Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
руководителя управления,
Членов Комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов управления;
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и торгов Управления,
При участии в режиме видеоконференцсвязи:
От Заказчика - представителей по доверенности;
От Исполнителя - представителей по доверенности,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи направленное Заказчиком - МКУ "Управление муниципального хозяйства" обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010823000580-ОК от 05.09.2023 на оказание услуг по проведению строительного контроля капитального ремонта автодорог города Новый Уренгой, цена контракта 1 000 000,00 рублей, (извещение N 0190300010823000580), с ООО ТД "Д-МАРК" (ИНН 7203341062) (далее - Исполнитель), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 26.04.2024 N 89-176-0231/01-08/2036 (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что условиями контракта предусмотрено оказание услуг по проведению строительного контроля соответствии с Техническим заданием на объекте Муниципального заказчика: "Капитальный ремонт ул. Портовая", с момента заключения Контракта по 30 ноября 2023 года.
В соответствии с данным контрактом Исполнитель обеспечивает оказание всех услуг с надлежащим качеством в объёме и сроки, предусмотренные Контрактом и приложениями к нему. Все услуги по Контракту должны предоставляться в соответствии с требованиями национальных стандартов, технических спецификаций и экологических норм, действующих в РФ в области строительства автомобильных дорог, а также в соответствии с Техническим заданием на оказание услуг по проведению строительного контроля (Приложения N1 к Муниципальному контракту).
В соответствии с п.6.2.2 контракта и для оказания услуг по Контракту Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению строительного контроля на Объекте Муниципального заказчика в соответствии с ГОСТ 31731-2014 "Требования к проведению строительного контроля" в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с требованиями проектно-сметной документации, действующими в дорожной отрасли руководящими нормативными и рекомендательными документами и правилами приемки работ при капитальном ремонте.
Согласно п. 3.12. Технического задания (Приложение N1) к Контракту испытания проводятся Исполнителем в собственной лаборатории, в объеме не менее 70% от объема испытаний (проб), проводимых Исполнителем, в соответствии с нормативными документами. Компетентность испытательной лаборатории должна быть установлена специализированной системой оценки соответствия компетентности испытательных лабораторий и может быть проверена Заказчиком (согласно ГОСТ 32731-2014).
Пунктом 6.2.13, муниципального контракта установлено, что Исполнитель рассматривает и направляет Муниципальному заказчику ответы и разъяснения на поступающие от Муниципального заказчика запросы, обращения, уведомления, требования в течение 5 (пяти) дней с момента получения соответствующего письма, если иные сроки рассмотрения таких писем не установлены Контрактом или законодательством Российской Федерации.
Заказчиком в адрес Исполнителя неоднократно направлялись запросы о предоставлении документов, подтверждающих наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности, которая должна соответствовать межгосударственному стандарту ГОСТ 1SO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий":
Собственная лаборатория должна быть юридическим лицом или подразделением юридического лица, которое несет юридическую ответственность за ее деятельность (раздел 5);
Лаборатория должна располагать персоналом, помещениями, оборудованием, системами и вспомогательными службами, необходимыми для управления лабораторной деятельностью и для ее осуществления и т.д. (раздел 6).
Запрашиваемая информация Исполнителем до настоящего времени не предоставлена.
Заказчик, планируя свою закупочную деятельность, рассчитывал на его качественное исполнение в установленные сроки. Перед заключением контракта Исполнитель знакомился с техническим задание, с условиями Контракта. Контракт был подписан обеими сторонами. Его двухстороннее подписание подтверждает факт согласия обеих сторон со всеми условиями контракта.
Однако, действия Исполнителя по неисполнению условий контракта не привело к достижению Заказчика целей осуществления закупки и эффективного использования бюджетных средств.
Исполнитель на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 13.05.2024 N ЕГ/1558/24 направленное на указанный в контракте адрес электронной почты, представил объяснение по факту одностороннего расторжения контракта в котором сообщил, что Заказчиком 12 октября 2023 года принято решение N89-176-0231/01-08/4443 об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0190300010823000580-ОК.
Указанное решение признано незаконным решением Арбитражного суда ЯмалоНенецкого автономного округа от 20 марта 2024 года по делу N А81-10792/2023. Решение заказчиком не обжаловано и 21.04.2024 г. вступило в законную силу.
