Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.05.2024 N 139/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации об АО "ХАТМАН ГРУПП"" (ИНН 547276074), в составе: председатель Комиссии: Сотникова О.В. - заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок; члены Комиссии: Бесчастнова М.В. - заместитель начальника отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, Ольховик Ю.А. - специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, при участии представителей заказчика - ФГКОУВО "Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина": Корабейниковой Е.В. (по доверенности), Кофтуна В.А. (по доверенности), подрядчика АО "ХАТМАН ГРУПП" Бурковского Т.В. (по доверенности), рассмотрев информацию ФГКОУВО "Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина" о включении информации об АО "ХАТМАН ГРУПП"" (ИНН 547276074) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с АО "ХАТМАН ГРУПП", по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере образования ("Реконструкция здания Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина с пристройкой общежития на 850 мест по адресу: г. Белгород, ул. Горького, 71") (N закупки 0326100001523000011) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
ФГКОУВО "Белгородский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени И.Д. Путилина" (далее - Заказчик) в соответствии со статьями 95 и 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) представило в Белгородское УФАС России сведения в отношении АО "ХАТМАН ГРУПП"" (ИНН 547276074) (далее - Подрядчик) для включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
На официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 26.05.2023 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями в электронной форме.
Начальная (максимальная) цена контракта - 367 371 702, 72 рубля.
Наименование объекта закупки - реконструкции объекта капитального строительства в сфере образования ("Реконструкция здания Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина с пристройкой общежития на 850 мест по адресу: г. Белгород, ул. Горького, 71").
7 июня 2023 года победителем Электронного аукциона было признано АО "ХАТМАН ГРУПП", с которым 21 июня 2023 года был заключен государственный контракт N 0326100001523000011-0007710-02, реестровая запись N 1312302188823000018, цена контракта составила 310 429 088,91 рублей (далее - Контракт). Снижение цены по результатам процедуры закупки составило 15,5% от НМЦК.
В соответствии с пунктом 1.4 Контракта Подрядчик обязан начать выполнение работ не позднее следующего дня с момента заключения государственного контракта и закончить выполнение работ до 2 июня 2025 года.
В соответствии с пунктом 1.3 Контракта результатом выполненной работы является построенный Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного и (или) реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации и заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 5 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Предусмотренные Контрактом работы по Объекту должны быть выполнены в соответствии с проектной документацией, разработанной ООО "Констант 18", имеющей положительное заключение государственной экспертизы N 31-1-1-2-092538-2022 ФКУЗ "Центр государственной экспертизы в отношении объектов обороны и безопасности, находящихся в ведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации" от 26.12.2022.
В соответствии с пунктом 1.6 Контракта установлены сроки выполнения работ в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3):
- первый этап исполнения контракта: с момента заключения контракта до 5 декабря 2023 года;
- второй этап исполнения контракта: с 10 января 2024 года до 5 декабря 2024 года;
- третий этап исполнения контракта: с 10 января 2025 года до 2 июня 2025 года.
По состоянию на 5 декабря 2023 года работы, предусмотренные первым этапом исполнения Контракта не были выполнены и, соответственно, к приемке не предъявлены, в связи с чем 8 декабря 2023 года Подрядчику посредством ЕИС направлена претензия N 1/4899 с требованием представить к приемке Заказчику выполненные работы. Вместе с тем, в настоящее время документов, позволяющих оценить объем, стоимость и качество выполненной части работ Заказчику не представлено.
Работы, предусмотренные к выполнению в 2024 году, по второму этапу исполнения Контракта на сумму 126 430 124 ,09 руб. не начаты.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 14.3. Контракта Расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Из пункта 14.4. Контракта следует, что Заказчик вправе требовать расторжения Контракта в судебном порядке при существенном нарушении условий Контракта Подрядчиком, установленных настоящим Контрактом и гражданским законодательством.
Согласно пункту 14.4.1. Контракта Существенным нарушением условий Контракта признается:
- задержка Подрядчиком начала производства Работ более чем на 10 дней по причинам, не зависящим от Заказчика;
- систематические нарушения Подрядчиком условий Контракта, ведущие к снижению качества Работ, предусмотренных сметной документацией;
- применение к Подрядчику актов и решений государственных органов в рамках действующего законодательства, лишающих Подрядчика права на производство Работ;
- иные случаи, предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации.
Кроме того, в силу пункта 14.5. Контракта Государственный заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с частью 2, 3 статьи 715 ГК РФ, положениями пунктов 14.3, 14.5 Контракта, части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе и в связи систематическим нарушением Подрядчиком контрактных обязательств Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
В силу части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта заказчиком размещено в ЕИС 23.04.2024.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Как следует из материалов дела, решение о расторжении контракта в одностороннем порядке вступило в силу 06.05.2024, что соответствует требованиям части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
В силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Обращение о включении информации об АО "ХАТМАН ГРУПП"" (ИНН 547276074) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом от исполнения контракта, заключенного с АО "ХАТМАН ГРУПП" по результатам проведения электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции объекта капитального строительства в сфере образования ("Реконструкция здания Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина с пристройкой общежития на 850 мест по адресу: г. Белгород, ул. Горького, 71") (N закупки 0326100001523000011) направлено заказчиком 07.05.2024, то есть с соблюдением требований части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Из пояснений Заказчика следует, что Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - решение) принято в связи с существенным нарушением условий Контракта со стороны Исполнителя.
