Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 14.05.2024 N 137/24 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Ландстрой" (далее - Комиссия) в присутствии представителя заказчика МБУ "Управление Белгорблагоустройство", представителя ООО "Ландстрой", в отсутствие представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Белгорода (о времени и месте заседания Комиссии уведомлено надлежаще), рассмотрев материалы дела N 031/06/106-239/2024 по жалобе ООО "Ландстрой" на действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок при проведении электронного аукциона на оказание услуг по ландшафтному обустройству (закупка N 0126300035824000249) (далее - Электронный аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Ландстрой" на действия заказчика и комиссии по осуществлению закупок при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы следует, что согласно извещению, в перечень работ в указанной закупке включено: посадка цветочной рассады в клумбы (подготовка клумб к посадке, штыковка почвы, посадка многолетней цветочной рассады, посадка однолетней цветочной рассады, посадка деревьев, посадка кустарников, отсыпка поверхности почвы корой).
При этом Заказчиком, уполномоченным органом неправомерно установлены дополнительные требования к участникам закупок: требования в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к ПП РФ от 29.12.2021 N 2571, а именно наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ: опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории; опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта); опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства (в том числе линейного объекта).
Как следует из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N0126300035824000249 от 03.05.2024, заявка ООО "Ландстрой" отклонена со следующим обоснованием: Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: представленный договор N 4 от 24 августа 2022 г. не подтверждает опыт работ по благоустройству территории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
Заявитель считает, что вышеуказанные действия Заказчика, комиссии по осуществлению закупок совершены с нарушением действующего законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Кроме того, заявитель в жалобе указал, что работы, предусмотренные закупкой, проводятся на объекте до заключения контракта силами Заказчика.
На заседании Комиссии представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в жалобе, просит признать жалобу обоснованной.
Представитель заказчика считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Ландстрой", заслушав участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) www.zakupki.gov.ru 19.04.2024 размещено извещение об осуществлении Электронного аукциона с электронными приложениями.
Объект закупки - оказание услуг по ландшафтному благоустройству.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 987 208,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Ландстрой" контракт по результатам Электронного аукциона заключен.
1. Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 2571 предусмотрено, что положения постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 000 000 рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 000 000 рублей.
Заказчиком в извещении о проведении Электронного аукциона установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571 "Выполнение работ по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории".
Понятие благоустройство территории определено в пункте 36 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ как деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.
Согласно пункту 3.2 СП 82.13330.2016 "Свод правил. Благоустройство территорий. Актуализированная редакция СНиП III-10-75", утв. Приказом Минстроя России от 16.12.2016 N 972/пр (далее - СП 82.13330.2016), благоустройство территории - это комплекс мероприятий по инженерной подготовке к озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, направленных на улучшение функционального, санитарного, экологического и эстетического состояния участка.
Объектами благоустройства территории являются территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству (пункт 3.12 СП 82.13330.2016).
В качестве элементов благоустройства понимаются декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории (пункт 38 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) под правилами благоустройства территории муниципального образования понимается муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.
Действующим законодательством утверждение правил благоустройства территории отнесено к вопросам местного значения (подпункт 19 пункта 1 статьи 14, подпункт 25 пункта 1 статьи 16, подпункта 10 части 1 статьи 16.2 Закона о местном самоуправлении), поэтому понятие благоустройства наиболее конкретно определяется в рамках регионального и муниципального законодательства (пункт 1.1 статьи 17 Закона о местном самоуправлении).
Так, согласно пункту 4 Правил благоустройства территории городского округа "Город Белгород", утвержденных решением Белгородского городского Совета от 29 января 2019 года N 64 (далее - Правила) к объектам благоустройства относятся территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:
- детские площадки, спортивные и другие площадки отдыха и досуга;
- площадки для выгула и дрессировки собак;
- площадки автостоянок (парковочные места);
- автозаправочные станции (АЗС);
- улицы (в том числе пешеходные) и дороги;
- парки, скверы, иные зеленые зоны;
- площади, набережные и другие территории;
- технические зоны транспортных, инженерных коммуникаций, водоохранные зоны;
- контейнерные площадки и площадки для складирования отдельных групп коммунальных отходов.
Согласно пункту 5 Правил к элементам благоустройства территории городского округа "Город Белгород" относятся декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.
Согласно пункту 5.1.2. Правил озеленение - обустроенная древесная и травяная растительность как составная и необходимая часть благоустройства и ландшафтной организации территории, обеспечивающая формирование устойчивой среды городского округа "Город Белгород" с активным использованием существующих и/или создаваемых вновь природных комплексов, а также поддержание и бережный уход за ранее созданной или изначально существующей природной средой на территории городского округа "Город Белгород".
Таким образом, элементы благоустройства выступают в качестве располагающихся на соответствующей территории (на объектах благоустройства) определенных предметов (комплексов, элементов и т.п.), непосредственно на которые направлены действия уполномоченных субъектов в рамках осуществления комплекса мероприятий по благоустройству территории.
Согласно Приложению N1 "Описание объекта закупки" оказываются услуги по посадке цветочной рассады в клумбы (озелениение).
