Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок в составе:
- Баранов И.В. - председатель комиссии, заместитель руководителя управления, - Ветров М.В. - член комиссии, заместитель начальника отдела контроля торгов, - Сергеева Е.А. - член комиссии, главный специалист-эксперт отдела контроля торгов, при участии посредством видео-конференц-связи:
- Полищук К.С. - представителя УТ МВД России по ПФО (доверенность б/н от 22.01.2024), - Ягунина Е.В. - представителя ООО "Горизонт" (доверенность б/н от 16.05.2024), осуществив проверку по факту одностороннего отказа Управления на транспорте Министерства Внутренних Дел Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее также - УТ МВД России по ПФО, заказчик) от исполнения контракта, заключенного с обществом с ограниченной ответственностью "Горизонт" (далее также - ООО "Горизонт", общество) по результатам определения поставщика путём проведения электронного аукциона на право заключения контракта по объекту закупки: "услуги по уборке зданий (помещений) УТ МВД России по ПФО и Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте", номер извещения 0332100042023000065, 2024-10513 2
установила:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от заказчика поступили сведения о расторжении в одностороннем порядке контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения названного контракта, с целью внесения сведений об обществе в Реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе) в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Вместе с тем в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения. В связи с этим, на основании части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Нижегородское УФАС России пришло к выводу о необходимости проведения проверки по изложенному в обращении факту. Заслушав представителей сторон и изучив представленные документы, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок пришла к следующим выводам.
1) 11.09.2023 в единой информационной системе и на сайте оператора электронной площадки - АО "Сбербанк-АСТ" - размещено извещение электронного аукциона. Начальная (максимальная) цена контракта - 5 600 000,00 рублей.
2) В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 04.10.2023 NИЭА1 ООО "Горизонт" и его заявка признаны соответствующими требованиям извещения и положениям Закона о контрактной системе.
В соответствии с названным протоколом комиссия приняла решение заключить контракт с ООО "Горизонт" по цене 5 600 000,00 рублей.
3) 16.10.2023 по результатам рассмотренного электронного аукциона между заказчиком и обществом заключен контракт, положениями которого предусмотрено, что расторжение 2024-10513 3 Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
4) Комиссией Нижегородского УФАС России установлено следующее.
В соответствии с разделом 1 Контракта определен предмет договора и сроки выполнения обязательств: "1.1.
Исполнитель обязуется оказывать услуги по уборке зданий (помещений) УТ МВД России по ПФО и Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте (далее - Услуги) в наименовании, количестве и характеристиках, указанных в Спецификации (Приложение N1 к Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить Услуги в соответствии с условиями Контракта.
1.2. Место оказания Услуг указано в Спецификации (Приложение N1 к Контракту). 1.3.
Услуги оказываются: с 01.12.2023 по 31.01.2025 включительно. Объем подлежащих оказанию услуг определить невозможно.
1.4. Срок действия Контракта - со дня заключения контракта по 31.12.2025 года, в части обязательств Контракт действует до истечения срока таких обязательств.
1.5. Контракт считается заключенным в день размещения Контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе в соответствии с ч.5 ст.51 Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
Из решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта следует, что исполнителем в ходе исполнения обязательств неоднократно нарушались существенные условия контракта. В адрес общества направлялись претензии по ненадлежащему качеству оказываемых услуг по уборке помещений УТ МВД России по ПФО и Нижегородского ЛУ МВД России на транспорте (копии претензий имеются в материалах дела). Из обращения представителя общества следует, что в ходе исполнения контракта ООО "Горизонт" столкнулось с кадровыми сложностями. 11.03.2024 и 21.03.2024 обществом направлялись ответы на претензии заказчика о том, что нарушения устранены, уборка помещений производится в соответствии с графиком контракта на ежедневной основе (копии писем имеются в материалах дела).
Согласно данным Единой информационной системы стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств составляет - 1 076 388,17 рублей. Фактически оплачено - 1 076 388,17 рублей. Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что за неисполнение, ненадлежащее исполнение, просрочку исполнения обязательства, предусмотренных контрактом, заказчик вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). При отказе исполнителя в добровольной оплате неустоек (штрафов, пеней), заказчик вправе истребовать оплату в судебном порядке. Вместе с тем внесение сведений в отношении общества в реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности. При этом в рассматриваемом случае, по мнению Комиссии Нижегородского УФАС России, недобросовестные действия, направленные на умышленное уклонение от исполнения государственного контракта, отсутствуют.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным 2024-10513 4 Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 12.2 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения закрытого конкурса, закрытого аукциона, при осуществлении закупок, предусмотренных статьей 93 (за исключением закупки товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона), статьей 111 (в случае определения в соответствии с частью 1 статьи 111 настоящего Федерального закона особенностей, предусматривающих неразмещение информации и документов в единой информационной системе, на официальном сайте при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и статьей 111.1 настоящего Федерального закона, такое решение передается лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку или направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте. Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления считается:
1) дата, указанная лицом, имеющим право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), в расписке о получении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (в случае передачи такого решения лицу, имеющему право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя), лично под расписку); 2024-10513 5 2) дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) заказного письма, предусмотренного настоящей частью, либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по адресу, указанному в контракте, информации о возврате такого письма по истечении срока хранения (в случае направления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным письмом). Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. 12.03.2024 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением обществом своих обязательств. 13.03.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком на официальном сайте Единой информационной системы.
Дата надлежащего уведомления - 13.03.2024 (дата размещения в единой информационной системе решения об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии со статьёй 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Согласно письму ФАС России от 14.03.2018 N РП/16764/18 первым днем начала исчисления срока, установленного частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, будет день, следующий за днем надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Следовательно, на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта контракт считается расторгнутым. В случае, если последний день десятидневного срока, в рамках которого поставщик может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьёй 193 Гражданского кодекса Российской Федерации днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и контракт расторгнут заказчиком - 26.03.2024.
Действия заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами. Учитывая направленность воли общества и объем исполненных обязательств, Комиссия пришла к выводу, что в рассматриваемом случае оснований для включения сведений об ООО "Горизонт" в реестр недобросовестных поставщиков недостаточно. Комиссия Нижегородского УФАС России отмечает, что согласно данным Единой информационной системы ООО "Горизонт" имеет 87 исполненных контрактов в соответствии с Законом о контрактной системе. 2024-10513 6 Руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Правилами, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области по контролю в сфере закупок,
решила:
Сведения, представленные УТ МВД России по ПФО в отношении ООО "Горизонт", в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
В соответствии с частью 11 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия. Председатель комиссии И.В. Баранов Члены комиссии: М.В. Ветров Е.А. Сергеева Исп.Ветров М.В. тел.+7(831) 431-73-87 вн. 052-702 2024-10513
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области от 22 мая 2024 г. N 052/06/104-1154/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 23.05.2024