Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Гипроагро" (далее - Заявитель) на действия УЖКХ и капитального строительства АМО Ейский район при проведении открытого конкурса в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту: "Наружные сети водоснабжения восточной части с. Воронцовка Ейского района", расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с. Воронцовка, в границах кадастровых кварталов 23:08:0202008 и 23:08:0202009" (извещение: N 0118300018124000120) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что Заказчиком в направленном контракте Победителю закупке изменены объемы и условия выполняемых работ без согласования с Победителем закупки.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласен.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчиком - УЖКХ и капитального строительства АМО Ейский район проводился открытый конкурс в электронной форме: "Разработка проектно-сметной документации и выполнение инженерных изысканий по объекту: "Наружные сети водоснабжения восточной части с. Воронцовка Ейского района", расположенного по адресу: Краснодарский край, Ейский район, с. Воронцовка, в границах кадастровых кварталов 23:08:0202008 и 23:08:0202009" (извещение: N 0118300018124000120).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 958 900,00 руб.
Ч.3 ст.7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п.5) ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы проект контракта.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 06.05.2024 N ИЭОК1 ООО "Гипроагро" признано победителем закупки.
Ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе гласит, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В ч.1 ст.51 Закона о контрактной системе установлено, что по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В установленные Законом о контрактной системе сроки Заказчик разместил в единой информационной системе проект контракта для подписания победителем.
Согласно ч.3 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Согласно ч.4 ст.51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи, заказчик осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) контракт (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, и не ранее срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи) в случае, если участник закупки, с которым заключается контракт, разместил информацию и документы в соответствии с пунктом 1 части 3 настоящей статьи. Если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта, действия, предусмотренные настоящим пунктом, осуществляются заказчиком при условии поступления на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежных средств в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт;
2) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи;
3) формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта без учета либо с частичным учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи. При таком размещении заказчик также формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) информацию о причинах отказа учесть полностью или частично информацию, содержащуюся в протоколе разногласий. При этом информация, предусмотренная подпунктом "б" пункта 2 части 3 настоящей статьи, подлежит обязательному учету.
В соответствии с ч.6 ст.51 Закона о контрактной системе в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В процессе рассмотрения и подписания проекта муниципального контракта N0118300018124000120 направленного Заказчиком 08.05.2024 г. у ООО "ГипроАгро" возникли замечания и в адрес Заказчика был направлен протокол разногласий:
1. Пропущен документ, на основании которого действует директор (Устав ООО "ГипроАгро");
2. П.1.2, п.4.1.9, п.4.3.1 Контракта противоречит п.45 Приложения N1 "Задание на проектирование" Контракта:
П.1.2 - "В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации проведение экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий является обязательным. Проектная документация и документ, содержащий результаты инженерных изысканий, признаются результатом выполненных проектных и изыскательских работ по такому контракту при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
П.4.1.9 - "Направляет проектную документацию и результаты инженерных изыскания на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изыскания";
П.4.3.1 - "Осуществляет приемку результатов выполненных работ по контракту после получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий";
П.45 - "Проектная организация совместно с Заказчиком осуществляет подготовку полного пакета документов в необходимом объёме и формате для передачи в государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости. Проектная организация обеспечивает его сдачу (по доверенности от Заказчика) в экспертизу и сопровождает до получения положительных заключений экспертиз".
п.2.1 - Цена Контракта указана с учетом стоимости НДС, но ООО"ГипроАгро" не является плательщиком НДС, применяет УСН. Предлагаемая стоимость работ в заявке N44 по электронной процедуре N0118300018124000120 была указана без учета НДС;
п. 4.1.10 - "Принимает участие в работе рабочей и государственной комиссий по приемке объекта в эксплуатацию и обеспечивает совместно с Заказчиком и субподрядными организациями ввод объекта в эксплуатацию в установленные сроки". ООО "ГипроАгро" не обязано принимать участие в указанных мероприятиях, поскольку сроки строительства не известны, и данный объем работ не входит в проектно-изыскательские работы. ООО "ГипроАгро" обладает разрешенным видом деятельности 71.12.1 и готово оказать услуги по проведению авторского надзора за строительством объекта по отдельному договору за плату, согласованную сторонами, как указано в п.4.1.18;
п. 6.10 - не указан вид экспертизы - "Для проверки выполненной Подрядчиком работы, предусмотренной Контрактом, в части ее соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу";
п.6.14 - указаны конкретные виды изысканий (инженерно - геологические изыскания, инженерно - геодезические изыскания, инженерно-гидрометеорологические изыскания, инженерно-экологические изыскания), два из которых не учтены в Приложении N4 Смета на проектные (изыскательские) работы. Данный пункт противоречит п.14 Приложения N1 "Задание на проектирование" Контракта - "Выполнить комплекс основных видов инженерных изысканий в объёме, необходимом и достаточном для подготовки проектной, рабочей документации и прохождения государственной экспертизы...". Если для подготовки ПСД и прохождения экспертизы проекта не будет требоваться подготовка некоторых изысканий, ООО "ГипроАгро" не обязано выполнять все, указанные в п.6.14;
п.7.3 - прошу исключить из Контракта. ООО "ГипроАгро" не уведомлен о предполагаемых сроках СМР объекта, поэтому проведение дополнительных изыскательских или проектных работ может быть связано с сроком действия инженерных изысканий, либо внесением изменений в нормативную документацию, либо изменением условий поставки материалов и изделий.
