Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; члены Комиссии: Колпакова А.Ю. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области; с участием в заседании Комиссии Курганского УФАС России посредством видеоконференцсвязи представителей: заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной онкологический диспансер" (далее - ГБУ "КООД", Заказчик) Дудкина Е.Ю., действующего на основании доверенности б/н от 14.05.2024, Журавлевой Я.А., действующей на основании доверенности б/н от 05.02.2024, заявителя - Закрытого акционерного общества по монтажу и наладке радиационной техники "КВАНТ" (далее - ЗАО "КВАНТ", Заявитель) Русанова В.С., согласно выписки из ЕГРЮЛ является генеральным директором с 05.04.2024, рассмотрев жалобу ЗАО "КВАНТ" на действия Заказчика - ГБУ "КООД" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию (извещение N 0343200013824000181), руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок),
УСТАНОВИЛА:
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, а также по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В силу пункта 3 Положения, Федеральная антимонопольная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.
Согласно пункту 5.3.1.12 Положения, ФАС России осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 5.3.9 Положения, ФАС России рассматривает жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки и приостанавливает определение поставщика (подрядчика, исполнителя) и заключение контракта до рассмотрения жалобы по существу в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 4 Положения, Федеральная антимонопольная служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Согласно пункту 6.1.7 Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного Приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, территориальный орган осуществляет контроль за соблюдением заказчиками, контрактными службами, контрактными управляющими, комиссиями по осуществлению закупок и их членами, уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями, специализированными организациями, операторами электронных площадок, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. 07.05.2024 в Курганское УФАС России поступила жалоба ЗАО "КВАНТ" (вх. N 1970-ЭП/24) на действия Заказчика - ГБУ "КООД" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию (извещение N 0343200013824000181).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок, а также соответствует требованиям, предусмотренным статьей 105 Закона о контрактной системе. В жалобе Заявитель указывает, что ЗАО "КВАНТ" является участником данной закупки, заявке которого был присвоен N 1. По итогам рассмотрения заявок на участие в закупке заявка ЗАО "КВАНТ" "отклонена на основании:
п. 1 ч. 12 ст. 48 N 44-ФЗ "Непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям" Несоответствие участника закупки требованиям, установленным п. 2 "Требований к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом N 44-ФЗ и инструкция по ее заполнению" согласно п. 4 ч. 4 ст. 49, п. 3 ч. 6 ст. 43 и п. 1 ч. 1 ст. 31 указанного закона (в лицензиях участника отсутствуют работы: дозиметрическая аттестация, техническое обеспечение, радиационный контроль)". С данным решением комиссии по осуществлению закупок Заявитель не согласен, поскольку в составе заявки ЗАО "КВАНТ" была представлена действующая лицензия N УО-У-03- 206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 на эксплуатацию радиационного источника. Лицензия позволяет в полной мере проводить работы по техническому обслуживанию гамма-терапевтических аппаратов всех типов и модификаций (в том числе импортного производства). Заявитель считает, что поводом для отклонения заявки ЗАО "КВАНТ" послужило отсутствие в условиях действия лицензии (УДЛ) ЗАО "КВАНТ" N УО- У-03-206,207,208,209,210-2593 на право эксплуатации радиационного источника слов "дозиметрическая аттестация". Заявитель указывает, что комиссией по осуществлению закупок не принято во внимание наличие в лицензии ЗАО "КВАНТ" формулировки "проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников" (пункт 1.2, страницы 2 УДЛ).
Кроме того, Заявитель ссылается на разъяснения Ростехнадзора N 470-848 от 30.04.2021, которые приложены к поданной Заявителем жалобе.
В соответствии с разделом 3 Методических указаний РД 50-691-89 "Поглощенные дозы фотонного и электронного излучений в лучевой терапии" дозиметрическая аттестация радиационного терапевтического аппарата по поглощенной дозе заключается в определении поглощенной дозы в его пучке излучения на основе измерений в водном фантоме в строго определенных геометрических условиях.
Таким образом, дозиметрическая аттестация является одним из видов дозиметрических исследований. Лицензия ЗАО "КВАНТ" N УО-У-03-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 разрешает проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников (в том числе гамма-терапевтических аппаратов).
Таким образом, указанная лицензия предполагает возможность проведения широкого спектра дозиметрических исследований, включая дозиметрическую аттестацию. Более того, проведение всех видов исследований в рамках РД 50-691-89, включая дозиметрическую аттестацию, предусмотрено пунктом 1.1 области аккредитации Аттестата аккредитации ЗАО "КВАНТ" RA.RU.21A387, также представленного в составе заявки.
