резолютивная часть решения оглашена 20.05.2024,
решение изготовлено 21.05.2024 г. Брянск
На основании ч.ч. 3, 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), под. а п.19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576, обращения РООР ФКЦ "Брянск" (исх. 45-р/вх. 2481-ЭП/24 от 15.04.2024), перенаправленного из ФАС России (исх.N28/31544/24 от 12.04.2024), в соответствии с Приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 03.05.2024, Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области по контролю в сфере закупок в составе:
Руководителя инспекции: "___."
Членов инспекции: "___."
в отсутствие надлежащим образом уведомленных представителей заявителя, заказчика, уполномоченного органа,
осуществив внеплановую проверку соблюдения заказчиком МБОУ "Снежская гимназия" Брянского района, а также уполномоченным органом Финансовое управление администрации Брянского района требований Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127600000124000012,
установила:
11.03.2024 в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении электронного аукциона на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127600000124000012.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 760 824,80 рубля.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 25.03.2024 NИЭА1 победителем электронного аукциона признан участник закупки N124 - ООО ЧОП "Император".
05.04.2024 по итогам электронного аукциона заключен муниципальный контракт N0127600000124000012-2024.
До проведения внеплановой проверки в адрес Брянского УФАС России поступили письменные пояснения заказчика, уполномоченного органа.
По итогам внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России пришла к следующим выводам:
Заказчиком МБОУ "Снежская гимназия" Брянского района нарушены требования п.2 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе, в соответствии с которыми описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться, поскольку техническое задание, сформированное заказчиком на оказание услуг частной охраны (выставление поста охраны) не содержит требований к порядку оказания услуг сотрудниками охраны в образовательном учреждении, их количестве, поскольку, исходя из содержания технического задания сотрудникам охраны необходимо выполнять одновременно различные функции:
- пропускной режим учащихся, сотрудников, посетителей и т.д.
- периодический обход здания и территории охраняемого объекта (каждые два часа);
- допуск/въезд автомобильного транспорта на территорию учреждения;
- соблюдение режима работы охранника, в том числе прием пищи (пункт 10.5 технического задания не допускает прием пищи на постах охраны), что неисполнимо одним сотрудником охраны в образовательном учреждении.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона о контрактной системе, под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По смыслу ст. 33 Закона о контрактной системе, при формировании Технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению спецификации, параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Из совокупности вышеуказанных норм следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд и действительных потребностей и соответствующих требованиям законодательства РФ о контрактной системе и иных нормативно- правовых актов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 N 390-ФЗ "О безопасности" безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.
Как установлено, система обеспечения комплексной безопасности образовательного учреждения, это совокупность предусмотренных законодательством мер и мероприятий персонала образовательного учреждения, осуществляемых под руководством органов управления образованием и органов местного самоуправления во взаимодействии с правоохранительными структурами, вспомогательными службами и общественными организациями (формированиями), с целью обеспечения его безопасного функционирования, а также готовности сотрудников и учащихся к рациональным действиям в чрезвычайных ситуациях.
Целью, процессом и результатом реализации указанных мер и мероприятий является комплексная безопасность образовательного учреждения как временное состояние защищенности охраняемого объекта от реальных и прогнозируемых угроз социального, техногенного и природного характера. Безопасность образовательного учреждения (как временный результат) достигается в процессе реализации основных мер и мероприятий, к которым также относится организации физической охраны объекта и территории (ее задачи: контроль и обеспечение состояния безопасности для своевременного обнаружения и предотвращения опасных проявлений и ситуаций; осуществления пожарного надзора; организации пропускного режима, исключающего несанкционированное проникновение на объект граждан и техники; защиты персонала и обучающихся от насильственных действий в образовательном учреждении и его территории и т.д.).
Таким образом, Инспекция Брянского УФАС России приходит к выводу, что сформированное заказчиками техническое задание на услуги частной охраны (выставление поста охраны) за N 0127600000124000012 не отражает в полной мере требования к оказанию охранных услуг в образовательном учреждении, предусмотренные нормативно-правовыми актами, а также не содержит в полном объеме требований к оказанию услуг, отвечающих потребности заказчиков.
Кроме того, согласно п. 10.2 технического задания исполнитель должен разработать документацию по организации охраны объекта и прилегающей территории, несению службы сотрудниками охраны (инструкции охранника, схема поста охраны, журналы, графики дежурств и тд.).
ГОСТ Р 58485-2019 содержит типовую должностную инструкцию охранника образовательной организации (работника по обеспечению охраны образовательной организации), утвержденную приложением Б к ГОСТ Р 58485-2019, в которой определены, в том числе требования к обязанностям охранника образовательной организации при обеспечении внутриобъектового и пропускного режимов, однако вышеуказанные требования (в частности требования, что охранник образовательной организации при приеме помещений обязан в присутствии ответственного за помещение лица убедиться в готовности помещения к сдаче, после чего помещение закрывается на замок; в "Книге учета сдачи под охрану и вскрытия помещения" делается запись о приеме помещения под охрану; вскрытие помещения и сдача его ответственному лицу производятся в обратной последовательности, в случае нарушения учащимися (воспитанниками) требований, установленных Положением о пропускном и внутриобъектовом режимах, а также требование, что охранник образовательной организации докладывает о нарушителях руководителю образовательной организации или дежурному администратору и т.д.).
Однако, указанная должностная инструкция не установлена в полном объеме в техническом задании на оказание услуг.
Таким образом, указанные действия заказчика - МБОУ "Снежская гимназия" Брянского района нарушают пункт 2 части 1 статьи 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По итогам проведения внеплановой проверки Инспекция Брянского УФАС России,
решила:
1. Признать в действиях заказчика МБОУ "Снежская гимназия" Брянского района нарушения положений п.2 ч.1 ст. 33, ч.2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
2. Не выдавать предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе, поскольку контракт заключен.
3. Передать материалы внеплановой проверки соответствующему должностному лицу Брянского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Брянской области от 21 мая 2024 г. N 032/06/99-404/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024