Заказчик пояснил, что согласно требованиям пункта 1 части 3.3 ГрК РФ о том, что проектная документация и результаты инженерных изысканий для объектов, не требующих разрешения на строительство и предполагаемая стоимость которых превышает десять миллионов подлежат прохождению государственной экспертизе и получению положительного заключения проектной документации и результатов инженерных изысканий, не мог удовлетворить требования ООО "Гипроагро" о прохождении государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, условие о которой указано ошибочно указано в Задании на проектирование, Задание на проектирование приведено в соответствии с проектом муниципального контракта;
В связи с тем, что инженерно-экологические изыскания могут выполняться как в увязке с другими видами изысканий (инженерно-геодезическими, инженерногеологическими, инженерно-гидрометеорологическими, инженерно- геотехническими), так и в отдельности, с целью приведения сметы на проектные (изыскательские) работы и Задания на проектирование, в пункте 14 Задания на проектирование исключен вид изысканий (инженерно-экологический), неучтенный сметой на проектные (изыскательские) работы.
- не изменяя существенных условий исполнения контракта, учтены требования ООО "Гипроагро", в том числе в части приемки объекта и другие, указанные в протоколе разногласий (прилагается) за исключением требования об исключении из текса проекта муниципального контракта п.7.3, согласно формулировки данного пункта:
"При выполнении строительно-монтажных работ, в случае обнаружения недостатков в проектной и рабочей документации ши в изыскательских работах, Подрядчик в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней, с момента получения от Заказчика информации о выявленных недостатках, информирует Заказчика о необходимости выполнения дополнительных инженерных изысканий и
необходимости корректировки технических решений, с указанием разделов проектной и рабочей документации, в которые предполагается вносить изменения".
Формулировка вышеуказанного пункта, не накладывает обязательства по устранению недостатков за счет ООО "Гипроагро", а носит консультационный характер и позволяет достигнуть эффективности и результативности при строительстве объекта капитального строительства.
ООО "Гипроагро" в своей жалобе дополнительно просит внести корректировки в проект контракта в части оплаты экспертизы за счет средств Заказчика, поясняем, во-первых, ООО "Гипроагро" уклонилось от заключения контракта до направления жалобы в УФАС по Краснодарскому краю, во вторых, пункт 4.1.9. муниципального контракта содержит следующую формулировку "Направляет проектную документацию и результаты инженерных изыскания на государственную экспертизу проектной документации и результатов инженерных изыскания. Единовременную оплату за согласование осуществляет Заказчик, а в случае получения отказа компетентного органа - последующую оплату за согласование осуществляет Подрядчик".
При принятии решения об участие в той или иной закупке и подавая соответствующую заявку, участник несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных действующим законодательством, в случае совершения им действия (бездействия) в противоречие требованиям Федерального закона N44-ФЗ, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с ним как с лицом, признанным победителем закупочной процедуры.
В соответствии со ст. 2 ГК РФ предпринимательская деятельность осуществляется самостоятельно и на свой риск. На основании этого неблагоприятные последствия недостаточной осмотрительности и инициативности (к примеру, по вопросу надлежащего изучения условий проводимой процедуры, последствий их несоблюдения, несвоевременного подписания контракта) участника при ведении хозяйственной деятельности и при вступлении в отношения по оказанию услуг (выполнению работ, поставке товара) по результатам проведенной закупки ложатся непосредственно на такого участника.
Ч.5 ст.42 Закона о контрактной системе гласит, что любой участник закупки, зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. Не позднее одного часа с момента поступления такого запроса оператор электронной площадки направляет его с использованием электронной площадки заказчику. Не позднее двух дней со дня, следующего за днем поступления заказчику запроса о даче разъяснения положений извещения об осуществлении закупки, заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе разъяснение положений извещения об осуществлении закупки с указанием предмета запроса, но без указания участника закупки, от которого поступил такой запрос. Такие разъяснения не должны изменять суть извещения об осуществлении закупки.
ООО "Гипроагро" подавая заявку на участие в закупке выразило согласие с условиями извещения и требований открытого конкурса в электронной форме.
Запросов на разъяснения положений документации от ООО "Гипроагро не поступало.
Также ООО "Гипроагро" обжаловало условия, указанные в проекте контракта.
Срок окончания подачи заявок - 02.05.2024 г.
В силу п.1) ч.2 ст.105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей: жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке). В случае внесения в соответствии с настоящим Федеральным законом изменений в извещение об осуществлении закупки, документацию о закупке участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения таких извещения, документации после внесения в них таких изменений.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч.15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Гипроагро" необоснованной.
2.Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0118300018124000120).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 21 мая 2024 г. N 509/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024