На основании вышеизложенного Заявитель просит признать отклонение заявки ЗАО "КВАНТ" необоснованным, результаты определения поставщика отменить; выдать обязательное к исполнению предписание, направленное на устранение выявленных нарушений.
В соответствии с частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу, участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. При этом возражение на жалобу направляется в контрольный орган в сфере закупок не позднее рабочего дня, предшествующего дню рассмотрения жалобы, по существу.
В соответствии с данной нормой права Курганским УФАС России у Заказчика были запрошены письменные пояснения с правовым и документальным обоснованием по доводам жалобы Заявителя. Представители Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласны по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы, и просят признать жалобу необоснованной. Руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 22.04.2024 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (https://zakupki.gov.ru) (ЕИС) Заказчиком опубликовано извещение N 0343200013824000181 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию. Заказчик - Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной онкологический диспансер". Начальная (максимальная) цена контракта - 1 927 374,99 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 02.05.2024 08:00 (МСК+2).
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 03.05.2024. 03.05.2024 в 23:13 (МСК+2) в извещении размещен Протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0343200013824000181, согласно которому по окончании срока подачи заявок на участие в закупке были поданы 2 заявки (из них соответствует требованиям: 1; отклонено: 1). На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы и сведения, представленные Заказчиком, приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам. Правоотношения, связанные с обеспечением государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регламентируются Законом о контрактной системе.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 данной статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе, определено, что заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. Конкурентными способами являются:
1) конкурсы: открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы: открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе). Часть 1 статьи 49 Закона о контрактной системе, гласит, что электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, перечислен перечень сведений, которые должны быть указаны в извещении при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов. Часть 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, прямо указывает на то, какие именно документы должны быть размещены в ЕИС в виде электронных документов. 22.04.2024 Заказчиком размещено извещение N 0343200013824000181 на оказание услуг по техническому обслуживанию в ЕИС.
В соответствии с положениями части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в составе извещения размещены следующие документы:
- Обоснование начальной (максимальной) цены контракта;
- Проект контракта;
- Описание объекта закупки;
- Требования к содержанию, составу заявки на участие. Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в соответствии с подпунктом "н" пункта 1 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка должна содержать информацию и документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе.
В ходе анализа извещения о проведении рассматриваемой закупки Комиссией Курганского УФАС России установлено, что данное извещение содержит следующие требования к участникам конкурентной процедуры: лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам аппараты и установки, в которых содержатся радиоактивные вещества). С разрешенными работами на право: монтажа (демонтажа), зарядки (разрядки), предаттестационной наладки, дозиметрической аттестации, пуско- наладочных работ, наладку в процессе эксплуатации, технического обеспечения, технического обслуживания, ремонтных работ, профилактических работ, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) медицинского изделия, с указанием вида деятельности: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, или техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма- терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).
В соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании) лицензированию подлежит деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения). В целях реализации данной нормы Правительством Российской Федерации 30.11.2021 принято Постановление N 2129 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 г. N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства РФ N 2129).
В части 2 статьи 1 Закона о лицензировании указано, что положения этого Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования в области использования атомной энергии. Федеральный закон от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" (далее - Закон об использовании атомной энергии) определяет правовую основу и принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии, направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды, защиту собственности при использовании атомной энергии, призван способствовать развитию атомной науки и техники, содействовать укреплению международного режима безопасного использования атомной энергии. В целях реализации норм Закона об использовании атомной энергии Правительством Российской Федерации 29.03.2013 принято Постановление N 280 "О лицензировании деятельности в области использования атомной энергии" (далее - Постановление Правительства РФ N 280).
В соответствии с абзацем 2 Положения о лицензировании деятельности в области использования атомной энергии (Положение), утвержденного Постановлением Правительства РФ N 280, лицензирование деятельности в области использования атомной энергии осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами (лицензирующий орган). Абзацем 3 Положения определены основные понятия, в том числе установлено, что "условия действия лицензии" - неотъемлемая часть лицензии, содержащая условия, необходимые для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и (или) вида деятельности на указанном объекте или в отношении указанного объекта, которые лицензиат обязан реализовать (реализовывать) и (или) соблюдать при осуществлении деятельности, а "лицензируемый вид деятельности" - это вид деятельности в области использования атомной энергии, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с Федеральным законом "Об использовании атомной энергии".