25.04.2024 заказчиком в ЕИС размещена информация об отмене как недействительной информации об исполнении (о расторжении) контракта N 38904036823230002250003 с порядковым номером 1.
26.04.2024 Заказчиком размещено решение об одностороннем отказе N 89-176- 0231/01-08/2036 от 26.04.2024 г.
Вместе с тем, данное решение является незаконным по следующим основаниям.
Согласно ч.1 ст.95 Закона N44-ФЗ, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.
Пунктом 1.4 контракта установлено, что существенными условиями Контракта для Сторон являются: цена, сроки, объем услуг.
Срок действия контракта определен разделом 5.
Согласно пункту 5.1 контракта срок оказания услуг:
Начало оказания услуг - с момента заключения Контракта.
Окончание оказания услуг - по 30 ноября 2023 года.
5.2. Контракт вступает в силу с даты его заключения в порядке, предусмотренном Федеральным законом РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ и действует по 31 декабря 2023 года.
При этом согласно сведениям размещенном в ЕИС муниципальный контракт N 0190300010823000460 от "10" июля 2023 г. на выполнение работ по капитальному ремонту автомобильных дорог общего пользования местного значения города Новый Уренгой (ул. Портовая) (далее - контракт СМР) расторгнут по соглашению сторон 27.12.2023 г.
Таким образом, муниципальный контракт N 0190300010823000580-0К прекратил свое действие как формально по сроку, указанному в контракте (31.12.2023) и сроку оказания услуг (30.11.2023), так и фактически в связи прекращением контракта СМР, а соответственно и оказания услуг строительного контроля.
Из п. 2 ст. 42 Закона N44-ФЗ следует, что к существенным условиям любого контракта относятся, в частности, условия о сроке исполнения предусмотренных контрактом обязательств. Согласно п. 3 ст. 425 ГК РФ при отсутствии в законе или договоре специального условия о том, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по нему, такой договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.
В рассмотренном случае, контрактом прямо предусмотрено о сроке окончания исполнения услуг - по 30 ноября 2023 года. При этом контракт не содержит положений, указывающих на возможность оказания услуг после 30.11.2023 г., либо оснований продления срока оказания услуг.
Исходя из судебной практики срок окончания оказания услуг указывает на прекращение действия договора, в случае если не определены иные условия. С учетом, что дополнительное соглашение о продлении срока оказания услуг не заключалось, то договор прекратил свое действие после окончания срока оказания услуг и специального условия о сроке действия контракта до 31.12.2023 года.
Соответственно оснований полагать, что контракт является действующим и у заказчика существует обязанность по его расторжению, не имеется.
Соответственно решение заказчика об одностороннем отказе не основано на нормах закона N44-ФЗ и ГК РФ.
При этом необходимо отметить, что обязанность по расторжению контракта у заказчика была, только в период действия контракта и обязательств сторон по контракту. Вместе с тем, заказчик свою обязанность не выполнил, а избрал иной способ расторжения контракта, который был признан Арбитражным судом ЯНАО недействительным.
Относительно предоставления информации о наличии собственной лаборатории, сообщил, что ООО ТД "Д-Марк" письмами от 13 сентября 2023 года N168 и от 22 сентября 2023 года N187 направляло информацию о наличии собственной лаборатории для проведения лабораторных исследований в рамках оказания услуг по строительному контролю. А также, указанная информация так же представлена заказчику письмом N195 от 16 октября 2023 года.
Более того, письмом N120 от 27.04.2024 года (зарегистрировано, вх. N 89-176-0231/01-08/2269 от 03.05.2024) Заказчику представлена следующая информация:
-Заключение N ЗОТГ-ЦО 77 23-ЛРИ от 22.12.2023 г. - на 9 (девяти) листах;
-Свидетельство NПРЛ-ИЛ-00077-2023 от 22.12.2023 г. - 15 (пятнадцати) листах;
-Паспорт ЛРИ - 15 (пятнадцати) листах;
-Положение ЛРИ - 7 (семи) листах;
-Руководство по качеству - на 50 (пятидесяти) листах;
-КУNНОАП-0048-4694 на Сиваков Д.Н. - 1 лист.