Заказчик пояснил, что в результате исполнения контракта будут осуществлены мероприятия по благоустройству территории.
При указанных обстоятельствах действия заказчика по установлению дополнительных требований участнику закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571 является правомерными.
Таким образом, первый довод жалобы не нашел своего подтверждения.
2. Согласно извещению об осуществлении закупки объекту закупки присвоен код позиции ОКПД2 81.30.10.000 "Услуги по планированию ландшафта".
В соответствии "ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности" (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) код 81.30 (Услуги по планировке ландшафта) включает в себя:
- услуги по рассаживанию, уходу и обслуживанию парков и садов, частных и общественных домов, общественных и полуобщественных зданий (школ, больниц, административных зданий, церквей и т.д.), муниципальных площадок (парков, озелененных территорий, кладбищ и т.д.), растительности у проезжей части (автомобильных дорог, железнодорожных и трамвайных путей, водных путей, портов), промышленных и коммерческих зданий, растительности для зданий (сады на крышах, растительность на фасадах зданий и внутри, и т.д.) спортивных площадок (футбольных полей, площадок для игры в гольф и т.д.), игровых площадок, лужаек для принятия солнечного загара и прочих мест отдыха, водных источников неподвижной и проточной воды (водоемов, мест с переменным увлажнением, прудов, плавательных бассейнов, канав, водных площадок, систем сточных вод от орошения растений);
- услуги по пересадке деревьев, разведению древесных пород и уходом за деревьями несельскохозяйственного назначения;
- услуги по рассаживанию растений и планировке ландшафта для защиты от шума, ветра, эрозии, видимости и яркости;
- прочие услуги по планировке ландшафта на земле несельскохозяйственного или нелесохозяйственного назначения: ренатурализации, рекультивации;
- услуги по удержанию почвы, мелиорации, эксплуатации противопаводковых водохранилищ и т.д.;
- мелкие случайные услуги в области дизайна и строительства (моделирование поверхности, установка подпорных стенок, широких пешеходных дорожек и т.д.)
В силу подпункта "а" пункта 10.1.9. Правил работы по созданию новых объектов благоустройства включают, в том числе ландшафтные работы: устройство покрытий поверхности (в том числе с использованием тротуарной плитки), дорожек, автостоянок, площадок, ограждений, установку малых архитектурных форм (скульптурно-архитектурных композиций, монументально-декоративных композиций, в том числе с использованием природного камня, устройство цветников и газонов, декоративных водоемов, монументов, водных устройств и т.п.) и элементов внешнего благоустройства (оград, заборов, газонных ограждений и т.п.).
Таким образом, ландшафтные работы являются работами по благоустройству.
Участником закупки ООО "Ландстрой" в качестве подтверждения соответствия дополнительным требованиям в материалы дела представлена копия договора N4 на оказание услуг от 24 августа 2022 года с приложениями.
Согласно пункту 1.1 Контракта исполнитель (ООО "Ландстрой") обязан оказать услуги по организации веточного оформления входных групп, артобъектов, домиков, расположенных на территории фестиваля "Белгород в цвету", то есть предметом закупки является оказание ландшафтных услуг.
Заказчик вышеизложенное не опроверг.
Таким образом, заявителем представлен Договор N4, который подтверждает опыт участника закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571.
В силу части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 настоящей статьи, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 настоящей статьи, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер.
Пунктом 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе установлено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщиков N 0126300035824000249 от 03.05.2024 заявка с порядковым номером 1 отклонена от участия в закупке со следующим обоснованием: Несоответствие участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с ч. 2 ст. 31 Закона N 44-ФЗ (Отклонение по п. 3 ч. 12 ст. 48 Закона N 44-ФЗ), а именно: представленный договор N 4 от 24 августа 2022 г. не подтверждает опыт работ по благоустройству территории в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571.
Усчитывая изложенное выше, а так же то, что заявителем представлен Договор N4, который подтверждает опыт участника закупки в соответствии с позицией 9 раздела II приложения к Постановлению N 2571, комиссия по осуществлению закупок неправомерно отклонила заявку с порядковым номером 1 от участия в закупке.
Указанные неправомерные действия комиссии по осуществлению закупок нарушают требования пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При указанных обстоятельствах второй довод жалобы является обоснованным.
3. Из жалобы следует, что работы, предусмотренные закупкой, проводятся до заключения контракта и силами работников Заказчика.
Комиссия отмечает, что доводы жалобы о возможном нарушении заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе, поскольку порядок рассмотрения заявлений, поданных в антимонопольный орган о наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, а также порядок возбуждения и рассмотрения дел о нарушении антимонопольного законодательства установлен главой 9 Закона о защите конкуренции.
Следовательно, при рассмотрении жалобы ООО "Ландстрой" Комиссия, осуществляющая свои полномочия в рамках Закона о контрактной системе, не вправе давать оценку указанным действиям участников закупки на предмет наличия нарушений Закона о защите конкуренции.
Кроме того, в силу части 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки, осуществляемой в соответствии с частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Постановлением N1576 Инспекция Белгородского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Ландстрой" обоснованной в части.
2. Признать в действиях комиссии по осуществлению закупок нарушение пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 22 мая 2024 г. N 031/06/106-349/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 22.05.2024