В силу абзаца 25 Положения, лицензия, включающая в себя перечень условий ее действия, оформляется лицензирующим органом и выдается соискателю лицензии в течение 20 рабочих дней со дня принятия решения о выдаче лицензии. В условия действия лицензии включаются положения, соблюдение которых необходимо для обеспечения безопасности объекта использования атомной энергии и проводимых работ (абзац 28 Положения). Абзацами с 49 по 53 Положения предусмотрено, что лицензирующий орган ведет реестр лицензий, содержащий определенные сведения о лицензиатах, сведения, содержащиеся в реестре лицензий, являются открытыми, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной или иной охраняемой законом тайны свободный доступ к таким сведениям в соответствии с законодательством Российской Федерации ограничен. Комиссия контрольного органа в сфере закупок отмечает, что согласно части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 этой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 этой статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 этой статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Федерального закона. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки. Как следует из пояснений представителей Заказчика согласно пункту 2 Требований к содержанию и составу заявки Заказчиком определены требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, в том числе лицензия Ростехнадзора на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии. Представленная Заявителем в составе заявки лицензия N УО-У-ОЗ- 206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 дает право на эксплуатацию радиационных источников.
Согласно УДЛ, а именно пункт 1.3 перечень работ не содержит работы, определенные извещением об осуществлении закупки: дозиметрическая аттестация, техническое обеспечение, радиационный контроль. Представители Заказчика пояснили Комиссии контрольного органа в сфере закупок, что комиссия по осуществлению закупок провела рассмотрение представленных заявок исключительно на предмет их соответствия извещению о проведении электронного аукциона. Комиссия Курганского УФАС России проанализировав содержание заявок участников электронного аукциона
установила
следующее. В составе заявки ООО "КВАНТ" представлено несколько лицензий, выданных Ростехнадзором (срок действия лицензий проверен в официальном реестре, размещенном на сайте https://www.gosnadzor.ru/service/list/reestr licences 170fz/), из них заявки лицензия N УО-У-ОЗ-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 дает право на эксплуатацию радиационных источников.
В соответствии с требованиями Положения, лицензия включает в себя перечень условий ее действия. Комиссией Курганского УФАС России установлено, что к лицензии N УО-У- ОЗ-206,207,208,209,210-2593 от 27.04.2016 Ростехнадзором выданы условия - это документ на 7 листах, в котором перечислены следующие разделы: область применения лицензии, общие требования и условия, специальные требования и условия. В пункте 1.2 раздела 1 прописано, что данной лицензией лицензиату (ЗАО "КВАНТ") предоставляется право эксплуатации радиационных источников (комплексов, установок, аппаратов, оборудования, изделий, в которых содержатся радиоактивные вещества) в части выполнения работ и предоставления услуг эксплуатирующим организациям и организациям, осуществляющим деятельность по эксплуатации радиационных источников, содержащих в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности, расположенным на территории Российской Федерации. В рамках осуществления указанной деятельности лицензиату разрешается:
- эксплуатация радиационных источников всех типов и модификаций (в том числе импортного производства): радиационно-технических установок; гамма-терапевтических аппаратов; гамма-дефектоскопов; радиоизотопных приборов технологического контроля и автоматики; систем дозиметрического контроля и блокировок; технологического оборудования, в том числе в составе комплексов, установок, аппаратов, в которых содержатся радиоактивные вещества, предназначенного для ведения технологического процесса и/или обеспечения безопасности персонала и населения от воздействия ионизирующего излучения при проведении их поставки, монтажа, демонтажа, пусконаладочных работ, ремонта, технического обслуживания (включая работы по перезарядке закрытых радионуклидных источников (далее - ЗРнИ);
- комплексное обследование технического состояния радиационных источников, ЗРнИ, транспортных упаковочных комплектов типа "А" "В", освобожденных упаковок, промышленных упаковок с целью продления назначенного срока эксплуатации радиационных источников, ЗРнИ, при оказании услуг экспертным организациям;
- использование ЗРнИ в виде ОСГИ для калибровки измерительной аппаратуры;
- проведение абсолютных и относительных клинических дозиметрических исследований в процессе предаттестационной подготовки радиационных источников;
- проведение радиационно-аварийных работ на территории Российской Федерации;
- временное (транзитное) контейнерное хранение радиационных источников и ЗРнИ. Кроме того, в данном пункте прописано, что любая другая деятельность лицензиата в области использования атомной энергии (ОИАЭ), не допускается без получения соответствующих лицензий Ростехнадзора. Комиссией в ходе рассмотрения жалобы установлено, что в извещении рассматриваемой закупки прописано, что участник должен представить лицензию Ростехнадзора на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии, с разрешенными работами: монтажа (демонтажа), зарядки (разрядки), предаттестационной наладки, дозиметрической аттестации, пуско-наладочных работ, наладку в процессе эксплуатации, технического обеспечения, технического обслуживания, ремонтных работ, профилактических работ, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий.
