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов. Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1 статьи 104 Закона N 44-ФЗ).
Информация, подлежащая включению в реестр недобросовестных поставщиков, определена частью 3 статьи 104 Закона о контрактной системе. Частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о 2024-1412 6 включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. Обращение поступило в Камчатское УФАС России 13.05.2024.
Уведомлением от 14.05.2024 N ЕШ/1240/24 о рассмотрении Обращения 20.05.2024 в 16-00, размещенном в ЕИС, Исполнителю было предложено заблаговременно представить документы и информацию, подтверждающие действия, направленные на исполнение Контракта, о причинах невозможности надлежащего исполнения Контракта с документальным подтверждением. Анализ указанных нормативных положений позволяет сделать вывод о том, что реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию принципов регулирования отношений, определенных в статье 1 Закона о контрактной системе. Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой механизм защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков), созданный, в том числе с целью обеспечения эффективного использования бюджетных средств в предусмотренном бюджетным законодательством порядке. Реестр недобросовестных поставщиков создан также в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя обязательств в рамках процедур закупки товара, работы и услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Включение сведений о лице в указанный реестр по существу является мерой публичной ответственности за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта либо не исполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по контракту. При этом одним из последствий применения такой меры является ограничение прав лица на участие в закупках в течение установленного срока в случае, если требование об отсутствии информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлено заказчиком в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе. Как всякая мера публичной ответственности, указанная мера в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации должна отвечать принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности государственного принуждения характеру совершенного правонарушения. Сам по себе односторонний отказ заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта не является безусловным основанием для включения сведений о таком поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о внесении данных о хозяйствующем субъекте в реестр недобросовестных поставщиков, учитывая, что включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, должен разрешить вопрос не только о наличии формальных оснований для включения лица в реестр недобросовестных поставщиков, но установить причины и иные обстоятельства, послужившие основанием для такого недобросовестного поведения со стороны исполнителя (подрядчика) по исполнению контракта. При этом основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое нарушение контракта подрядчиком (исполнителем), которое не только повлекло односторонний отказ заказчика от исполнения государственного контракта, но и которое предполагает недобросовестное поведение такого подрядчика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика 2024-1412 7 относительно его условий. Из переписки и документов, представленных в материалы дела Заказчиком следует, что в адрес Подрядчика направлены претензии от 28.08.2023, 16.10.2023, 05.12.2023, 27.12.2023, 30.01.2024, 09.04.2024, 07.05.2024.
Так же Заказчиком составлены Акты о невыполнении Работ от 28.08.2023, 09.04.2024, 19.04.2024.
В свое очередь Подрядчиком в адрес Камчатского УФАС России представлены документы и информация о следующем.
В соответствии с п. 1.2 Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению проектно-сметной документации в срок до 15.07.2023 г. Прохождение государственной экспертизы до 25.08.2023 г.
В соответствии с п. 4.3.3 Исполнитель в праве Запрашивать у "Муниципального заказчика" информацию, необходимую для выполнения контракта. Так письмо от 09.08.2023 г. Исполнитель запросил исходные данные для проектирования: Технические условия, Градостроительный план, сведения о полигоне, карьере и размещения рабочих. Представил график выполнения работ и проинформировал о том, что в случае задержки получения исходных данных срок выполнения будет смещаться. В ответ Заказчик по мере получения исходных данных направлял их Исполнителю: 25.08.23г- Тех. условия Ростелеком; 08.09.23 - Тех.условия Камчатэнергосервис; 29.11.23г-Градостроительный план и документы на земельный участок; 15.01.24г.-Справки; 31.01.24г-Тех.условия ЮЭСК.
Таким образом, дата с которой Заказчик предоставил все исходные данные, которые позволяли приступить к проектированию 29.11.23, находится за датой сдачи работ по контракту 25.08.23.
В ходе выполнения работ были выявлены дополнительные работы, которые не входили в рамки контракта и не были предусмотрены техническим заданием, а именно перекладку сетей теплоснабжения за границами проектирования (дороги). В связи с чем с Заказчиком был заключен договор на переустройство тепловых сетей N 2024-103 от 15.03.24 г. срок выполнения 30 календарных дней.
В соответствии с п.4.1.12.1 контракта: По доверенности от Заказчика осуществлять сопровождение прохождения государственной экспертизы в органах государственной экспертизы (ГАУ "Государственная экспертиза проектной документации Камчатского края"), представлять пояснения, документы и обоснования по требованию экспертизы и Заказчика, вносить в документацию по результатам рассмотрения у Заказчика и замечаниям государственной экспертизы изменения и дополнения, не противоречащие техническому заданию Заказчика (Приложение N 1 к Контракту). В адрес Заказчика 22.04.2024 г. письмо N 37, 23.04.2024 г. (до уведомления о расторжении контракта в ЕИС) была направлена разработанная проектно-сметная документация для согласования перед отправкой на экспертизу. Ответа от Заказчика не последовало. 25.04.2024 г. Заказчик в ЕИС размещает решение об одностороннем отказе. 06.05.2024 г. Подрядчик направляет через систему ЕИС, а так же на электронный адрес Заказчику разработанную документацию. В ответ Заказчик 07.05.24г. отказывает в приемке работ по причине:
1.Отсутствует раздел Пояснительная записка и Проект организации строительства;
2. Отсутствует положительное заключение экспертизы;
3. Не представлен проект в распечатанном виде. Подрядчик готов предоставить необходимые разделы (ПЗ и ПОС), однако Заказчик не предоставил времени для исправления замечаний и расторгнул контракт. Загрузка документов на площадку ЕИС и Подрядчика закрыта. 2024-1412 8 Так же, поясняет относительно замечания положительного замечания экспертизы: с 22.04.24г. и по сегодняшний день Заказчик отказывается в сопровождении проекта на государственную экспертизу, что противоречит контракту. Без участия Заказчика пройти государственную экспертизу не возможно. Так же хотим дать пояснения относительно замечания предоставления проекта в распечатанном виде: проект распечатывается в необходимых количествах только после получения положительного заключения экспертизы, до этого времени документация изучается в электронном виде. В адрес Заказчика 06.05.2024 г. была направлена документация для подписания, необходимая для предоставления на государственную экспертизу. На сегодняшний день ответа не последовало. Без предоставления этих сведений и прямого участия Заказчика в процессе прохождения экспертизы, результат по контракту: "проектная документация с положительным заключением экспертизы проектной документации" не может быть достигнут.
