Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд в составе: Грущакова Г.А. - заместитель председателя Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России; Лайдинен О.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России; Ковалева О.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти и закупок Карельского УФАС России, при участии в режиме видео-конференц-связи представителя Заказчика - ГБУЗ "Беломорская ЦРБ" Кучина П.М. (копия доверенности в материалах дела); без участия Заявителя - ООО "МПК "ЕЛЕЦ" (уведомлено надлежащим образом), рассмотрев жалобу ООО "МПК "ЕЛЕЦ" (вх. от 15.05.2024 N 2980/24) на действия Заказчика - ГБУЗ "Беломорская ЦРБ" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку шприцев (извещение N0306300013324000123) (далее - аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Карельское УФАС России 14.05.2024 поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на поставку шприцев. ООО "МПК "ЕЛЕЦ" считает извещение об электронном аукционе противоречащим законодательству о контрактной системе, поскольку по позициям 1,2 Описания объекта закупки (файл к извещению "Шприцы.xlsx") установлено требование о поставке шприцев, зарегистрированных в РФ единственными производителями, а именно:
- по позиции 1 описания объекта закупки характеристике "Тип механизма защиты от повторного применения - дополнительный прозрачный цилиндр, расположенный поверх цилиндра шприца. После инъекции дополнительный цилиндр смещается в вверх, по направлению к игле, блокируется и безвозвратно фиксирует иглу внутри цилиндра" соответствуют медицинские изделия, зарегистрированные "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (Германия), РУ от 16.02.2017 NРЗН 2016/3938;
- по позиции 2 описания объекта закупки характеристике "инженерная защита иглы от повторного применения и укола иглой - интегрированный в канюлю иглы защитный колпачок, который надевается и безвозвратно фиксируется на игле без возможности прикосновения к ней специалиста и снятия ее со шприца" соответствуют медицинские изделия, зарегистрированные "Парамед Консалтинг" (Россия), РУ от 08.09.2022 NРЗН 2022/18223.
Таким образом, по мнению Заявителя, действия Заказчика нарушают требования части 2 статьи 33, части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, ООО "МПК "ЕЛЕЦ" просит провести внеплановую проверку извещения о проведении аукциона, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством РФ. В возражениях на жалобу (вх. от 17.05.2024 N3037-ЭП/24) Заказчик с ее доводами не согласился, просил признать жалобу необоснованной. В ходе рассмотрения жалобы Комиссией Карельского УФАС России установлено следующее:
- извещение о проведении электронного аукциона размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (http://zakupki.gov.ru) 06.05.2024;
- адрес электронной площадки - http://www.sberbank-ast.ru;
- номер извещения - 0306300013324000123;
- наименование объекта закупки - поставка шприцев;
- Заказчик - государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Карелия "Беломорская центральная районная больница" (ГБУЗ "Беломорская ЦРБ");
- начальная (максимальная) цена контракта - 152 219,50 рублей;
- из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2024 NИЗК1 следует, что контракт заключается с участником закупки, заявка которого является единственной поданной заявкой (идентификационный номер 53) и признана соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки. Рассмотрение жалобы назначено на 10 часов 30 минут 20.05.2024 в режиме видео- конференц-связи, состоялось в указанное время. На момент рассмотрения поступившей жалобы государственный контракт не заключен. Изучив представленные материалы, заслушав пояснения представителя Заказчика, Комиссия Карельского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено использование заказчиками при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. Пунктом 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе, формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145).
В соответствии с пунктом 4 Правил N145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 5 Правил N145 предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога (за исключением случаев, под которые рассматриваемая закупка не подпадает).
