Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю (далее - Камчатское УФАС России) по контролю в сфере закупок и рассмотрению жалоб в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии - заместителя руководителя Камчатского УФАС России Шендрик Е.В., членов Комиссии:
- главного государственного инспектора отдела контроля закупок Шихановой Л.Б., - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ковалевой С.А., при участии: представителя заказчика - краевого государственного казенного учреждения "Центр обеспечения действий по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности в Камчатском крае" (далее - Заказчик): Белозерцевой И.А. (по доверенности от 14.05.2024 N 1/768), Лескиной З.В. (по доверенности от 14.05.2024 N 1/767). представителя исполнителя - общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - Подрядчик, Общество): Лукиной Е.А. (по доверенности от 23.08.2023, б/н), осуществив посредством видеоконференцсвязи рассмотрение документов и информации об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта с Исполнителем на строительство "Пожарного депо на 2 выезда" в п. Озерновский, заключенного по результатам закупки N 0338200009924000018, руководствуясь статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, в соответствии с Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила),
УСТАНОВИЛА:
26.01.2024 Заказчик на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) разместил извещение о проведении электронного аукциона на строительство "Пожарного депо на 2 выезда" в п. Озерновский (закупка N 0338200009924000018).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 94 208 890,00 рублей. По результатам Закупки Заказчиком 19.02.2024 заключен контракт с Исполнителем - обществом с ограниченной ответственностью "Альтаир" по цене 75 367 112,00 рублей (далее - Контракт). 07.05.2024 в Камчатское УФАС России поступили документы и информация Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта с Исполнителем.
В результате проверки документов и информации об одностороннем отказе от исполнения контракта и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия выявила следующие обстоятельства.
Согласно пункту 11 части 2 статьи 103 Закона о контрактной системе в реестр контрактов включается информация о расторжении контракта с указанием оснований его расторжения.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 данной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием ЕИС формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в ЕИС;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в ЕИС в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием ЕИС направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с данным пунктом такого решения в ЕИС в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 14 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии с частью 16 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 данного Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Как указал Заказчик в Решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 23.04.2024 N 4.1/640, оно было принято на основании нарушения Подрядчиком сроков предоставления документов (проекта производства работ, графика выполнения работ) в соответствии пунктом 19.1 Контракта, частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации. 23.04.2024 Заказчик с использованием ЕИС сформировал Решение об одностороннем отказе и разместил его в ЕИС.
Решение вступило в законную силу 06.05.2024. 24.04.2024 Подрядчик направил возражения на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. В течение 10 дней обстоятельства, явившиеся основанием для принятия решения, не были устранены.
Решение вступило в законную силу 06.05.2024.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта. Комиссией при рассмотрении дела были установлены следующие обстоятельства.
Согласно условиям Контракта, Подрядчик обязуется выполнить полный комплекс работ по строительству "Пожарного депо на 2 выезда" в объеме проекта (далее - Работы) по адресу: Камчатский край, п. Озерновский, ул. Октябрьская, кадастровый номер земельного участка 41:08:0010113:1581 (далее - Объект) в соответствии с требованиями Технического задания (приложение N 1 к настоящему Контракту), Проектной документацией, государственных стандартов Российской Федерации, СНиП, СП, техническим регламентам, действующих в соответствии с "Каталогом стандартов", техническим условиям и условиями настоящего Контракта, являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, в сроки, указанные в Графике выполнения строительно- монтажных работ (далее - График выполнения работ) по Объекту (приложение N 8 к настоящему Контракту), являющемся неотъемлемой частью настоящего Контракта, сдать Объект, готовый к эксплуатации, со всеми необходимыми инженерными сооружениями и оборудованием (пункт 1.1. Контракта). Заказчик обязуется создать Подрядчику необходимые условия для выполнения Работ по настоящему Контракту, принять Объект и оплатить его строительство в сроки, в порядке и на условиях, оговоренных в настоящем Контракте (пункт 1.2. Контракта). Контракт подписан и размещен в ЕИС 19.02.2024.
Согласно пункту 19.1. Контракта настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ, в связи с односторонним отказом Стороны настоящего Контракта от исполнения настоящего Контракта в соответствии с Гражданским законодательством РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Из пункта 13 Правил, следует, что антимонопольный орган проводит проверку, содержащихся в обращении фактов.
