резолютивная часть решения оглашена
17.05.2024, решение изготовлено 21.05.2024 г. Брянск
На основании п.п.2,3 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения физического лица, поступившее из Прокуратуры города Брянска (вх. 2804-ЭП/24 от 22.04.2024), Приказом Брянского УФАС России от 02.05.2024, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя Инспекции: "___"
Членов Инспекции: "___"
в присутствии:
"___" - представителя Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, действующей на основании доверенности N 25/16-385 от 23.01.2024,
в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате и времени проведения внеплановой проверки представителей уполномоченного органа Брянская городская администрация, физического лица,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, уполномоченным органом Брянская городская администрация требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона за N 0127300013121000034 на капитальный ремонт автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска, установила:
02.02.2021 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона за N 0127300013121000034 на капитальный ремонт автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 95 735 000,00 рублей.
На момент осуществления внеплановой проверки муниципальный контракт заключен и исполнен.
Согласно доводам Заявителя работы на капитальный ремонт автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска (реестровый номер контракта 33250067042 21 000027) выполнялись недобросовестным поставщиком, вместе с тем, сведения в отношении ООО "ВОДОКАНАЛ ДУБРОВСКИЙ" в реестр недобросовестных поставщиков не включены.
До осуществления внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации (вх. 3242-ЭП/24 от 08.05.2024).
По итогам провдения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
1. Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частями 12.1, 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрен механизм действий заказчика в случае принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур.
Порядок направления обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 1078).
Согласно пункту 3 Правил ведения реестра обращение формируется по форме согласно приложению N 1 Правил ведения реестра и направляется в срок, предусмотренный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе, заказчиком либо уполномоченным органом или уполномоченным учреждением, наделенными полномочиями в соответствии со статьей 26 Закона о контрактной системе.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 4 Правил ведения реестра в разделе 1 приложения N 1 к Правилам ведения реестра указывается код, установленный для случая направления обращения и принимающий следующие значения:
1 - уклонение участника закупки от заключения контракта;
2 - расторжение контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
4 - расторжение контракта в случае одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта.
Таким образом, для рассмотрения вопроса о включении сведений в отношении участника закупки, в частности в отношении ООО "ВОДОКАНАЛ ДУБРОВСКИЙ", в адрес Брянского УФАС России должно быть направлено от имени заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации обращение о включении информации о подрядчике в Реестр недобросовестных поставщиков.
Вместе с тем, в адрес Брянского УФАС России не поступало обращение заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации о включении сведений в отношении ООО "ВОДОКАНАЛ ДУБРОВСКИЙ" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по капитальному ремонту автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска (реестровый номер контракта 33250067042 21 000027).
Более того, согласно информации, размещенной в Единой информационной системе в сфере закупок заказчиком Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации, не принималось решение об одностороннем отказе от исполнения рассматриваемого муниципального контракта, контракт исполнен в полном объеме. Согласно письменных пояснений заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации следует, что исходя из сведений МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" г. Брянска, осуществляющих функции технического надзора по капитальному ремонту объектов жилищно-коммунального хозяйства работы по данному муниципальному контракту выполнены в полном объеме. Недостатки не обнаружены. В случае возможного обнаружения недостатков муниципальным контрактом предусмотрен гарантийный срок на результат выполненных работ - 5 лет, ввиду чего, в адрес подрядчика направляется соответствующее требование об устранении выявленных недостатков.
2. Заказчиком администрация Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации нарушены положения ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе (в редакции N 74 от 30.12.2020, действующей на момент осуществления закупки), согласно которым документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку заказчиком не установлены показатели товара, используемого для выполнения работ, позволяющие определить их соответствие установленным заказчиком требованиям.
Согласно п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Из буквального толкования положений статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на оказание услуги с использованием товаров, обладающих именно с теми характеристиками, которые соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что Заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей.
Согласно Извещению объектом закупки является капитальный ремонт автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска.
Извещение электронного аукциона содержит перечень прикрепленных документов: обоснование НМЦК, проект контракта, описание объекта закупки (в том числе проект сметы контракта, проектно- сметная документация на выполнение работ), требования к содержанию и составу заявки.
Так, в частности, согласно "Локального сметного расчета" (приложение N4 "Сметы"), ведомости объемов работ при выполнении работ по капитальному ремонту автодороги по ул. Медведева (от дома N 2 по ул. Медведева до ул. Литейной) в Бежицком районе г. Брянска будут использоваться, в том числе, термопластик, светофор сигнальный, светофор транспортный и т.д.
Вместе с тем, требований к техническим характеристикам вышеперечисленных товаров, к их показателям (минимальным или максимальным), требований к качественным показателям товара, позволяющих определить соответствие используемого товара потребности заказчика извещение о проведении электронного аукциона не содержит.
Выявленные в действиях заказчика нарушения требований Закона о контрактной системе свидетельствуют о признаках административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с изложенным, руководствуясь подпунктом "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", подпунктом "е" пункта 30, пунктом 33, пунктом 34, пунктом 35 Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, Инспекция,
решила:
1. Признать в действиях заказчика Комитет по ЖКХ Брянской городской администрации нарушение требований ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений, поскольку контракт по итогам рассматриваемой закупки заключен.
3. Материалы внеплановой проверки не передавать соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 мая 2024 г. N 032/06/99-394/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024