Согласно пункту 6 Правил N145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога). Комиссией Карельского УФАС России установлено, что согласно извещению о проведении электронного аукциона и Описанию объекта закупки по товарным позициям 1, 2 Заказчиком закупаются медицинские изделия со следующими спорными характеристиками: N Код КТРУ Наименов Наименова Обоснование ание по ние дополнительных Значение параметра п/ КТРУ характерис характеристик п тики 1 32.50.13.110 Шприц Тип дополнительный В соответствии с -00004564 общего механизма прозрачный цилиндр, СанПиН 3.3686-21 назначения защиты от расположенный поверх "Санитарно- повторного цилиндра шприца. После эпидемиологическ применения инъекции дополнительный ие требования по цилиндр смещается в вверх, профилактике по направлению к игле, инфекционных блокируется и безвозвратно болезней" фиксирует иглу внутри цилиндра 2 32.50.13.110 Шприц инженерная интегрированный в канюлю В соответствии с -00004564 общего защита иглы иглы защитный колпачок, СанПиН 3.3686-21 назначения от который надевается и "Санитарно- повторного безвозвратно фиксируется эпидемиологическ применения на игле без возможности ие требования по и укола прикосновения к ней профилактике иглой специалиста и снятия ее со инфекционных шприца болезней" Исходя из возражений Заказчика на жалобу, при установлении дополнительных характеристик, не предусмотренных соответствующей позиции КТРУ, Заказчик руководствовался документами национальной системой стандартизации, в том числе ГОСТ ISO 7886-4-2011 "Межгосударственный стандарт. Шприцы инъекционные однократного применения стерильные. Часть 4. Шприцы с устройством, препятствующим их повторному применению", который уже в самом названии содержит указание на механизм предотвращения повторного использования, при этом не устанавливает его конкретный тип и не ограничивает Заказчика в описании таких механизмов. Заказчик также отмечает, что каждая из установленных характеристик вызвана потребностью медицинского учреждения, которая обусловлена спецификой деятельности медицинского учреждения. С целью предоставления потенциальным участникам более подробной информации о требуемом к поставке товаре, Заказчиком установлены стандартные требования к шприцам, которые не вызвали вопросов у потенциальных участников закупки, поскольку запросов на разъяснения положений извещения в адрес ГБУЗ "Беломорская ЦРБ" не поступало. В связи с вышеуказанным, Комиссия Карельского УФАС России считает необходимым отметить, что при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в ней, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в извещение требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, а также норм, обязывающих заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров. Поскольку в каталоге информация о значимых для ГБУЗ "Беломорская ЦРБ" характеристиках товара отсутствует в примененной позиции КТРУ, Заказчик правомерно включил в описание объекта закупки информацию и показатели в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, обосновав их применение.
В силу законодательства о контрактной системе, а также согласно "Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017) обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы. Однако, Заявителем не представлены доказательства того, что сформулированные Заказчиком требования к объекту закупки, в том числе по позициям 1, 2 Описания объекта закупки, соответствуют единственным производителям товара.
В соответствии с письмом ФАС России от 11.08.2021 N ПИ/67237/21, объект закупки должен быть сформирован таким образом, чтобы совокупности характеристик товаров соответствовало как минимум два производителя. В своих письменных пояснениях Заказчик сообщает, что помимо указанных в жалобе Описанию объекта закупки соответствуют также шприцы с механизмом предотвращения повторного использования других производителей, которые широко представлены на российском рынке, по следующим регистрационным удостоверениям:
- РУ от 19.10.2022 NРЗН 2022/16912 на "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные, саморазрушающиеся, самоблокирующиеся двухдетальные и трехдетальные с иглами по ТУ 32.50.13-002-47603734-2020", производитель ООО "Снабполимер Медицина" (Россия);
- РУ от 26.10.2010 NФСР 2008/03974 на "Шприцы инъекционные однократного применения трехдетальные с устройством дезактивации и без него ... в комплекте с иглой ШИ - "ТМК" стерильные по ТУ 9398-150-76847325-2008", производитель ООО "Кострома-Медико" (Россия);