В соответствии со статьями 309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, односторонний отказ от их исполнения не допускается.
Согласно пункту 2 статьи 450 ГК РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором (контрактом). Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Как следует из письменных объяснений Подрядчика, неисполнение Контракта стало следствием действий Заказчика, не исполнившего свои встречные обязанности, препятствующие началу производства работ. На этапе передачи строительной площадки при выезде на объект выяснилось, что часть работ, обозначенных как выполненные в проектно-сметной документации и исключенные из сметного расчета, фактически выполнены не были. Заказчиком не предоставлена строительная площадка в соответствии с проектно-сметной документацией к Закупке.
Также, к п. Озерновский отсутствует автомобильная дорога для доставки стройматериалов, в проектно-сметной документации до строительной площадки учтена доставка стройматериалов автотранспортом. При изучении документации на этапе принятия участия в электронной аукционе Общество не могло учесть вышеуказанные обстоятельства. Подрядчик уведомил Заказчика письмом от 14.04.2024 (о включении в сметный расчет дополнительных строительно-монтажных работ с приложением их ведомости), уведомлением от 21.04.2024 о приостановлении работ по договору. В целях исполнения Контракта Общество произвело закупку и доставку строительных материалов для временного ограждения строительной площадки, оплатило разработку анализа проектно-сметной документации на предмет соответствия объемов работ фактическим работам на объекте. В действиях Подрядчика отсутствует умысел на уклонение от исполнения Контракта, в случае устранения Заказчиком обстоятельств, препятствующих началу исполнения обязательств по Контракту, Общество готово приступить к работам и предоставить Заказчику график производства работ, проект производства работ, ордер на земляные работы в соответствии с условиями Контракта. Частью 3 статьи 17 и частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации закреплено конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности, предполагающее в качестве общего правила дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Ни Закон о контрактной системе, ни Правила не содержат безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае. При рассмотрении вопроса о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) недопустимо ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является только такое неисполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных, а в ряде случаев неосторожных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 4.1. Контракта Заказчик обязуется со дня заключения Контракта осуществлять содействие Подрядчику в исполнении им своих обязательств по настоящему Контракту, а также осуществлять действия, позволяющие Подрядчику приступить к выполнению Работ и своевременно выполнить Работы, если в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление таких действий возложено на Заказчика.
Согласно пункту 1 статьи 750 Гражданского кодекса Российской Федерации если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий.
В соответствии со статьей 719 Гражданского кодекса Российской Федерации Подрядчик вправе не приступать к работе, а начатую работу приостановить в случаях, когда нарушение заказчиком своих обязанностей по договору подряда, в частности непредоставление материала, оборудования, технической документации или подлежащей переработке (обработке) вещи, препятствует исполнению договора подрядчиком, а также при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что исполнение указанных обязанностей не будет произведено в установленный срок. Неисполнение Подрядчиком обязанности по составлению и предоставлению в адрес Заказчика графика работ, проекта производства работ связано с необходимостью внесения изменений в первоначальную проектно-сметную документацию объекта строительства. Данный факт не оспаривался Заказчиком. Подрядчиком осуществлялись действия, направленные на достижение договоренности с Заказчиком (направление письма с приложением ведомости объемов неучтенных работ), со стороны Заказчика не было предпринято действий, направленных на урегулирование разногласий, в том числе и направления ответа на письмо. В рассматриваемом случае Комиссия полагает, что обстоятельства дела в совокупности с представленными доказательствами не подтверждают недобросовестного поведения Подрядчика, повлекшее неисполнение условий Контракта.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" не может быть признано недобросовестным исполнителем в смысле приведенных выше положений Закона о контрактной системе. С учетом вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что, исходя из имеющихся на дату рассмотрения дела сведений, фактов и доказательств, основания для включения сведений в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) отсутствуют.
На основании изложенного, и руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Порядком ведения реестра и пунктом 8 Приказа ФАС России от 27.08.2007 N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать во включении информации в отношении общества с ограниченной ответственностью "Альтаир" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей). Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии Е.В. Шендрик Члены комиссии: Л.Б. Шиханова С.А. Ковалева
2024-1418
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Камчатскому краю от 16 мая 2024 г. N 041/10/104-203/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024