Таким образом, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что вышеназванная лицензия ЗАО "КВАНТ" не дает права выполнять все виды работ, которые перечислены в извещении N 0343200013824000181.
Следовательно, комиссия по осуществлению закупок Заказчика в соответствии с положениями подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе правомерно признала несоответствующей требованиям электронного аукциона (извещение N 0343200013824000181).
Относительно приложенного к жалобе разъяснения Ростехнадзора N 470-848 от 30.04.2021, в котором прописано, что владельцы разрешений (работники лицензиата) "могут выполнять работу на любом радиационно-радиационно-опасном оборудовании, указанном в условиях действия лицензии N УО-У-ОЗ- 206,207,208,209,210-2593, в том числе в отношении гамма-терапевтических аппаратов типа "Рокус", "Агат", "Theratron", "Multisource" и других, разрешенных к эксплуатации на территории Российской Федерации.". Комиссия отмечает, что данное письмо содержит информацию о типах аппаратов, на которых могут выполняться работы, но не перечислены конкретные виды работ, которые бы соответствовали тем, что установлены в рассматриваемой закупке. Но наиболее значимым является то, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок не может давать оценку данным документам, а кроме того, как следует из содержания заявки ЗАО "КВАНТ", а также пояснений представителя Заявителя этот документ не был представлен в составе заявки на участие в электронном аукционе (извещение N 0343200013824000181).
Относительно представленного Заявителем письма Уральского МТУ по надзору за ЯРБ Ростехнадзор (исх. N 470-979 от 08.05.2024) Комиссия Курганского УФАС России считает необходимым отметить следующее. Данное письмо содержит информацию о том, что рамках действия лицензии N УО-У-ОЗ-206,207,208,209,210-2593 ЗАО "КВАНТ" имеет возможность проведения дозиметрической аттестации, как одного из методов дозиметрических исследований. Вместе с тем, данное письмо адресовано только ЗАО "КВАНТ" в составе заявки на участие в рассматриваемой закупке оно представлено не было, следовательно, в отсутствии такой информации комиссия по осуществлению закупок при оценке заявок участников рассматриваемого электронного аукциона руководствовалась только дословными формулировками наименований работ из УДЛ к лицензии ЗАО "КВАНТ", как это предусмотрено Законом о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь нормами действующего законодательства, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о необоснованности жалобы Заявителя на неправомерное отклонение его заявки комиссией по осуществлению закупок. В ходе проведения внеплановой проверки в действиях субъекта контроля - Заказчика Комиссией Курганского УФАС России установлены следующие нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе. Комиссией установлено, что требования к содержанию и составу заявки участника электронного аукциона, в части предоставления документов и сведений об участнике закупки, сформировано с нарушением требований Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Федерального закона, заказчик единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Федерального закона. Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки. В подпункте "н" пункта 1 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению новое", указано, что заявка на участие в закупке, должна содержать: "документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований - не требуется, см. извещение о закупке "требования к участникам") статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;".
