Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), в составе:
рассмотрев сведения, представленные администрацией Краснодарского края, о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" по результатам проведения электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении (отказе во включении) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края (памятников градостроительства и архитектуры, истории или монументального искусства)" (извещение: N 0818500000822005455),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступили сведения администрации Краснодарского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" (далее - Подрядчик) по результатам электронного аукциона: "Оказание услуг по проведению государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении (отказе во включении) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края (памятников градостроительства и архитектуры, истории или монументального искусства)" (извещение: N 0818500000822005455).
Согласно протоколу NИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2022 победителем признано ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ".
12.09.2022 г. между администрацией КК и ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" заключен контракт на сумму 3 250 999,80 рублей.
29.12.2022 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Заказчиком также предоставлены сведения в соответствии с ч. 3 ст. 104 Закона о контрактной системе.
- победитель: ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ";
- юридический адрес: 400012, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ., ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД Г.О., ВОЛГОГРАД Г., ВОЛГОГРАД Г., СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ УЛ., ВЛД. 58, ОФИС 216;
- ИНН: 3443146780, КПП: 344301001;
Сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: САФРОНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ИНН 342401472826.
Рассмотрев представленные сведения, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией Краснодарского края проводилась закупка: "Оказание услуг по проведению государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении (отказе во включении) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края (памятников градостроительства и архитектуры, истории или монументального искусства)" (извещение: N 0818500000822005455).
Согласно протоколу NИЭА1 подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 31.08.2022 победителем признано ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ".
12.09.2022 г. между администрацией КК и ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" заключен контракт на сумму 3 250 999,80 рублей.
Согласно п.1.1 Исполнитель обязуется оказать услуги по проведению государственной историко-культурной экспертизы, обосновывающей принятие решения о включении (отказе во включении) в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Краснодарского края (памятников градостроительства и архитектуры, истории или монументального искусства), в соответствии со Спецификацией (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью контракта, и передать результаты оказанных услуг Заказчику, а Заказчик обязуется принять и оплатить оказанные услуги за счет средств краевого бюджета.
Согласно п.3.1. контракта оказание услуг осуществляется с даты заключения контракта, в течение 60 календарных дней.
В силу ст.309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В обращении о включении ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Заказчик указывает на следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 4.1.12 контракта, с целью осуществления контроля за качеством оказываемых услуг, учитывая ограниченные сроки устранения недостатков, в адрес исполнителя были направлены письма от 18 октября 2022 г. N 78-16-16400/22, от 28 октября 2022 г. N 78-16-17105/22, от 1 ноября 2022 г. N 78-16-17311/22 о предоставлении результатов исполнения контракта.
Исполнитель в нарушение пункта 3.1. раздела 3 контракта в срок до 11 ноября 2022 г. не представил заказчику результаты оказанных услуг в отношении 36 объектов культурного наследия. В адрес исполнителя направлено требование от 14 ноября 2022 г. N 78-16-17992/22 об исполнении условий государственного контракта.
На адрес электронной почты Заказчика до 11 декабря 2022 г. исполнителем фактически представлены результаты оказанных услуг в отношении 6 объектов культурного наследия, по которым даны замечания.
В связи с этим, заказчиком в адрес исполнителя направлено письмо от 12 декабря 2022 г. N 78-16-19776/22 с требованием об исполнении условий государственного контракта в срок до 15 декабря 2022 г.
Учитывая, что исполнителем до 15 декабря 2022 г. на адрес электронной почты Заказчика фактически представлены результаты оказанных услуг в отношении 18 объектов культурного наследия вместо 36, в адрес исполнителя был направлен мотивированный отказ от 20 декабря 2022 г. N 26-03-3571/22 от приемки результата оказанных услуг. Исполнителем не выполнены условия заключенного контракта.
Представитель Заказчика на заседании комиссии пояснил, что одним из оснований для одностороннего расторжения контракта с ООО НТО "Техэкспертуниверсал" явилось исполнение Заказчиком администрацией Краснодарского края Бюджетного правила, предусмотренного пунктом 3 статьи 242 Бюджетного кодекса, в которой говорится, что бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.
Так как контракт выполнить в 2022 году не удалось, денежные средства, заложенные на его финансирование в 2022 году освоены не были и будут отозваны Казначейством. Следовательно, в 2023 году бюджетных средств на реализацию выполнения работ по 36 объектам культурного наследия не заложено, в связи с чем Контракт подлежит расторжения до 31 декабря 2022 года.
Расторжение контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. (п. 12.3 контракта).
В соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, у Исполнителя имеется десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении, об одностороннем отказе от исполнения контракта для устранения нарушений условий контракта, послужившие основанием для принятия указанного решения.
29.12.2022 г. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителей ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ", в соответствии с условиями заключенного контракта ООО "НТО Техэкспертуниверсал" приняло на себя обязательства по проведению государственной историко-культурной экспертизы с целью обоснования включения выявленного объекта культурного наследия в единый реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ и определения категории историко-культурного значения выявленных объектов культурного наследия на территории Краснодарского края.
При исполнении указанного контракта произведён осмотр объектов культурного наследия, произведена их фотофиксация, выполнены геодезические работы по топографической съёмке объектов культурного наследия, подготовлены и переданы заказчику акты государственной историко-культурной экспертизы.
В соответствии с условиями контракта (п.3.1) срок оказания услуг составляет 60 дней с момента его заключения, т.е. до 11 ноября 2022 г.
В соответствии с п.4.1.9 контракта заключения ГИКЭ направляются заказчику на электронный адрес uorn@krasnodar.ru
Порядок приёмки оказанных услуг определяется в разделе 7 контракта. В соответствии с пунктом 7.5 контракта заказчик осуществляет приёмку результата услуг в течении 20 рабочих дней, следующих за днём поступления акта о приёмке, подписывает его или направляет в адрес исполнителя мотивированный отказ от приёмки.
В соответствии с п. 7.7 контракта в случае получения мотивированного отказа от подписания документа о приёмке, исполнитель вправе устранить причины, указанные в таком мотивированном отказе и направить заказчику исправленный документ о приёмке в порядке, предусмотренном данным разделом. Срок устранения недостатков определён в п. 4.1.3 контракта и составляет 10 рабочих дней.
15 сентября 2022 г. исполнитель запросил у заказчика исходные данные в отношении 36 объектов, предусмотренных условиями контракта (исх.N 39 от 15.09.2022 г.).
Запрашиваемые исходные данные поступали на электронный адрес исполнителя частями, а именно 23.09.2022, 31.10.2022, 07.12.2022 г.
29.09.2022 г., с целью проведения геодезических работ по топографической съёмке объектов заключен соответствующий договор N33 с Чернокальским А.В. и произведен авансовый платёж по договору. В ходе исполнения указанного договора в адрес Чернокальского А.В., ООО "НТО Техэкспертуниверсал" направлялись претензии относительно срока исполнения Чернокальским А.В. своих обязательств по договору.
Срок получения исходных данных и нарушение Чернокальским А.В. сроков выполнения работ по топографической съёмке негативно отразилось на сроках выполнения ООО "НТО Техэкспертуниверсал" своих обязательств по контракту, в связи с чем исполнитель начал выдавать акты ГИКЭ заказчику только 14.11.2022 г.
21 декабря 2022 г. заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Основанием для отказа от исполнения договора заказчик указал получение результата услуг только по 18 объектам вместо 36, при этом замечания к непосредственно к актам ГИКЭ у заказчика отсутствовали.
23 декабря 2022 г. ООО "НТО Техэкспертуниверсал" предоставило в адрес заказчика результат услуг в полном объёме по всем 36 объектам, и сформировал с использованием ЕИС документ о приёмке в электронной форме. Также в адрес заказчика, в соответствии с условиями контракта, была представлена независимая гарантия N 1040741-2022-VBC для целей обеспечения гарантийных обязательств по контракту, выданная ПАО Росбанк 15.12.2022 г. сроком действия до 31.01.2025 г. включительно.
После получения результата услуг, представители заказчика в телефонном разговоре сообщили о том, что результат услуг будет рассмотрен в течении 20 рабочих дней согласно условиям контракта. 29 декабря 2022 г. Заказчиком принято решение N1 об отмене решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх.N 26-03-3683/22 от 29.12.2022 г.).
09.01.2023 г. сотрудниками ООО "Техэкспертуниверсал", при просмотре сведений в ЕИС установлен факт размещения в информационной системе очередного решения заказчика от 29.12.2022 г. об одностороннем отказе от исполнения контракта и мотивированного отказа от приёмки работ.
Согласно решению (исх.N26-03-3692/22 от 29.12.2022 г.) об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проверки представленных документов установлено, что результат работ не соответствует условиям контракта.
09.01.2023 г. ООО "НТО Техэкспертуниверсал" устранил указанные в мотивированном отказе замечания и направил результат работ заказчику.
