Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
рассмотрев жалобу ООО "ПО "Фотон Флай" (далее Заявитель) на действия заказчика - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК при проведении уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ электронного аукциона: "Поставка светильника потолочного одноблочного со светодиодными элементами" (извещение N 0818500000824003397) в части нарушения законодательства о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель указывает, что описание объекта закупки составлено с нарушением Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закона о контрактной системе): заказчик не использовал позицию КТРУ, которая содержит характеристики товара.
Заказчиком, уполномоченным учреждением предоставлены письменные пояснения, согласно которым характеристики товара указаны в соответствии с потребностями заказчика, п.7 Правил Постановления N145. В КТРУ отсутствуют основные технические характеристики, необходимые заказчику.
В пояснениях уполномоченным органом представлена сравнительная таблица с указанием характеристик оборудования, подходящего под объект закупки без подтверждающих документов (с указанием пунктов инструкции, руководства, размещенных на сайте Росздравнадзора).
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК ДГЗ в ЕИС 06.05.2024 размещено извещение о проведении электронного аукциона: "Поставка светильника потолочного одноблочного со светодиодными элементами" (извещение N 0818500000824003397) с НМЦК 1 800 000,00 рублей. Заказчик - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В составе извещения заказчиком размещено Описание объекта закупки - светильник потолочный одноблочный со светодиодными элементами ОКПД 32.50.50.190 с указанием требуемых характеристик.
Указанный заказчиком код ОКПД2 содержится в постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 N925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее Постановление N878), что отражено в извещении закупки.
Из ч.5 ст.23 Закона о контрактной системе следует, что формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок
Ч.6 ст.23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
В силу п.9 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 (Далее Правила) каталог формируется и ведется в электронной форм. Позиция каталога формируется согласно п.10 Правил. П.4 Правил установлено, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Согласно подпункту "а" пункта 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупе (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупе) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22-27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного положением к постановлению Правительства РФ от 30.04.2020 N616, при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденной Постановлением N878.
Из п.7 Правил следует, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код товара, работы, услуги согласно ОКПД2.
Товар, закупаемый заказчиком, присутствует в КТРУ - позиции 32.50.50.190-00002657, 32.50.50.190-00002656, 32.50.50.190-00002658, 32.50.50.190-00002659, 32.50.50.190-00002660, 32.50.50.190-00002661, 32.50.50.190-00002935 Светильник операционный (обязательны к применению с 11.04.2024).
В обоснование неприменения КТРУ заказчик пояснил, что характеристики КТРУ не соответствуют потребностям заказчика, при выборе светильника опирался на ГОСТ Р 56128-2014 "Изделия медицинские электрические. Светильники операционные. Технические требования для государственных закупок", что также следует из разъяснений, размещенных в ЕИС.
По смыслу п.7 Правил его применение обусловлено отсутствием в каталоге кода закупаемого товара как такового. Иное толкование по своей сути исключает целесообразность классификации товаров в принципе, поскольку предметом каждой закупки выступает конкретный товар (работа, услуга), обусловленный потребностями заказчика, тогда как классифицирование призвано унифицировать его характеристики и предъявляемые требования с целью рационализации как процедуры закупок в целом, так и обеспечения доступа к таковой максимального количества потенциальных претендентов и обеспечить конкурентные условия ее проведения (Постановление 20-го арбитражного апелляционного суда А23-6210/2022 от 04.05.2023, Определение Верховного суда N310-ЭС23-23125). Из письма Минфина России от 12.07.2022 N24-03-07/67085 следует, что описание позиций каталога формируется по результатам анализа всех характеристики всех конкретных зарегистрированных медицинских изделий, содержащихся в соответствующих регистрационных досье.
Из пояснений заказчика и разъяснений, размещенных в ЕИС, следует, что при выборе светильника медицинский персонал опирался на ГОСТ Р 56128-2014 "Изделия медицинские электрические. Светильники операционные. Технические требования для государственных закупок". Вместе с тем, из Описания объекта закупки данное обстоятельство не следует. В Описании не указано о соответствии поставляемого товара указанному ГОСТу, в связи с чем соблюдение требования п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, из Описания объекта закупки невозможно определить.
Таким образом, заказчиком в нарушение ч.6 ст.23, п.1) ч.2 ст.42, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, Правил при описании товара не использовалась позиция КТРУ с обязательными характеристиками. Использование кода ОКПД2 вместо КТРУ свидетельствует о намерении заказчика обойти требования законодательства относительно применения КТРУ и использовать характеристики, не предусмотренные КТРУ.
Комиссия, руководствуясь ч.15, ч.22, ч.23 ст.99, ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПО "Фотон Флай" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова" МЗ КК, уполномоченного учреждения - ГКУ КК ДГЗ нарушение ч.6 ст.23, п.1) ч.2 ст.42, п.1) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику - ГБУЗ "Выселковская ЦРБ им. заслуженного врача В.Ф. Долгополова", уполномоченному учреждению (комиссии) - ГКУ КК ДГЗ выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по ч.1.4 ст.7.30 КоАП.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 мая 2024 г. N 504/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024