Основания для проведения проверки: статья 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановление Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" (далее - Постановление N1576), приказ Белгородского УФАС России от 08.05.2024 N 134/24, информация о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок, поступившая от ИП Сураилова М.П., по поручению ФАС России.
Инспекция Белгородского УФАС России, созданная
в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.05.2024 N 134/24, в составе:
в присутствии представителей заказчика - МКУ "Управление капитального строительства" Старооскольского городского округа (доверенность от 07.05.2024 N 1051), (доверенность от 07.05.2024 N 1055), уполномоченного учреждения - Управления муниципальных закупок Старооскольского городского округа (по распоряжению от 24.05.2023 N 300-рл), (доверенность от 09.10.2022 N 8), представителя заявителя - ИП Сураилова М.П. (доверенность от 16.05.2024 N 1), проведя внеплановую проверку соблюдения законодательства о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (закупка N 0826300021024000141) (далее - Электронный аукцион).
УСТАНОВИЛА:
06.05.2024 в Белгородское УФАС России по подведомственности посредством электронной почты из ФАС России поступило обращение ИП Сураилова М.П. (вх. N 3292-ЭП/24 от 06.05.2024), содержащее информацию о возможных нарушениях, допущенных при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог (закупка N 0826300021024000141).
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в том числе: заявления, сообщения физического лица, юридического лица либо осуществляющих общественный контроль общественного объединения или объединения юридических лиц, в которых указывается на наличие признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок.
Из обращения ИП Сураилова М.П. следует, что заявка участника закупки неправомерно отклонена от участия в Электронном аукционе по причине несоответствия требованиям, предъявляемым к участникам закупки.
Инспекция, проведя в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе и Постановлением N 1576 внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 05.04.2024 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с приложениями.
Объект закупки - выполнение работ по ремонту автомобильных дорог.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 583 907,56 рублей.
На момент рассмотрения обращения ИП Сураилова М.П. контракт по результатам Электронного аукциона заключен.
В силу пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования)
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно частям 4 и 5 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования. Информация об установленных требованиях указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
Пунктом 1 Постановления N 2571 установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению к Постановлению N 2571 (далее - Приложение). Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением.
Согласно сведениям ЕИС Заказчиком в извещении установлено требование в соответствии с позицией 18 "Работы по ремонту, содержанию автомобильной дороги" раздела III "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере дорожной деятельности, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571.
Позицией 18 Постановления N 2571 установлено наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
4) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1, 2 или 3 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 4 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктами 1 или 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 4 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Из обращения ИП Сураилова М.П. следует, что он, являлся участником закупки N 0826300021024000141 с идентификационным номером 116374926, полагает, что представленный им в качестве подтверждения опыта муниципальный контракт N 0826600012222000108 на выполнение работы по объекту: Обустройство тротуара вдоль дороги по ул. Комсомольская, с. Мощеное, Яковлевский городской округ от 22.06.2022, цена по которому составляет 5 216 000,00 рублей (далее - Муниципальный контракт) соответствует указанным в Постановлении N 2571 требованиям, и его заявка была отклонена неправомерно.
Из содержания протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.04.2024 NИЭА1 следует, что заявка с идентификационным 116374926 (ИП Сураилов М.П.) была отклонена по следующему основанию: решение принято на основании п.3. ч.12 ст.48 Закона N44-ФЗ, в связи с несоответствием участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч.2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (п.1.9 Приложения 1 к извещению о проведении электронного аукциона, в соответствии с ч.2 ст.31 Закона N44-ФЗ), а именно: контракт N 0826600012222000108 (реестровый номер в реестре контрактов-3312100039222000049), представленный участником закупки для подтверждения опыта, не соответствует требованиям, предусмотренным п.18 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации".
Согласно письменным пояснениям заказчика, аукционная комиссия, рассмотрев заявку участника с идентификационным номером 116374926, пришла к выводу, что, представленный в качестве подтверждения опыта Муниципальный контракт, исполнен в рамках благоустройства территории, ссылаясь на СП 82.13330.2016 "СНиП III-10-75 Благоустройство территорий", утвержденный Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр, в соответствии с которым работы по строительству (устройству) тротуаров относится к работам по благоустройству территорий.
Изучив Муниципальный контракт, представленный ИП Сураиловым М.П. в качестве подтверждения опыта, Инспекция Белгородского УФАС России пришла к выводу, что предметом, представленного Муниципального контракта является "Обустройство тротуара вдоль дороги_". Согласно пункту 3.1 "Соответствие выполняемых работ: нормативно-техническим документам и соответствие применяемых материалов (основных) при выполнении работ" Технического задания к Муниципальному контракту, в том числе указаны ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" и ГОСТ 32756-2014 "Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению промежуточной приемки выполненных работ".
Из актов о приемке выполненных работ, размещенных в ЕИС во вкладке "Электронные документы об исполнении", следует, что в состав работ входят, в том числе разработка грунта, устройство оснований толщиной 12 см под тротуары из кирпичного или известнякового щебня, устройство подстилающих и выравнивающих слоев оснований из песка, устройство покрытия дорожек и тротуаров из горячих асфальтобетонных смесей асфальтоукладчиками первого типоразмера и т.д.
Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - ФЗ N 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Кроме того в соответствии с подпунктом "в" пункта 4 части 4 раздела II "Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог" приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 "Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог" (далее - Приказ N 402) к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и (или) искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической категории, включая увеличение количества полос движения, без изменения границ полосы отвода относятся следующие работы по элементам обустройства автомобильных дорог: устройство недостающих остановочных и посадочных площадок и автопавильонов на автобусных остановках, тротуаров, туалетов, площадок для остановки или стоянки автомобилей с обустройством для отдыха участников движения, смотровыми ямами или эстакадами, с оборудованием знаками и ограждениями.
Таким образом, согласно Приказу N 402 тротуар, расположенный вдоль автомобильной дороги является элементом обустройства автомобильной дороги, работы по его устройству относятся к капитальному ремонту дороги, что соответствует требованиям позиции 18 Постановления N 2571.
Следовательно, заявка участника с идентификационным номером 116374926 (ИП Сураилов М.П.) была отклонена неправомерно, указанные действия аукционной комиссией заказчика свидетельствуют о нарушении подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N 1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Информация, о нарушении законодательства о контрактной системе, содержащаяся в обращении ИП Сураилова М.П., нашла своё подтверждение.
2. При проведении внеплановой проверки в действиях заказчика, уполномоченного учреждения выявлены нарушения подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, так как контракт по результатам закупки заключен.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Председатель Инспекции:
Члены Инспекции:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 8 мая 2024 г. N 134/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024