Во исполнение пункта 7.3.1 Контракта Заказчиком на основании счета N 66 от 02.10.2023 Подрядчику выплачен аванс в сумме 58 353 544,63 руб. (платежное поручение N 139 от 09.10.2023).
По состоянию на 5 декабря 2023 года работы, предусмотренные первым этапом исполнения Контракта не были выполнены и соответственно к приемке не предъявлены, в связи с чем 8 декабря 2023 года Подрядчику по средствам ЕИС направлена претензия N 1/4899 с требованием представить к приемке Заказчику выполненные работы. По настоящее время документов, позволяющих оценить объем, стоимость и качество выполненной части работ Заказчику не представлено.
Работы, предусмотренные к выполнению в 2024 году, по второму этапу исполнения Контракта на сумму 126 430 124 ,09 руб. не начаты.
Работы на объекте выполняются Подрядчиком настолько медленно, либо выполняются с большими перерывами и привлечением минимального числа рабочих/техники (2-3 единицы), что усматривается невозможность их завершения в установленные сроки (до 2 июня 2025 года).
С 1 апреля 2024 года Подрядчик полностью перестал выходить на связь по всем доступным каналам (телефонные звонки, электронная почта).
С 15 апреля 2024 года строительные работы на объекте полностью остановлены по инициативе Подрядчика без объяснения причин.
Подрядчику посредством электронной почты и ЕИС неоднократно направлялись претензионные письма (от 08.12.2023 N 1/4899, от 18.01.2024 N 1/116, от 18.01.2024 N 1/123, от 19.01.2024 N 7/7, от 15.02.2024 N 1/587, от 01.03.2024 N 1/793) с требованием активизации выполнения работ в соответствии с графиком и условиями контракта.
При этом согласно статье 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации Подрядчик должен исполнить обязательства надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства (Контракта) и требованиями закона, иных правовых актов.
Кроме того, Комиссией установлено, что Подрядчиком также направлялись следующие претензии Заказчику:
1. Претензия от 30.08.2023 N 08/3009: "Отсутствует ГРО переданная Заказчиком для производства работ, на основании СП 126.13330.2012" на которую направлен Заказчиком ответ, из которого следует, что ГРО выполнена по заказу субподрядной ООО "Грандситистрой" непосредственно выполняющей работы на объекте и принята в работу в сентябре 2023 года.
2. Претензия от 30.08.2023 N 08/3009: "Отсутствует площадка для временного складирования грунта" на которую направлен Заказчиком ответ от 22.09.2023 N 7/139 из которого следует, что проектом организации строительства не предусмотрено предоставление Заказчиком Подрядчику отдельной площадки для складирования грунта. Дополнительно, в рамках содействия с администрацией г. Белгорода 01.02.2024 Подрядчику предоставлено место для складирования грунта в непосредственной близости от объекта реконструкции.
3. Претензия от 30.08.2023: "Рабочая документация (РД), раздел "Энергоснабжение" 7710-ЭС, выданная в производство работ не согласована. При этом согласно данной РД, до начала производства работ необходимо осуществить вынос существующих кЛ-0,4 кВ из пятна застройки. Дополнительно сообщаем, что в пятно застройки попадают действующие сети теплосети и канализации, которые невозможно отключить в отопительный сезон, не осуществив переподключение зданий по вновь построенным сетям. На основании изложенного выше, АО Хатман Групп не имеет технической возможности приступить к разработке котлована и подготовительному периоду. Просим Вас согласовать РД с учетом выноса сетей из пятна застройки с эксплуатирующими организациями в кратчайшие сроки во избежание сроков срыва контракта, на которую направлен Заказчиком ответ из которого следует, что проектная документация по объекту имеет все необходимые согласования эксплуатирующих ресурсоснабжающих организаций (копии согласований представлены Подрядчику в письме от 22.09.2023 N 7/139) и содержит исчерпывающий перечень информации для организации строительства (реконструкции).
4. Претензия от 25.08.2023: "Объемы работ, учтенные в Локальных сметных расчетах (ЛСР), являющихся приложением к Смете Контракта (приложение N2), не соответствуют объемам работ по Проектной документации (ПД). Так, целые разделы ПД отсутствуют в ЛСР, кроме того, часть объемов работ, отраженных в ЛСР значительно меньше, объемов, предусмотренных ПД." на которую направлен ответ из которого следует, что в письме от 22.09.2023 N7/138 Подрядчику сообщено, что проектно-сметная документация по объекту имеет положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и достоверности определения сметной стоимости. Положительное заключение экспертизы сторонами не обжаловалось. Выявление Подрядчиком предположительного наличия недостатков проектной документации в ходе выполнения работ по объекту является частным мнением заинтересованного лица и не может быть использовано как основание для внесения изменений Заказчиком в проектную документацию. Перечисленные Подрядчиком предположительные недостатки проектной документации не относятся к первому этапу исполнения контракта, что не препятствует выполнению работ и не является правовым основанием для их остановки.
