Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__>,
Членов Комиссии:
<__>;
<__>,
При участии в дистанционном режиме ВКС:
От Уполномоченного органа - представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу ООО "Виртуальные Решения" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по приобретению лицензии к программному обеспечению, технической поддержке, установке и настройке системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Ямало-Ненецкого автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 7 079 000,00 рублей (извещение N 0190200000324005438) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление, через Единую информационную систему в сфере закупок (далее- ЕИС), поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Заявитель считает, что требования извещения об осуществлении закупки противоречат Закону о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок на официальном сайте;
2) дата и время начала срока подачи заявок - 26.04.2024;
3) дата и время окончания срока подачи заявок - 07.05.2024 08:00 (МСК+2);
4) дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги - 07.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 13.05.2024.
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует,
1. Документация содержит некорректные гиперссылки.
В прикрепленном к извещению о проведении аукциона файле 1 Проект ГК.docx.zip, в приложении 1 к государственному контракту содержится описание объекта закупки и установлены гиперссылки, однако вместо ссылок отображаются ошибки типа "Источник ссылки не найден". Например, в подпункте 1.1.1.8 п. 4.1.3 Технического задания указано, что что распознавание, аналитику и автоматическую оценку качества работы сотрудников для 30 рабочих мест сотрудников осуществляется в соответствии с объемом голосового трафика из п. и далее Ошибка! Источник ссылки не найден. Таких ошибок по документу около 12, что значительно усложняет оценку и анализ требований заказчика к предмету закупки и возможно к утрате доступа к критически важным документам, инструкциям, справочным материалам и другим ресурсам, на которые изначально указывали ссылки.
2. Документация содержит противоречивые сведения.
В файле 1 Проект ГК.docx.zip, в котором содержится описание объекта закупки в Приложении N1 к государственному контракту, указано в пункте "Назначение и цели создания", что целью является создание и внедрение системы речевой аналитики и проведение комплексного анализа речевой информации для улучшения качества обслуживания граждан, обратившихся по номеру вызова экстренных служб "112" и выработке оптимальных алгоритмов работы операторов центров обработки вызовов в Системе-112 автономного округа (далее - ЦОВ-112).
Согласно Извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0190200000324005438 выбраны коды позиции КТРУ 58.29.50.000, 62.09.20.120, 62.02.30.000, которые не предполагают создание или разработку программного продукта, они относятся только к услугам по предоставлению лицензий на право использования программных продуктов, их установке и технической поддержке информационных технологий.
В пункте 1.1. проекта государственного контракта также отсутствуют требования по созданию программного продукта.
Таким образом, требование о создании программного продукта в дополнение к предоставлению лицензий на его использование в данном случае приводит к ограничению конкуренции, так как это прямое несоответствие предмету закупки.
3. В документации указаны требования, которые не относятся к предмету закупки.
В пункте 4.1.5. Приложения N 1 к государственному контракту установлены требования к безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживанию и ремонту технических средств и производственного оборудования, однако такие требования не соотносятся с предметом закупки по передаче прав на использование программного обеспечения. Наличие требований, выходящих за рамки предмета закупки, создает дополнительные барьеры для участия в торгах.
Заказчиком представлены возражения на жалобу заявителя. Заказчик считает доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. На заседании Комиссии представитель Заказчика свои доводы поддержал в полном объеме.
Из пояснений Заказчика следует:
1. В Приложении N 1 проекта контракта указан исчерпывающий объем информации и данных, необходимых для исполнения контракта. Кроме того, документация не содержит какие-либо ссылки на документы, инструкции, справочные материалы и другие ресурсы.
2. По условиям технического задания и проекта контракта согласно текста аукционной документации, Исполнителю создавать и разрабатывать, как указывает Заявитель в своей жалобе, ничего не нужно.
3. Требования к безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств установленные в аукционной документации Заказчиком, направлены, в первую очередь, на соблюдение Исполнителем при установке, настройке и технической поддержке программного обеспечения общих требований эксплуатации электрооборудования и пожарной безопасности на объекте Заказчика.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
На основании ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе. при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе определено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать в виде электронного документа описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной предусмотрены правила, которыми заказчик должен руководствоваться при описании в документации о закупке объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В пункте 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе определена необходимость использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Из извещения об осуществлении закупки следует, что объектом закупки является оказание услуг по приобретению лицензии к программному обеспечению, технической поддержке, установке и настройке системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Ямало-Ненецкого автономного округа, указаны позиции кода КТРУ 58.29.50.000, 62.09.20.120, 62.02.30.000.
Относительно доводов жалобы Комиссией установлено следующее.
Целью создания и внедрения системы речевой аналитики является проведение комплексного анализа речевой информации для улучшения качества обслуживания граждан, обратившихся по номеру вызова экстренных служб "112" и выработке оптимальных алгоритмов работы операторов центров обработки вызовов в Системе-112 автономного округа (далее - ЦОВ-112).
1. Вся необходимая информация и все требования заказчика доступны для участников закупки, размещены в извещении об осуществлении закупки в структурированной виде.
На заседании Комиссии Заказчик подтвердил, что в извещении об осуществлении закупки в структурированном виде какие-либо гиперссылки отсутствуют и не устанавливались. В документации не содержаться какие-либо ссылки на документы, инструкции, справочные материалы и другие ресурсы.
Извещение о проведении закупки содержит описание объекта закупки, предусмотренное ст. 33 Закона о контрактной системе, сформированное в структурированном виде, и участники закупки имеют возможность ознакомиться с описанием объекта закупки и сформировать заявку на участие в аукционе.
