Комиссия Орловского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе: председателя Комиссии Бочкова С.А., заместителя руководителя - начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти; членов Комиссии: Торшиной О.А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, Мацневой С.В., специалиста 1 разряда отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, в отсутствии представителя заявителя: ООО "Спироника" (далее - Заявитель), извещенного надлежащим образом, в присутствии представителя заказчика: Бюджетного учреждения здравоохранения Орловской области "Орловская областная клиническая больница" (далее - Заказчик) Бычкова М.С., рассмотрев с использованием сервиса видеоконференций TrueConf жалобу ООО "Спироника" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на закупку расходных материалов для реанимационных отделений (картридж с абсорбентом диоксида углерода), извещение N 0354200019724000201 (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон),
У С Т А Н О В И Л А:
В жалобе Заявитель указал, что Заказчик разработал извещение о проведении закупки (далее - Извещение) не соответствующее требованиям Закона, а именно:
1) Заказчиком при описании объекта закупки не был использован показатель "Прочность на истирание", указанный в ГОСТ 16188-70 от 27.10.1970 "Сорбенты. Методы определения прочности при истирании" (далее - ГОСТ 16188-70), а использован иностранный показатель "Твердость". При этом Заказчик не обосновал необходимость применения иностранного показателя;
2) Заказчик
установил
требование к товару, которое является нестандартной, по мнению Заявителя, характеристикой (Сопротивление потоку (60 л/мин), см C2H 1,0);
3) Заказчик
установил
характеристику товара (Кремний синтетический аморфный, % 7), которая свойственна только одному производителю. Представитель Заказчика жалобу Заявителя считает необоснованной, полагает, что в действиях Заказчика отсутствуют нарушения требований Закона.
В результате рассмотрения жалобы Комиссия
установила
следующее. 1.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе zakupki.gov.ru - 24.04.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 157 652,10 рублей;
4) дата окончания срока подачи заявок - 13.05.2024;
5) дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - 15.05.2024;
6) Аукцион признан несостоявшимся на основании пункта 3 части 1 статьи 52 Закона, в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем.
2. По доводам, изложенным в Жалобе.
2.1.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона.
Согласно пунктов 2 и 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 N 145 (далее - Правила использования каталога, Постановление N 145), заказчиками подлежат применению включенные в позицию каталога наименование и описание (содержащее характеристики) товаров, работ, услуг. Включение в позицию каталога описания (содержащего характеристики) товара, работ, услуг осуществляется Минфином России путем размещения во вкладке "Описание товара, работы, услуги" позиции каталога в единой информационной системе в сфере закупок в случае формирования такого описания в соответствии с пунктом 13 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением N 145.
В соответствии с пунктом 5 Правил использования каталога заказчик вправе, за исключением случаев, определенных таким пунктом, указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, работы, услуги, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Таким образом, если описание (содержащее характеристики) объекта закупки не сформировано и не вколочено в позицию каталога: заказчик при использовании такой позиции каталога самостоятельно осуществляет описание объекта закупки в соответствии с положениями статьи 33 Закона (самостоятельно устанавливает в извещении об осуществлении закупки все характеристики закупаемого товара, работы, услуги); предусмотренные пунктом 5 Правил использование каталога запреты на указание дополнительных характеристик не применяются.
Согласно Извещения объектом закупки является картридж с абсорбентом диоксида углерода, КТРУ 32.50.50.190-00000014.
В свою очередь позиция КТРУ 32.50.50.190-00000014 не содержит характеристик товара, следовательно, при описании объекта закупки Заказчик должен руководствоваться правилами описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона. Частью 1 статьи 33 Закона установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться в том числе следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, примятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Частью 2 статьи 33 Закона определено, что описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могул изменяться. Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком своего заказа, исходя из потребностей последнего. Касательно довода заявителя о том, что Заказчиком используются не использован показатель "Прочность на истирание", а использован иностранный показатель "Твердость", Комиссия Управления отмечает, что указанный заявителем ГОСТ 16188-70 от 27.10.1970 "Сорбенты. Метод определения прочности при истирании" не распространяет свое действие на закупаемое Заказчиком медицинское изделие, поскольку в данном ГОСТе 16188-70 указана следующая область и условия его применения: "Настоящий стандарт распространяется на гранулированные и дробленые сорбенты размером частиц 0,5-6,0 мм по диаметру и от 10 мм по длине и устанавливает метод определениях их механической прочности при истирании. Метод не распространяется на силикагели". При указанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения. 2.2.
Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик
установил
требование к товару, которое является нестандартной, по мнению Заявителя, характеристикой (Сопротивление потоку (60 л/мин), см C2H 1,0), Комиссия Управления отмечает следующее. Исходя из смысла статьи 33 Закона, при формировании Извещения (Описания объекта закупки) заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению специфики параметров и характеристик товара в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. При этом из совокупности вышеуказанной нормы следует, что заказчик наделен правом устанавливать описание объекта закупки в объеме необходимом и достаточном для обеспечения своих нужд. Как следовало из пояснений представителя Заказчика, низкое значение сопротивление потока обеспечивает бесперебойную корректную работу аппарата на средних и низких потоках. При применении анестетиков на высоких потоках увеличивает расход самого анестетика, а также увеличивает альвеолярную концентрацию у пациента, что может привести к передозировке и неблагоприятным исходам во время пробуждения и в ходе самого оперативного вмешательства. При описании данного довода Заявитель ссылается на иностранный стандарт, а именно: "Для данного вида товара нам известен только один стандарт: STANAG 1411 STANDARD TO QUANTIFY THE CHARACTERISTICS OF GRANULAR CARBON DIOXIDE (CO2) ABSORBENT MATERIAL FOR DIVING AND HYPERBARIC APPLICATIONS (что на русский язык переводится как : "СТАНДАРТ ДЛЯ КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИК ГРАНУЛИРОВАННОГО МАТЕРИАЛА, ПОГЛОЩАЮЩЕГО ДИОКСИД УГЛЕРОДА (CO2) ДЛЯ ДАЙВИНГА И ГИПЕРБАРИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР"".
При этом, пункт 2 части 1 статьи 33 Закона указывает на необходимость описания объекта закупки в соответствии со стандартами Российской Федерации. Следовательно, приведенное Заказчиком описание объекта закупки не противоречит пункту 2 части 1 статьи 33 Закона. При указанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения.
2.3. Относительно довода Заявителя о том, что Заказчик
установил
характеристику товара (Кремний синтетический аморфный, % 7), которая свойственна только одному производителю Комиссия Управления отмечает следующее. Как следовало из пояснений представителя Заказчика, ему известно о как минимум двух производителях товара, имеющего идентичные характеристики:
- Картридж с абсорбентом диоксида углерода - страна происхождения Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/03551;
- Картридж с абсорбентом диоксида углерода - страна происхождения Соединенные Штаты Америки. Регистрационное удостоверение N ФСЗ 2009/04992.
Согласно обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г. (далее - Обзор) в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования, который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
В соответствии с правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2010 N 11017/10, от 29.01.2013 N 11604/12, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок для государственных и муниципальных нужд, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов. В этой связи включение в документацию о торгах условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников размещения заказа лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение. Аналогичная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 30.10.2014 N 304-КГ14-3003.
В Извещение и входящие в его состав документы, не обязательно должны устанавливаться условия, которые удовлетворят всех возможных участников. Целями регулирования Закона являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений. Описание объекта закупки - это фиксация заказчиком в документации о закупке качественных и количественных характеристик, признаков товара, обусловливающих их способность удовлетворять потребности и запросы заказчика, соответствовать своему назначению и предъявляемым требованиям. Такая фиксация требований заказчика позволяет идентифицировать объект закупки, установить результат, достижение которого признается со стороны заказчика должным исполнением контракта. Вместе с тем, Заявителем не представлено доказательств того, что установленному Заказчиком Описанию объекта закупки соответствует товар одного производителя. В свою очередь Заказчиком представлена информация о том, что им осуществлялось 2 аналогичные закупки с описанием объекта закупки соответствующему данному. По результатам проведенных закупок Заказчиком были заключены контракты на поставку расходных материалов для реанимационных отделений (картридж с абсорбентом диоксида углерода), товар был поставлен Заказчику и принят Заказчиком. Вместе с тем, Комиссия Управления отмечает, что закупаемый Заказчиком товар находится на рынке в свободном доступе, никаких препятствий для его закупки поставщиками не имеется.
Также Комиссия Управления отмечает, что хозяйствующие субъекты, принимая решение о возможности участия в конкретной закупке, имеют возможность оценить все риски, связанные с исполнением контракта, заключаемого по ее результатам. В качестве объекта закупки обозначена поставка медицинского изделия, а не его производство, соответственно, участником закупки могло выступить любое лицо, готовое поставить товар (медицинские изделия), отвечающий требованиям, установленным в Извещении, и удовлетворяющий потребностям Заказчика. В пункте 1 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки. Потребность Заказчика не может рассматриваться как вторичная по отношению к интересам и возможностям участников размещения заказа. Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок определения поставщика (подрядчика, исполнителя), является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате определения поставщика лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям результативности, качества, а также предотвращению злоупотреблений в сфере закупок. Включение в аукционную документацию условий, которые в итоге приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не отвечающих таким целям, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в аукционе При указанных обстоятельствах довод Заявителя не находит своего подтверждения.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 99, 105, 106 Закона Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "Спироника" признать необоснованной.
2. Заказчику приостановление определения поставщика отменить. Председатель комиссии С.А. Бочков Члены комиссии: О.А. Торшина С.В. Мацнева На основании части 9 статьи 106 Закона решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы, может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня его принятия.
2024-1959
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Орловской области от 16 мая 2024 г. N 057/06/33-231/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024