Согласно пункту 2 электронного документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению новое", размещенного в составе извещения о проведении электронного аукциона следует, что заявка должна содержать в том числе: документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки): Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам аппараты и установки, в которых содержатся радиоактивные вещества). С разрешенными работами на право: монтажа (демонтажа), зарядки (разрядки), предаттестационной наладки, дозиметрической аттестации, пуско- наладочных работ, наладку в процессе эксплуатации, технического обеспечения, технического обслуживания, ремонтных работ, профилактических работ, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий. Лицензия выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) медицинского изделия, с указанием вида деятельности: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, или техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма- терапевтического оборудования и эмиссионной томографии). В электронной форме извещения в разделе 3 Требование к участникам закупок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе прописано: "Лицензия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на эксплуатацию радиационных источников в части выполнения работ и оказания услуг в области использования атомной энергии. Объекты, на которых или в отношении которых осуществляется деятельность: радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам аппараты и установки, в которых содержатся радиоактивные вещества). С разрешенными работами на право: монтажа (демонтажа), зарядки (разрядки), предаттестационной наладки, дозиметрической аттестации, пуско-наладочных работ, наладку в процессе эксплуатации, технического обеспечения, технического обслуживания, ремонтных работ, профилактических работ, радиационного контроля, локализации и ликвидации последствий радиационных аварий и происшествий Лицензия выданная Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) медицинского изделия, с указанием вида деятельности: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, или техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).". Относительно установления таких требований к участнику конкурентной процедуры, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее. Участник закупки вправе представить выписку из реестра лицензий с указанием конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг) составляющих лицензируемый вид деятельности или сведения о лицензии (регистрационный номер лицензии и дата выдачи) для проверки ее наличия в реестре лицензий на сайте лицензирующего органа. Как установлено пунктом 17 части 1 статьи 12 Закона о лицензировании, лицензированию подлежит техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
В соответствии с положениями части 2 статьи 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 478-ФЗ) записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Закона N 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными Законом N 478-ФЗ, до 1 января 2022 года. Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех, в том числе ранее выданных лицензиях, должны быть включены в реестр лицензий. При этом, Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что исходя из содержания статьи 21 Закона о лицензировании, статьи 13 Закона N 478-ФЗ, после 1 января 2022 года подтверждением наличия у участника закупки соответствующей лицензии является предоставление одного из документов, указанных в части 8 статьи 21 Закона о лицензировании (письма ФАС России от 14.06.2023 N ДФ/46829/23, от 09.01.2024 N МШ/211/24).
Согласно части 8 статьи 21 Закона о лицензировании, сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается в случае отсутствия в реестре лицензий сведений о лицензиях или при невозможности определения конкретного лицензиата. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией контрольного органа в сфере закупок установлено, что в официальном реестре, размещенном на сайте https://www.gosnadzor.ru/service/list/reestr licences 170fz/ отсутствует информация об условиях действия лицензии, в которых непосредственно перечислены виды работ, осуществляемых тем или иным лицензиатом.
Как указано выше и следует из содержания части 2 статьи 1 Закона о лицензировании, положения этого Федерального закона не применяются к отношениям, связанным с осуществлением лицензирования в области использования атомной энергии. Вместе с тем, в Едином реестре лицензий, в том числе лицензий, выданных органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с переданным полномочием по лицензированию отдельных видов деятельности (https://roszdravnadzor.gov.ru/services/licenses) содержится вся необходимая информация для проверки соответствия участника закупки установленным в извещении требованиям. Следовательно, информация о лицензиях в такой сфере деятельности, как техническое обслуживание медицинских изделий размещена на официальном сайте лицензирующего органа и доступна неограниченному кругу лиц.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42, Закона о контрактной системе Заказчиком в Требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению установлено требование о предоставлении участником закупки в заявке лицензии, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения в части технического обслуживания (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) медицинского изделия, с указанием вида деятельности: периодическое и текущее техническое обслуживание медицинской техники, ремонт медицинской техники, или техническое обслуживание следующих групп медицинских изделий класса 2б потенциального риска применения: радиологические медицинские изделия (в части гамма-диагностического, гамма-терапевтического оборудования и эмиссионной томографии).
В силу пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с абзацем 35 Правил осуществления контроля в сфере закупок, в случае если при проведении внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства о контрактной системе, комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки выдает предписание на основании принятого комиссией (инспекцией) решения по результатам проведения внеплановой проверки. При этом комиссия (инспекция) по проведению внеплановой проверки не выдает предписание в случае:
а) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
б) выявления нарушений законодательства о контрактной системе, которые были допущены субъектами контроля при определении ими поставщика (подрядчика, исполнителя), если контракт заключен. В рассматриваемом случае Комиссией Курганского УФАС России принято решение предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать, поскольку в рассматриваемом случае выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку оба участника представили в составе заявок электронные образы действующих лицензий.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Правилами осуществления контроля в сфере закупок,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Закрытого акционерного общества по монтажу и наладке радиационной техники "КВАНТ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной онкологический диспансер" нарушения части 3 статьи 7, части 6 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова
Члены Комиссии: / А.Ю. Колпакова / М.П. Чеботина
2024-1676
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 мая 2024 г. N 045/06/49-240/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024