- РУ от 07.04.2017 NФСЗ 2010/06850 на "Шприцы одноразовые стерильные Vogt Medical с иглами и без игл", производитель "Фогт Медикал Фертриб ГмбХ" (Германия);
- РУ от 10.06.2021 NФСЗ 2009/05590 на "Шприцы с иглами одноразовые: инъекционные объемом 0,5; 1,0; 2,0; 3,0; 5,0; 10,0; 20,0; 30,0; 50,0; 100,0 см. куб., инсулиновые объемом 0,5; 1,0 см. куб", производитель "СФМ Госпитал Продактс ГмбХ" (Германия), с указанием на наличие дополнительного защитного цилиндра:
- РУ от 08.09.2022 N ФСЗ 2009/03803 на "Шприцы стерильные инъекционные одноразовые с иглами и без игл", производитель "Уси Юйшоу Медикал Эплаенсиз Ко., Лтд." (Китай);
- РУ от 28.09.2022 NФСЗ 2011/09382 на "Шприцы инъекционные однократного применения стерильные с иглами, объёмом: 1 мл, 2,5 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 30 мл, 50 мл.", производитель ООО "Парамед Консалтинг" (Россия);
- РУ от 01.03.2024 NФСЗ 2009/05672 на "Шприцы стерильные инъекционные однократного применения с иглами и без игл", производитель "ОРИПЛАСТ ГмбХ" (Германия), с указанием на интегрированный в канюлю иглы защитный колпачок:
- РУ от 20.02.2017 NФСЗ 2010/06982 на медицинское изделие "Шприцы одноразовые стерильные объемом 1 мл, 2 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 50 мл с иглами и без игл", производитель "Цзянсу Чжиюй Медикал Инструмент Ко., Лтд." (Китай);
- РУ от 16.02.2017 NРЗН 2016/3938, РУ от 08.09.2022 NРЗН 2022/18223, указанные в жалобе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что под установленные технические характеристики товара подходит товар нескольких производителей. Следовательно, довод жалобы ООО "МПК "ЕЛЕЦ" о соответствии описания товара по позициям 1, 2 единственным производителям не находит подтверждения. Более того, необходимо отметить, что требуемые к поставке шприцы имеются в свободном обращении на рынке медицинских изделии РФ (и в том числе закупаются учреждениями здравоохранения республики Карелия) и могут быть закуплены любым участником государственных закупок. Установленные Заказчиком в извещении ограничение допуска и условия допуска товара в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 не запрещают участникам закупки предлагать к поставке соответствующий требованиям аукционной документации товар как отечественного, так и иностранного производства. Изучив заявку участника закупки, Комиссия констатирует, что к поставке им предложен товар иного производителя, не указанного в жалобе, который полностью соответствует требованиям извещения и Описания объекта закупки. В составе заявки участника закупки, в том числе приложено соответствующее регистрационное удостоверение от 20.02.2017 NФСЗ 2010/06982 на медицинское изделие "Шприцы одноразовые стерильные объемом 1 мл, 2 мл, 3 мл, 5 мл, 10 мл, 20 мл, 50 мл с иглами и без игл", производитель "Цзянсу Чжиюй Медикал Инструмент Ко., Лтд." (Китай). В связи с вышеуказанным, Комиссия Карельского УФАС России считает также необходимым отметить, что предметом аукциона является поставка, а не изготовление товара, в связи с чем, отсутствие у ООО "МПК "ЕЛЕЦ" требуемого к поставке товара не свидетельствует о невозможности его приобретения Заявителем в целях участия в аукционе. В составе жалобы не представлено документов и сведений, свидетельствующих о невозможности формирования заявки в соответствии с требованиями извещения об осуществлении закупки, а также не представлено документов и доказательств, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм законодательства об осуществлении закупок, в связи с чем у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования статей 33, 42 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что при составлении Описания объекта закупки по рассматриваемым товарным позициям в действиях Заказчика нарушений требований Закона о контрактной системе и Правил N 145 не выявлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьёй 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Карельского УФАС России по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "МПК "ЕЛЕЦ" (вх. от 15.05.2024 N 2980/24) на действия Заказчика - ГБУЗ "Беломорская ЦРБ" при проведении запроса котировок в электронной форме на поставку шприцев (извещение N0306300013324000123) необоснованной. Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражном суде Республики Карелия в течение 3-х месяцев с момента его принятия Председатель Комиссии Г.А. Грущакова Члены комиссии О.В. Лайдинен О.В. Ковалева
2024-1822
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Карелия от 23 мая 2024 г. N 010/06/106-270/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024