Данная информация представлена заказчику в срок, указанный заказчиком в решении об одностороннем отказе N 89-176-0231/01-08/2036 от 26 апреля 2024 г., а также размещена 27.04.2024 г. в ЕИС. Соответственно основание, указанное в решении заказчика устранено в установленный законом срок, информация о лаборатории, персонале и оборудовании представлена.
Таким образом, основанием расторжения по мнению заказчика является несоответствие ООО ТД "Д-Марк" требованиям к участнику, установленным в извещении о закупке.
При этом относительно указанного обстоятельства УФАС ЯНАО при рассмотрении дела N089/10/104-797/2023 указал, что принятие решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта, стало возможным и вследствие виновных действий самого заказчика, который необоснованно допустил предприятие к участию в конкурсе, заключил с ним контракт без проверки достоверности информации о наличии собственной соответствующей испытательной лаборатории. В силу чего, Комиссия пришла к выводу о том, что в данном случае нарушения допущены и заказчиком, и обществом, что свидетельствует о равной степени виновности заказчика и поставщика".
Данное обстоятельство также нашло свое отражение в решении Арбитражного суда ЯНАО в деле N А81-10792/2023 о признании незаконным решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Соответственно, в данном случае, УФАС ЯНАО и Арбитражный суд ЯНАО уже установили вину самого заказчика при заключении и исполнении контракта, что исключает включение общества в РНП.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 11.3 муниципального Контракта установлено, что Муниципальный заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Исполнитель не соответствует установленным документацией о закупке требованиям к участникам размещения заказа, путем проведения торгов или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии указанным требованиям, что позволило ему стать участником закупки.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
05.09.2023 между Заказчиком и Исполнителем заключен государственный контракт N 0190300010823000580-ОК (далее - Контракт).
26.04.2024 принято Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
26.04.2024 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 07.05.2024.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Исполнителем объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра).
Правилами ведения реестра установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Исполнителем и является ли это нарушение существенным.
Причиной принятия решения Заказчиком об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило то, что Исполнителем существенно нарушены условия данного контракта, Исполнитель свои обязательства по Контракту не исполнил.
Комиссией установлено, что контракт заключен 14.08.2023.
Согласно п.1.1. Контракта Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по проведению строительного контроля в соответствии с Техническими заданиями (Приложения N 1 к Муниципальному контракту) на следующем объекте Муниципального заказчика (далее - Объекты):
- капитальный ремонт ул. Портовая.
Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом оказанные услуги по проведению строительного контроля (далее - Услуги) в соответствии с условиями Контракта.
Согласно 2.2. Контракта Исполнитель при исполнении Контракта может привлечь субподрядные организации, обладающие необходимым опытом, оборудованием и персоналом, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством, имеющие допуски, лицензии, сертификаты, либо другие документы, подтверждающие их право на оказание услуг.
По требованию Муниципального заказчика Исполнитель обязан предоставить копии договоров с субподрядчиками.
Согласно 2.4. Контракта все действия и взаимодействия при исполнении Контракта осуществляются Сторонами только в письменном виде, при этом письменные указания Исполнителю могут даваться в Дневнике Исполнителя (Форма Ф-2), который оформляется на каждому Объекту отдельно и постоянно находится на Объекте.
Согласно 6.2.2. Контракта для оказания услуг по Контракту Исполнитель принимает на себя обязательства по проведению строительного контроля на Объектах Муниципального заказчика в соответствии с ГОСТ 31731-2014 "Требования к проведению строительного контроля" в сроки, предусмотренные Контрактом, в соответствии с требованиями проектно-сметной документации, действующими в дорожной отрасли руководящими нормативными и рекомендательными документами и правилами приемки работ при капитальном ремонте.
Исполнитель проводит строительный контроль за выполнением дорожных работ на Объекте строительства, проверку соответствия Техническому заданию (Приложение N 1 к Контракту), требованиям нормативно-технической документации, применяемых дорожно-строительных материалов, конструкций в соответствии с Приложением N 5, изделий и оборудования, включая проверку наличия документов, удостоверяющих их качество, организует проведение собственных испытаний и измерений.
