Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе: Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - Врио Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии: Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области, в присутствии представителей Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганская больница скорой медицинской помощи" (далее - ГБУ "Курганская БСМП", Заказчик) - Умновой С.С. (доверенность N б/н от 08.02.2024 г.), Пономаревой О.Г. (доверенность N б/н от 25.04.2024 г.), в присутствии представителя Общества с ограниченной ответственностью "АНГИОТЕК" (далее - ООО "АНГИОТЕК", Заявитель) - Домбровского Д.Д. (доверенность N 1 от 06.03.2024 г.) посредством видео-конференц связи, в присутствии представителей Заинтересованного лица - Общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР" (далее - ООО "МЕДИКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ ЦЕНТР", Победитель закупки, Заинтересованное лицо) - Телициной А.М. (доверенность N б/н от 17.05.2024 г.), Сучилкина С.В. (доверенность N б/н от 17.05.2024 г.) посредством видео-конференц связи, рассмотрев жалобу ООО "АНГИОТЕК" на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000118), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
16.05.2024 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "АНГИОТЕК" (вх. N 2108-ЭП/24) на действия Заказчика - ГБУ "Курганская БСМП" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000118).
Довод жалобы Заявителя сводится к следующему. Заказчиком по позиции N 2 Описания объекта закупки "Устройство для неинвазивного измерения параметров сердечно-сосудистой системы" использована позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000043.
При этом, по мнению подателя жалобы, Заказчиком фактически закупается медицинское изделие - регистратор амбулаторный для мониторинга артериального давления с кодом номенклатурной классификации медицинских изделий по видам - 145190 (позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000202).
По мнению Заявителя, Заказчик ненадлежащим образом
установил
позицию КТРУ - 26.60.12.129-00000043 в отношении товара "Устройство для неинвазивного измерения параметров сердечно-сосудистой системы", что противоречит Закону о контрактной системе. Заявитель просит признать жалобу обоснованной; признать в действиях Заказчика нарушения части 6 статьи 23, пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, пункта 4 Правил использования КТРУ; выдать обязательное для исполнения предписание о внесении изменений в извещение. Представители Заказчика с доводом жалобы не согласились, считают, что при формировании извещения о проведении электронного аукциона, в последующем проведении рассматриваемого электронного аукциона нарушений требования законодательства о контрактной системе со стороны Заказчика отсутствуют. Более подробно позиция относительно жалобы изложена в письменных возражениях, которые приобщены к материалам дела. Руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 08.05.2024 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343300002624000118).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 367 100 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "Курганская БСМП".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен. Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной. Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться. Учитывая изложенное, Заказчики вправе самостоятельно принимать решение о способе закупке, с предоставленным правом формирования объекта, определять содержание предмета контракта, предъявлять к нему требования в соответствии с собственными потребностями с учетом ограничений, установленных статьей 33 Закона о контрактной системе.
На основании пункта 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе, ЕИС содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации. При осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования (пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе). Постановлением Правительства РФ от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145) утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктом 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Пунктом 7 Правил использования КТРУ установлено, что в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона. Из письменных возражений Заказчика следует, что позиция КТРУ 26.60.12.129-00000202 "Регистратор амбулаторный для длительного мониторинга артериального давления" позволяет сделать вывод о том, что она допускает закупку лишь только регистратора для мониторирования артериального давления на протяжении суток на плече, в то время как закупаемое оборудование выполняет иной функционал (регистрация артериального давления и сосудистых показателей (лодыжечно-плечевой индекс) одномоментно). Сердечно-сосудистые заболевания остаются основной причиной смертности в России. Значительная доля сердечно-сосудистых осложнений обусловлена атеросклерозом периферических артерий и развитием хронической ишемии нижних конечностей. По данным регистра сахарного диабета, в РФ наблюдается рост заболеваемости сахарным диабетом. Несмотря на некоторое снижение в 2022 году, количество ампутаций у пациентов с синдромом диабетической стопы остается высоким. У пациентов с впервые диагностированным синдромом диабетической стопы риск ампутации превышает 80-96%.
Это обуславливает важность скрининга состояния сосудов у пациентов с сахарным диабетом. Кроме того, прибор даст возможность регулярно контролировать динамику ЛПИ у пациентов с сахарным диабетом на фоне лечения, оценивая его эффективность в плане профилактики прогрессирования атеросклероза. Скрининговым методом диагностики ЗАНК является измерение лодыжечно-плечевого индекса (ЛПИ) (пункт описания объекта закупки "Сосудистые показатели: лодыжечно-плечевой индекс ЛПИ").
Однако традиционная доплеровская методика требует дорогостоящего оборудования и высокой квалификации персонала, что ограничивает ее использование. Заболевания периферических артерий могут привести к критической ишемии, сердечной недостаточности, инсульту. Определение ЛПИ является методом ранней диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Показатель используется специалистами для оценки степени нарушения кровотока в нижних конечностях и прогнозирования рисков развития острых сосудистых заболеваний. Исследование проводится в рамках комплексной диагностики заболеваний сердечно-сосудистой системы. Кроме того, оно назначается в следующих случаях:
- при жалобах на слабость, онемение и боль в ногах;
- при появлении на коже голени или стопы незаживающих язв;
- при перемежающейся хромоте в случае отсутствия травматических повреждений.