Решение о включении (не включении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в Реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
В рамках рассмотрения дела от 06.05.2024 г. N А32-18654/2023 Арбитражный суд Северо-Кавказского округа установил, Общество, подписав контракт на соответствующих условиях, неоднократно нарушило срок оказания услуг, как установленный контрактом - по 11.11.2022, так и установленный впоследствии администрацией в письме от 12.12.2022 N 78-16-19776/22 - до 15.12.2022.
Суды указали, что после наступления этих сроков заказчик отказал в приеме оказанных услуг ввиду следующего:
- услуги не выполнены в полном объеме (20.12.2022);
- услуги оказаны ненадлежащего качества (29.12.2022 в ответ на представление обществом документов 23.12.2022 и уже после вступления в силу решения об одностороннем отказе от исполнения контракта 20.01.2023 в ответ на представление обществом документов от 09.01.2023).
Указав, что при направлении в адрес исполнителя мотивированного отказа от 20.12.2022 N 26-03-3571/22 от приемки результата оказанных услуг (в отношении 18 объектов культурного наследия вместо 36) замечания непосредственно к актам ГИКЭ у заказчика отсутствовали, суды не учли, что в соответствии с пунктом 7.5 контракта заказчик осуществляет приемку результата услуг в течение 20 рабочих дней, следующих за днем поступления акта о приемке; такой документ по состоянию на 20.12.2022 исполнитель не составил, а сформировал документ о приемке в электронной форме с использованием ЕИС только 23.12.2022.
По итогам проверки, представленных исполнителем 23.12.2022 документов установлено, что результат оказания услуг не соответствует условиям контракта.
В связи с этим не приняты услуги в соответствии с документом о приемке от 23.12.2022 N 24, исполнителю направлен мотивированный отказ от приемки от 29.12.2022 N 26-03-3684/22.
29 декабря 2022 года в связи с неоднократным нарушением сроков предоставления результатов услуг, их качества в рамках исполнения контракта, заказчиком в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона N 44-ФЗ принято решение N 26-03-3692/22 о расторжении контракта с односторонним отказом от исполнения контракта, которое вступило в силу 10.01.2023.
Представление исполнителем 09.01.2023 заказчику результатов оказанных услуг по контракту с сформированием в ЕИС нового документа о приемке в электронной форме от 09.01.2023 N 1, на которые сослались суды, не обязывало заказчика в силу части 14 статьи 95 Закона N 44-ФЗ отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку общество снова (в который уже раз) существенно нарушило условия контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Неоднократное по истечении установленных сроков оказания услуг формирование обществом документа о приемке в электронной форме в ЕИС свидетельствует об одностороннем изменении им условия о сроке исполнения обязательств по контракту и по сути направлено на преодоление условия аукционной документации о сроке сдачи результатов оказания услуг.
Изложенное является достаточным основанием для оценки исполнения обязательств, как не подтвержденных с позиции качественных характеристик оказания услуг в установленный срок, и, как следствие, достаточным основанием для расторжения контракта. Отсутствие приемки заказчиком оказанных услуг, подтверждающей их качество, общество и суды не опровергли, равно как и обоснованность замечаний администрации к результатам оказанных услуг.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны.
Основанием для включения в РНП является такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона N 44-ФЗ.
Установленные судами обстоятельствами свидетельствуют о наличии в действиях общества признаков недобросовестности на стадии исполнения контракта, заключающихся в неоднократном продлении в одностороннем порядке сроков сдачи результатов оказания услуг, тогда как в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон. Одной из основ договорного права является принцип "pacta sunt servanda", который предполагает необходимость исполнения сторонами договора принятых на себя обязательств (статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации). В силу пункта 4 статьи 1 данного Кодекса никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения.
Доказательств надлежащего исполнения обществом обязанностей по контракту, при указанных фактических обстоятельствах, установленных вступившими в законную силу судебными актами по делу N А32-18654/2023 не представлено.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении ООО "НТО ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно ч.2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В соответствии с ч. 9 ст. 104 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 г. N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные администрацией Краснодарского края в отношении ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ" (400012, ВОЛГОГРАДСКАЯ ОБЛ., ГОРОД-ГЕРОЙ ВОЛГОГРАД Г.О., ВОЛГОГРАД Г., ВОЛГОГРАД Г., СЕВАСТОПОЛЬСКАЯ УЛ., ВЛД. 58, ОФИС 216; ИНН: 3443146780, КПП: 344301001; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица: САФРОНОВ АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ, ИНН 342401472826.), включить в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "ТЕХЭКСПЕРТУНИВЕРСАЛ", лица, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в Единой информационной системе.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 15 мая 2024 г. N РНП-23-686/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024