Резолютивная часть решения оглашена "17" мая 2024 года
Решение изготовлено в полном объеме "22" мая 2024 года г. Кемерово
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области по контролю в сфере закупок в составе:
Председателя комиссии: |
<...> - |
заместителя руководителя Кемеровского УФАС России; |
Членов комиссии: |
<...> - |
начальника отдела контроля в сфере закупок; |
|
<...> - |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок; |
рассмотрев дело N 042/06/33-711/2024, возбужденное по признакам нарушения заказчиком - Управлением жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа законодательства в сфере закупок при проведении электронного аукциона N 0139300018724000059 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ неразрывно связанного с реконструкцией водовода от насосной станции 2 подъема водозабора на р. Яя до г. Тайги Кемеровской области-Кузбасса",
установила:
18.05.2024 г. в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области поступила жалоба ООО "Олмина" (вх. N 5338-ЭП/24) на действия
заказчика - Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа при проведении электронного аукциона N 0139300018724000059 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ неразрывно связанного с реконструкцией водовода от насосной станции 2 подъема водозабора на р. Яя до г. Тайги Кемеровской области-Кузбасса".
По мнению заявителя, заказчиком в извещении неправомерно установлено требование: "2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта". Также заказчик считает, что в закупочной документации не установлено требование: "участник должен быть членом СРО в области строительства с уровнем ответственности не ниже второго".
В процессе рассмотрения жалобы Комиссией Кемеровского УФАС России установлено:
02.05.2024 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru/ уполномоченным органом - Администрацией Тайгинского городского округа было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0139300018724000059 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ неразрывно связанного с реконструкцией водовода от насосной станции 2 подъема водозабора на р. Яя до г. Тайги Кемеровской области-Кузбасса".
Начальная максимальная цена контракта - 6 536 241,80 рублей.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с ч. ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, заказчик устанавливает единое требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона установлено следующие требование к участникам:
1. Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44- ФЗ.
2. Требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
3. Требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Требование к участникам закупок о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства отсутствует.
Исходя из совокупности положений части 2 статьи 53 и пункта 22 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) строительный контроль является функцией технического заказчика и может выполняться только членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных частями 2.1 и 2.2 статьи 52 ГрК РФ.
Законодательством о градостроительной деятельности не установлены особые требования к членам саморегулируемой организации, выполняющим функции технического заказчика, в том числе осуществляющим строительный контроль на основании договора. В этой связи к таким лицам предъявляются общие требования, установленные внутренними документами саморегулируемой организации с учетом минимальных квалификационных требований, определенных частью 6 статьи 55.5 ГрК РФ.
В соответствии с частями 10 - 13 статьи 55.16 ГрК РФ уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов.
В этой связи обязательность членства в саморегулируемой организации, а также уровень ответственности члена саморегулируемой организации, имеющего намерение выполнять по договору строительный контроль, определяются исходя из размера обязательств по договору о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства, по которому планируется осуществление этого строительного контроля.
Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает девяносто миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
3) четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
4) семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
Подтверждением членства в саморегулируемой организации является наличие сведений об участнике закупки, содержащихся в едином реестре о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Таким образом, несмотря на то, что начальная цена заключаемого контракта составляет 6 536 241,80 рублей, строительный контроль по данному контракту будет осуществляться на объекте по реконструкции водовода от насосной станции 2 подъема водозабора на р. Яя до г. Тайги Кемеровской области - Кузбасса, цена контракта которого составляет 241 291 169,40 рублей, следовательно участники закупки должны быть членами СРО в области строительства с уровнем ответственности не ниже второго.
Таким образом, комиссия Кемеровского УФАС России приходит к выводу о том, что заказчиком неправомерно не установлено требование к участникам закупок о наличии членства в саморегулируемой организации в области строительства реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства с уровнем ответственности не ниже второго, что нарушает требования части 1 статьи 31 ФЗ 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 6 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 2.1 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно Требованиям к составу заявки и инструкции по ее заполнению заказчиком установлено:
н) |
документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом: 2.1. Если при применении конкурентных способов начальная (максимальная) цена контракта, сумма начальных (максимальных) цен контрактов (в случае проведения совместного конкурса или аукциона) составляет двадцать миллионов рублей и более, заказчик (за исключением случая осуществления закупок, в отношении участников которых Правительством Российской Федерации установлены дополнительные требования в соответствии с частью 2 настоящей статьи) устанавливает дополнительное требование об исполнении участником закупки (с учетом правопреемства) в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке контракта или договора, заключенного в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" при условии исполнения таким участником закупки требований об уплате неустоек (штрафов, пеней), предъявленных при исполнении таких контракта, договора. Стоимость исполненных обязательств по таким контракту, договору должна составлять не менее двадцати процентов начальной (максимальной) цены контракта. |
ТРЕБОВАНИЕ УСТАНОВЛЕНО |
При этом начальная максимальная цена контракта 6 536 241,80 рублей, что меньше 20 000 000. руб.
Таким образом, установив вышеуказанное требование, заказчик нарушил ч. 6 ст. 31 ФЗ N 44-ФЗ, за что предусмотрена административная ответственность по ч. 1.4 ст. 7.30 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", комиссия Кемеровского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Олмина" на действия заказчика - Управления жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа" при проведении электронного аукциона N 139300018724000059 "Оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ неразрывно связанного с реконструкцией водовода от насосной станции 2 подъема водозабора на р. Яя до г. Тайги Кемеровской области-Кузбасса" обоснованной.
2. Признать заказчика - Управление жилищно-коммунального и дорожного хозяйства администрации Тайгинского городского округа нарушившим требования пункта 1 части 1, часть 6 статьи 31 N 44-ФЗ.
3. Выдать предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела N 042/06/33-711/2024 должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Председатель комиссии: <...>
Члены комиссии: <...>
<...>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области от 22 мая 2024 г. N 042/06/33-711/2024 (ключевые темы: участники закупок - саморегулируемые организации - строительный контроль - дорожное хозяйство - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024