Согласно 3.12. Технического задания (Приложение N1) к Контракту испытания проводятся Исполнителем в собственной лаборатории, в объеме не менее 70% от объема испытаний (проб), проводимых Исполнителем, в соответствии с нормативными документами. Компетентность испытательной лаборатории должна быть установлена специализированной системой оценки соответствия компетентности испытательных лабораторий и может быть проверена Заказчиком (согласно ГОСТ 32731-2014).
Исполнитель не выполнил условия Контракта.
Из дополнительно представленных на заседание Комиссии Заказчиком документов следует, что по условиям Контракта служба строительного контроля инженерной организации обязана иметь собственную лабораторию (договор аренды лаборатории), прошедшую оценку соответствия требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, в соответствии с заявленной областью деятельности.
При этом, лаборатория должна быть и лабораторный контроль должен осуществляться на протяжении всего действия Контракта, с момента его заключения, для осуществления испытаний применяемых подрядчиком материалов.
Однако, фактически инструментальный и лабораторный контроль на применяемые Подрядчиком материалы Исполнителем не проводился, лабораторное оборудование для отбора проб и проведения испытаний также у Исполнителя на протяжении всего периода действия Контракта отсутствовало.
Также Заказчик на заседании Комиссии обращал внимание на то, что согласно представленным ООО ТД "Д-Марк" документам, испытательная лаборатория N ПРЛ-ИЛ-00077-2023, соответствующая заявленным требованиям, появилась в распоряжении ООО ТД "Д-Марк" и зарегистрирована только 22.12.2023, то есть уже после фактического прекращения правоотношений. Подрядчиком не выполнены требования ГОСТ 32731-2014, а именно согласно пункту 4.2 раздела 4 конкретный состав работ по строительному контролю определяется в техническом задании. В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5, к основным требованиям к организации, осуществляющей строительный контроль на объекте, относятся выполнение всех работ по строительному контролю в полном соответствии с требованиями договора (контракта) и технического задания, наличие собственной лаборатории, компетентной в проведении испытаний в заявленной области деятельности. При этом, компетентность испытательной лаборатории может быть оценена заказчиком или сторонними организациями по поручению заказчика.
Следует учитывать, что формальное наличие лаборатории, появившейся уже после выполнения работ, без выполнения лабораторных исследований, не имеет практического значения и смысла, тем более, что отчет строительного контроля на объекте представлен Исполнителем за тот период, в котором указанная лаборатория отсутствовала, то есть выполнен без проведения лабораторных испытаний, а значит с нарушением условий Контракта.
Кроме того, представленный отчет по строительному контролю не подписан представителями ООО ТД "Д-Марк", в отчет не включены результаты проведенных испытаний (входной контроль материалов), не включены результаты проведенных испытаний материалов, отобранных непосредственно с Объекта, не представлена информация об объемах выполненных работ, хотя акт выполненных работ, фиксирующий объем выполненных работ визировался представителем.
Также Комиссия отмечает, что представленные Исполнителем документы о регистрации лаборатории, не устраняют и не отменяют факты имеющихся нарушений, послуживших основанием для одностороннего отказа Государственного заказчика от исполнения Контракта, а лишь указывают на то что сам Подрядчик (Победитель) стал соответствовать изначальным условиям заключаемого контракта.
Таким образом, до момента расторжения Контракта Исполнителем так и не была представлена достоверная информация о результатах оказания услуг по проведению строительного контроля.
Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями
Согласно пункту 1 статьи 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение
К отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров (пункт 2 статьи 702 ГК РФ). Таким образом, материалами дела подтверждается, что при исполнении контракта ООО ТД "Д-МАРК", имеются многочисленные нарушения существенных условий.
Проведя проверку содержащихся в обращении Заказчика фактов, Комиссия приходит к выводу о недобросовестном поведении Исполнителя, выразившимся в ненадлежащем исполнении требований законодательства о контрактной системе в части исполнения обязательств по Контракту, Исполнитель обязательства не исполнил.
Согласно положениям гражданского законодательства Российской Федерации, предпринимательская деятельность осуществляется лицом на свой риск под свою ответственность.
Комиссия отмечает, что Исполнитель, подавая заявку на участие в конкурсе, согласился со всеми изложенными в конкурсной документации, Контракте требованиями Заказчика.