5. Претензия от 23.01.2024: "Отсутствуют затраты па монтаж внешних сетей глубокого заложения в СД. При этом согласно РД, до начала производства работ необходимо осуществить вынос существующих кЛ-0,4 кВ, теплосети и канализации из пятна застройки, которые также не учтены в СД" на которую направлен Заказчиком ответ из которого следует, что в целях недопущения срыва сроков исполнения контрактных обязательств и продолжения выполнения работ Подрядчику в письме от 25.01.2024 N 1/253 предложено использовать резерв средств на непредвиденные затраты предусмотренный сводным сметным расчетом стоимости строительства. Кроме того, в соответствии с пунктом 2.4. Контракта цена, объем и (или) виды работ могут быть изменены в соответствии с Федеральным законом N 44-ФЗ. Кроме того, вынос существующих коммунальных сетей предусмотрен графической частью рабочей документации.
6. Претензия от 23.01.2024: "Отсутствие в проектно-сметной документации, а также в заключении госэкспертизы пассажирских лифтов" на которую направлен Заказчиком ответ из которого следует, что в письме от 25.01.2024 N 1/253 Заказчиком не подтверждается отсутствие в проектной документации, а также в заключении госэкспертизы пассажирских лифтов в полном объеме. Имеющие разночтения по устройству лифтов предлагается решить в рамках осуществления авторского надзора.
7. Претензия от 23.01.2024: "Отсутствует в ПД спецификация по арматуре и раскладке и способу укладки, а также ее длина" на которую Заказчиком направлен ответ из которого следует, что в письме от 25.01.2024 N 1/253 Заказчиком не подтверждается отсутствие в проектно-сметной документации информации о конструктивных решениях в части касающейся армирования железобетонных конструкций. Имеющие разночтения по дополнительному армированию нижнего пояса фундаментной плиты предлагается решить в рамках осуществления авторского надзора.
8. Претензия от 05.03.2024: "Просим Вас выдать рабочую документацию со штампом "в производство работ" для начала работ по выносу действующих сетей электричества, канализации и теплосети" на которую Заказчиком направлен ответ, из которого следует, что в письме от 11.03.2024 N 1/941 сообщается, что контракт с полным перечнем приложений размещен в единой информационной системе закупок (ЕИС) и подписан сторонами с помощью электронной цифровой подписи, соответственно Подрядчику предоставлен доступ к утвержденному электронному варианту рабочей документации с момента подписания контракта. Подрядчик уведомлен о том, что при необходимости, комплект рабочей документации в печатном варианте со штампом "в производство работ", будет выдан 12 марта 2024 года в 12.00 полномочному представителю Подрядчику, обладающего правом подписи. Вместе с тем сообщаем, что 3 июля 2023 года Заказчиком передан Подрядчику комплект рабочей документации, принятой в производство работ, путем простановки штампа "в производство работ" с подписью ответственного лица (АКТ приема-передачи рабочей документации по контракту от 3 июля 2023 г.) в составе 14 разделов. Проектная документация, является приложением к контракту и размещена в ЕИС и подписана электронными подписями с обеих сторон. Запрос на выдачу проектной документации в печатном виде от подрядчика не поступал. Дополнительно сообщаю, что на основании п. 4.1.4. контракта подрядчик должен обеспечить наличие на строительной площадке проектной документации, рабочей документации, а также иной технической и разрешительной документации, необходимой для выполнения Работ, в том числе общего и специальных журналов работ, а также обеспечить свободный доступ к такой документации представителям Заказчика, лицу, осуществляющему государственный строительный надзор. Заказчик со своей стороны передал всю документацию (проектную, рабочую) в печатном и электронном виде в полном объеме.
9. "В ответ на входящее письмо N41-231 от 01.02.2024 от администрации г. Белгорода о возможности вывоза грунта на территорию оврага, расположенного за гипермаркетом "Лента" по ул. Щорса, 43а просим Вас внести корректировку в проект организации работ, а также включить в сметную документацию дополнительные затраты на перевозку грунта при разработке котлована" на которую направлен Заказчиком ответ из которого следует, что в письме от 25.01.2024 N 1/253 Подрядчику рекомендуется отнести затраты на перевозку грунта к непредвиденным расходам, резерв средств на которые предусмотрен сводным сметным расчетом стоимости строительства. Необходимость внесения корректировок в проект производства работ, в части касающейся вышеизложенного, Подрядчику необходимо согласовать с представителями организации, осуществляющей авторский надзор за реконструкцией объекта (ИП Клейненберг Татьяна Михайловна).
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия, в силу своей компетенции проверив действия Заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной Законом о контрактной системе, в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьёй 95, пунктом 2 части 15 статьи 99, статьёй 104 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об АО "ХАТМАН ГРУПП"" (ИНН 547276074) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 16 мая 2024 г. N 031/10/104-250/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024