Таким образом, Исполнитель считает, что основания для одностороннего отказа, требования в уплате неустойки(штрафа) по причине просрочки исполнения обязательств у Заказчика отсутствуют. Затягивание сроков исполнения работ по контракту произошло в том числе по вине Заказчика, а именно выдача исходных данных была за сроками выполнения работ по контракту. С 22.04.24 Исполнитель готов к прохождению государственной экспертизы для завершения работ по контракту и ждет действий от Заказчика. Комиссией устанавливался указанный довод у Заказчика, Заказчик по данному факту пояснений не дал. Комиссия отмечает, что документов к указанному доводу Подрядчик в материалы дела не представил, Заказчик, по данному факту, пояснения не дал. В материалы дела предоставлена претензионная работа Заказчика. Комиссией установлено, что неполное исполнение договорных обязательств обусловлено затягиванием сроков выполнения обязательств Заказчика, выявлением Подрядчиком особенностей объектов, неучтенных Заказчиком при расчете объема и стоимости подлежащих выполнению работ, и необходимостью проведения дополнительных работ, что подтверждается представленной перепиской сторон. На рассмотрении Обращения Комиссией установлено и представителями Заказчика подтверждено, что Подрядчик предпринимал действия направленные на исполнение Контракта. 07.05.2024 Заказчиком размещен мотивированный отказ от приемки выполненных работ (далее - Мотивированный отказ), который, как установлено Комиссией на рассмотрении обращения, был составлен без учета пунктов 5.4, 5.5 Контракта.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Пунктом 10.3. Контракта предусмотрено расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон на основании решения суда, в случае одностороннего отказа одной из Сторон от исполнения Контракта в случаях, когда такой отказ допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Порядок принятия Сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта устанавливается Федеральным законом о контрактной системе. 2024-1412 9 В силу пунктов 1, 2 статьи 450.1 ГК РФ предоставленное ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310 ГК РФ) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами, иными правовыми актами или договором, при этом в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС. Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что в связи с неисполнением обязательств по Контракту со стороны ООО "Альфа - Строй", Заказчиком в соответствии с требованиями пункта 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе 08.05.2024 сформировано и размещено в ЕИС решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта от 08.05.2024 (далее - Решение) в разделе "Информация и документы, прикрепленные к обращению" прикреплен файл "решение об одностороннем отказе N 218406 от 08.05.2024".
В журнале событий ЕИС по Контракту размещена следующая информация, 08.05.2024 01:17 (МСК), Переведена на статус "Исполнение прекращено" реестровая запись N 34109004466 23 000014.
Согласно пункту 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель).
В силу пункта 3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, датой надлежащего уведомления ООО "Альфа - Строй" о принятом Заказчиком Решении является 08.05.2024.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Как следует из части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения. 2024-1412 10 Представитель Заказчика на заседании Комиссии сообщил, что в течение установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе десятидневного срока ООО "Альфа - Строй" направил документы во исполнения Контракта, 06.05.2024 Заказчиком Мотивированный отказ от 07.05.2024, который, как установлено Комиссией на рассмотрении обращения, был принят без учета пунктов 5.4, 5.5 Контракта и 08.05.2024 Заказчик принимает решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта. Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Решение вступило в силу и Контракт считается расторгнутым 19.05.2024.
Частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр.
На основании изложенного, Комиссия
установила
то, что Заказчик обратился в Камчатское УФАС России с Обращением до наступления момента вступления Решения в законную силу, что в свою очередь нарушает требования части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе. Так, согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в следующих случаях:
а) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика;
б) если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, заказчиком не представлены информация и документы, подтверждающие отсутствие оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. 2024-1412 11 Комиссия Камчатского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Подрядчика на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении Контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Таким образом, Комиссия Камчатского УФАС России, проведя оценку действий ООО "Альфа - Строй", приходит к выводу о совершении Подрядчиком необходимых действий, направленных на исполнение обязательств по Контракту, сведения в отношении ООО "Альфа - Строй" включению в реестр недобросовестных поставщиков не подлежат, в том числе на основании подпункта "а", пункта 15 Правил. Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Альфа - Строй" в реестр недобросовестных поставщиков.
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком об ООО "Альфа - Строй" в связи неисполнением обязательств по контракту, в Реестр не включать. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Шендрик Члены комиссии: Л.Б. Шиханова С.А. Ковалева Исп.Шендрик Е.В. тел. 8 499 755 23 23 (041-200) 2024-1412 12
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 20 мая 2024 г. N 041/06/104-223/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024