Действуя в рамках исполнения государственного (муниципального) контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные социально-экономические цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Заказчик в результате действий (бездействий) Исполнителя лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
В соответствии с пп. "б" п. 13 Правил ведения реестра, орган контроля по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" данного пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 указанных Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Из буквального понимания требований ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 Исполнитель обязан предоставить Заказчику аттестат аттестации испытательной лаборатории и область аккредитации, в которой указан перечень видов строительных материалов, грунтов и смесей, подлежащих испытаниям.
После неоднократных запросов были представлены Исполнителем свидетельства об аттестации лаборатории неразрушающего контроля N АЦЛНК-5-00081 и N АЦЛНК-5-0078, но ссылки на соответствие требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 с областью испытаний строительных материалов в них не указаны.
Так же комиссия УФАС отмечает предоставленные сведения касаются только неразрушающих методов испытаний, в то время как большинство испытаний строительных материалов являются разрушающими.
Кроме того, Заказчику, в сентябре 2023 года не были предоставлены копии документов, подтверждающих наличие персонала, помещений и оборудования, необходимых для управления лабораторной деятельностью.
Только в текущем году ООО "Д-Марк" предоставило информацию о наличии собственной лаборатории, зарегистрированной 22 декабря 2023 года, и квалификационного удостоверения сотрудника от 14 декабря 2023 года.
Это подтверждает тот факт, что на момент заключения контракта Исполнитель не мог должным образом контролировать применение дорожно-строительных материалов и проверять их соответствие национальным стандартам.
В результате чего Общество не выполнило свои обязательства, указанные в контракте, без наличия форс-мажорных обстоятельств и объективных препятствий, что указывает на виновное и недобросовестное поведение Общества, как профессионального участника предпринимательской деятельности, отсутствие должной осмотрительности и заботы о законных интересах заказчика, а также непринятие всех необходимых мер для выполнения контрактных обязательств.
Исполнитель полностью осознавал характер и объём работ, был согласен с условиями контракта, включая расположение объекта, климатические условия, доступ и другие факторы, которые могут повлиять на выполнение работ. Он принимает на себя все расходы, риски и сложности, связанные с выполнением работ.
Халатность, небрежность и непредусмотрительность также являются разновидностью недобросовестного поведения в ходе закупочной процедуры, а поэтому установление административным органом в действиях хозяйствующего субъекта именно умысла на неисполнения условий контракта обязательным не являются. При оценке действий хозяйствующего субъекта на предмет их добросовестности необходимо принимать во внимание наличие у него возможности по соблюдению требований действующего законодательства и принятия им действия, направленные на его соблюдение.
В настоящем случае недобросовестность ООО ТД "Д-МАРК" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
При подаче заявки на участие в тендере и принятии решения об этом, компания должна была проанализировать свои возможности и ресурсы, чтобы не нарушить законодательство и условия контракта.
В указанном случае Исполнителем не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
Комиссия считает факт ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств по контракту установленным.
Дополнительно Комиссией установлено, что информация об ООО ТД "Д-МАРК" содержится в Реестре недобросовестных поставщиков в связи с существенным нарушением обязательств по иным контрактам.
На основании вышеизложенного, в соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе сведения о Исполнителе, подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Таким образом, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Информацию об ООО ТД "Д-МАРК" (ИНН 7203341062), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Коротких Олеге Юрьевиче (ИНН: 720210109609), по обращению - МКУ "Управление муниципального хозяйства" (ИНН: 8904036823) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300010823000580-ОК от 05.09.2023 на оказание услуг по проведению строительного контроля капитального ремонта автодорог города Новый Уренгой, цена контракта 1 000 000,00 рублей, (извещение N 0190300010823000580), включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении об ООО ТД "Д-МАРК" (ИНН 7203341062), сведения о лице исполняющем функции единоличного исполнительного органа Коротких Олеге Юрьевиче (ИНН: 720210109609) в реестр недобросовестных поставщиков считать дату, следующую за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Постановления Правительства N 1078 в соответствии с часовой зоной, в которой расположен орган контроля.
Председатель комиссии
Члены комиссии
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 16 мая 2024 г. N 089/10/104-330/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024