Таким образом, прибор по КТРУ - 26.60.12.129-00000043 превосходит указанный Заявителем жалобы прибор по КТРУ - 26.60.12.129-00000202 благодаря сочетанию возможностям в оценке ЛПИ на разных группах пациентов (в том числе дети). Эти характеристики делают его важным инструментом для ранней диагностики, динамического мониторинга и индивидуализированного лечения заболеваний артерий, обеспечивая широкий охват пациентов и высокую клиническую эффективность. Иных позиций КТРУ, отвечающих потребности Заказчика в закупке оборудования с вышеназванными характеристиками, в каталоге КТРУ также в настоящее время нет.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона Заказчиком при Описании объекта закупки по позиции N 2 использован код позиции КТРУ - 26.60.12.129-00000043 "Устройство для неинвазивного измерения параметров сердечно-сосудистой системы". Законом о контрактной системе и Постановлением N 145 не предусмотрено каких-либо императивных требований по выбору конкретного кода позиции КТРУ, в том числе, обязанности руководствоваться при выборе КТРУ исключительно справочной информацией о коде номенклатурной классификации медицинских изделий, указанной в каталоге. Заказчик самостоятельно определяет код позиции КТРУ путем соотнесения объекта закупки к соответствующим кодам, наименованию КТРУ и характеристикам товара, как наиболее подходящим с учетом специфики закупки, области применения закупаемого товара, а также его характеристик, являющихся значимыми для Заказчика, в том числе, необходимыми для оказания квалифицированной медицинской помощи.
Также Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что в позицию каталога включается следующая информация (п. 10 Правил формирования КТРУ):
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация: коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии); информация о типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил. Так согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию Каталога может включаться справочная информация - коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В соответствии с нормой пункта 4 Правил использования КТРУ, Заказчиком не установлено требование о соответствии поставляемого оборудования кодам согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (в т.ч. коду НКМИ).
Оценка предлагаемого оборудования на соответствие коду НКМИ и его описанию комиссией по осуществлению закупок не осуществляется. При этом Заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции). Так, номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - классификация) предназначена для идентификации медицинских изделий в целях государственной регистрации и обеспечения достоверности, сопоставимости, автоматизированной обработки информации в целях осуществления сотрудничества и обмена данными, в том числе на международном уровне, методу заинтересованными сторонами, такими как законодательные органы, производители, поставщики и конечные пользователи, а также в целях обеспечения мониторинга безопасности медицинских изделий. Классификация содержит сведения о видах медицинских изделий и предусматривает использование специализированного программного обеспечения, позволяющего производить поиск вида медицинского изделия по классификационным признакам, или по их совокупности, по полному наименованию вида, по части наименования или по кодам вида. Для классификации используются кодовые обозначения и термины, адаптированные к общепринятой международной терминологии с учетом терминологии национальных стандартов, классификаторов, других нормативных документов, позволяющие идентифицировать и группировать медицинские изделия по видам с учетом наименований и описаний видов в регуляторных и иных целях.
Данные сведения изложены в Письме Минздрава России от 12.04.2013 N 2041548/25-3 "По вопросу об определении числового обозначения (шестизначного номера) и вида медицинских изделий при номенклатурной классификации медицинских изделий", из которого однозначно следует, что назначение классификации заключается в идентификации медицинского изделия при его государственной регистрации. Из этого же следует, что иной смысловой нагрузки, в контексте требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, код вида медицинского изделия не содержит, поскольку:
- не является качественной, функциональной, технологической и эксплуатационной характеристикой медицинского изделия;
- не является документом (способом), позволяющим удостовериться в соответствии товара требованиям законодательства РФ - поскольку таковым документом является регистрационное удостоверение. При этом указанная справочная информация (в том числе информация о коде НКМИ, его описание) не образует описания объекта закупки в понимании статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ.
Аналогичную правовую позицию изложило Министерство финансов Российской Федерации в письме от 04.09.2020 N 24-06-08/77872, письме от 23.03.2020 N 24-06-07/22512, письме от 21.01.2020 N 24- 06-07/2815.
Более того, присвоение кода номенклатурной классификации медицинского изделия носит заявительный характер и при необходимости такой код может быть изменен по заявлению производителя или его официального представителя. Отнесение предлагаемого к поставке товара к тому или иному коду номенклатурной классификации является оценочным критерием и не изменяет его технических и качественных характеристик. Данные выводы нашли свое отражение в решении Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-24464/2022 от 03.11.2022 г. (оставлено без изменения Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда по делу N А33-24464/2022 от 20.02.2023 г.).
Таким образом, Комиссия Курганского УФАС России считает, что позиция КТРУ - 26.60.12.129-00000043, применимая Заказчиком в рамках закупки товара по позиции N 2 Описания объекта закупки, является действующей, соответствует потребностям Заказчика. Из возражений Заказчика следует, что также иных позиций КТРУ, отвечающих потребности Заказчика в закупке оборудования с характеристиками, указанными в Описании объекта закупки в КТРУ в настоящее время нет.
На основании вышеизложенного, Комиссия Курганского УФАС России не усматривает в действиях Заказчика нарушений Закона о контрактной системе, довод жалобы не нашел своего подтверждения и признан необоснованным. В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях субъектов контроля нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено. Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АНГИОТЕК" необоснованной.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Заместитель Председателя Комиссии: / А.В. Иванова Члены Комиссии: / И.М. Стрижова / М.П. Чеботина
2024-1715
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 21 мая 2024 г. N 045/06/106-256/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024