Комиссия обращает внимание, что довод Заявителя сводится к гиперссылкам в приложении к проекту контракта, которые Заявитель считает "некорректными", что, по его мнению, значительно усложняет оценку и анализ требований заказчика к предмету закупки и возможно к утрате доступа к критически важным документам, инструкциям, справочным материалам и другим ресурсам, на которые изначально указывали ссылки.
Однако Комиссия отмечает, что Заявителем не представлено доказательств, а также и пояснений невозможности участия в рассматриваемой закупке. На основании изложенного, довод жалобы признается необоснованным.
2. Аукционная документация не содержит требования по разработке каких-либо программных продуктов. Пунктом 1.1 проекта контракта и условиям технического задания Заказчиком установлено, что Исполнитель обязан оказать услуги по приобретению лицензии к программному обеспечению, передаче неисключительных прав на программное обеспечение, технической поддержке, установке и настройке системы, что в целом является для Заказчика внедрение и создание системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Ямало-Ненецкого автономного округа.
Слово "создание", упомянутое в тексте Технического задания, рассматривается как внедрение и предоставление системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112", включающая в себя проведение силами Исполнителя установки, настройки и технической поддержки программного обеспечения в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" на территории Заказчика - Ямало-Ненецкий автономный округ.
Из пояснений Заказчика следует, что закупка сформирована под конкретные потребности учреждения. В рассматриваемом случае Заказчик, сформировал в описании объекта закупки требования к услуге с учетом своих потребностей, и с учетом специфики назначения и использования программного обеспечения.
Комиссия обращает внимание, что объектом закупки является оказание услуг по приобретению лицензии к программному обеспечению, технической поддержке, установке и настройке системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112", а не его производство, в связи с чем, создавать и разрабатывать ничего не нужно.
На основании вышеизложенного, довод жалобы признается необоснованным.
3. Комиссия отмечает, что Заказчик вправе включить в описание объекта закупки такие характеристики товара, работы, услуги, которые отвечают его потребностям, при этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Заказчик установил требования к безопасности при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств установленные в аукционной документации Заказчиком, направлены, в первую очередь, на соблюдение Исполнителем при установке, настройке и технической поддержке программного обеспечения общих требований эксплуатации электрооборудования и пожарной безопасности на объекте Заказчика, а именно:
при монтаже, наладке, эксплуатации, обслуживании и ремонте технических средств должны выполняться меры электробезопасности в соответствии с "Правилами устройства электроустановок" и "Правилами техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей";
аппаратное обеспечение должно соответствовать требованиям пожарной безопасности в производственных помещениях по ГОСТ 12.1.004-91 "ССБТ. Пожарная безопасность. Общие требования";
должно быть обеспечено соблюдение общих требований безопасности в соответствии с ГОСТ 12.2.003-91 "ССБТ. Оборудование производственное. Общие требования безопасности" при обслуживании Системы в процессе эксплуатации;
аппаратная часть Системы должна быть заземлена в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50571.22-2000 "Электроустановки зданий. Часть 7. Требования к специальным электроустановкам. Раздел 707. Заземление оборудования обработки информации";
значения эквивалентного уровня акустического шума, создаваемого аппаратурой Системы, должно соответствовать ГОСТ 21552-84 "Средства вычислительной техники. Общие технические требования, приемка, методы испытаний, маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", но не превышать следующих величин:
50 дБ при работе технологического оборудования и средств вычислительной техники без печатающего устройства;
60 дБ при их же работе с печатающим устройством.
Комиссия считает необходимым отметить, что Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в описание объекта закупки требований к товарам, работам, услугам являющихся значимыми для Заказчика, равно как и не предусмотрена обязанность Заказчика в описании объекта закупки обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам, работам, услугам и их характеристикам. На основании изложенного, довод жалобы является необоснованным.
Дополнительно, Комиссия отмечает, что доводы Заявителя по своей сути сводятся к запросу о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно ч. 5 ст. 42 Закона о контрактной системе участник закупки зарегистрированный в единой информационной системе, вправе направить с использованием электронной площадки заказчику не более чем три запроса о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки при проведении электронного конкурса и электронного аукциона не позднее чем за три дня до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Однако Заявителем в адрес Заказчика, в установленном Законом о контрактной системе порядке, запросов на внесение изменений в извещение об осуществлении закупки не направлялось.
Кроме того, Заявителем, доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено.
Также на заседание Комиссии Заявитель явку представителей не обеспечил, не представил в составе жалобы однозначных доказательств, подтверждающих обоснованность доводов, изложенных в жалобе.
Комиссией установлено, что в рамках формирования предмета закупки Заказчик руководствовался существующей потребностью учреждения, возникшей в связи с осуществлением своей деятельности.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно доводы жалобы Заявителя являются необоснованными.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Виртуальные Решения" на действия Заказчика при осуществлении закупки способом электронного аукциона на оказание услуг по приобретению лицензии к программному обеспечению, технической поддержке, установке и настройке системы контроля качества и речевой аналитики переговоров в системе обеспечения вызовов экстренных оперативных служб по единому номеру "112" Ямало-Ненецкого автономного округа, начальная (максимальная) цена контракта - 7 079 000,00 рублей (извещение N 0190200000324005438), необоснованной.
Председатель Комиссии: <__>
Члены Комиссии: <__>
<__>
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 15 мая 2024 г. N 089/06/33-325/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 20.05.2024