Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ТЕСЛА" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального казенного учреждения "Федеральное управление автомобильных дорог "Центральная Россия" Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ЭТП "Фабрикант" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров на участках км 0+000 - км 4+000 (г. Клин), км 64+264 - км 65+564 (г. Дмитров), км 65+564 - км 66+764 (н.п. Игнатовка), км 66+764 - км 67+764 (н.п. Поддубки), км 72+864 - км 73+564 (н.п. Жестылево), км 99+064 - км 99+764 (н.п. Напольское), км 148+925 - км 150+925 (н.п. Мележи), км 538+794 - км 540+094 (н.п. Решоткино), км 542+494 - км 542+794 (н.п. Лаврово), Московская область, Владимирская область" (Лот 54) (извещение N0348100042424000046 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, в части установления извещений о проведении Конкурса в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 26.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 244 192 290,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 13.05.2024.
Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 17 Постановления Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571).
В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии с частями 2, 3 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения Конкурсов или Конкурсов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установленным в части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе 6 Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 положения настоящего постановления применяются при проведении конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), при этом позиции 6 - 13, 17 и 18 приложения применяются в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей.
Согласно позиции 17 приложения к Постановлению N 2571 к участникам закупки при выполнении работ по работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги предъявляется наличие у участника закупки следующего опыта выполнения работ:
1) опыт исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги;
2) опыт исполнения договора, предусматривающего выполнение работ по капитальному ремонту автомобильной дороги;
3) опыт выполнения участником закупки, являющимся застройщиком, работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильной дороги.
Цена выполненных работ по договорам, предусмотренным пунктами 1 или 2 настоящей графы настоящей позиции, цена выполненных работ, предусмотренных пунктом 3 настоящей графы настоящей позиции, должна составлять: не менее 50 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта не превышает 100 млн. рублей;
не менее 40 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 100 млн. рублей, но не превышает 500 млн. рублей;
не менее 30 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если начальная (максимальная) цена контракта составляет или превышает 500 млн. рублей
в случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 1 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт приемки объекта капитального строительства, а также акт (акты) выполненных работ, подтверждающий (подтверждающие) цену выполненных работ, если акт приемки объекта капитального строительства не содержит цену выполненных работ;
3) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых такое разрешение не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 2 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) исполненный договор;
2) акт выполненных работ, подтверждающий цену выполненных работ.
В случае наличия опыта, предусмотренного пунктом 3 графы "Дополнительные требования к участникам закупки" настоящей позиции:
1) раздел 11 "Смета на строительство объектов капитального строительства" проектной документации;
2) разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или решение о технической готовности линейного объекта инфраструктуры к временной эксплуатации.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге А-108 "Московское большое кольцо" Дмитров - Сергиев Посад - Орехово-Зуево - Воскресенск - Михнево - Балабаново - Руза - Клин - Дмитров на участках км 0+000 - км 4+000 (г. Клин), км 64+264 - км 65+564 (г. Дмитров), км 65+564 - км 66+764 (н.п. Игнатовка), км 66+764 - км 67+764 (н.п. Поддубки), км 72+864 - км 73+564 (н.п. Жестылево), км 99+064 - км 99+764 (н.п. Напольское), км 148+925 - км 150+925 (н.п. Мележи), км 538+794 - км 540+094 (н.п. Решоткино), км 542+494 - км 542+794 (н.п. Лаврово), Московская область, Владимирская область" (Лот 54)" с начальной максимальной ценой контракта
244 192 290,00 руб.
По мнению Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования в соответствии с Постановлением N2571, так как необходимо установить дополнительные требования в соответствии пунктом 8 II приложения к Постановлению N 2571.
На заседание Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"По вопросу включения в требования к содержанию, составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с законом N 44-ФЗ документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям (наличие у участника закупки опыта исполнения договора строительного подряда, предусматривающего выполнение работ по строительству, реконструкции автомобильной дороги, капитальному ремонту автомобильной дороги), установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона N 44-ФЗ (п.17 Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации") сообщаю нижеследующее:
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) определено, что автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
На основании вышеизложенного объект закупки является неотъемлемой частью автомобильной дороги.
Соответственно, автомобильная дорога включает в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги, а также расположенные на них конструктивные элементы и дорожные сооружения, являющиеся частью автомобильной дороги.
В рамках реализации проекта устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, км 50+000 - км 83+200, Московская область" планируется выполнение работ в полосе отвода земельного участка автомобильной дороги, которое не предполагает под собой строительство новой линии за пределами автомобильной дороги, так же предусмотрены работы затрагивающие конструктив дорожной одежды и не может являться линейным объектом в силу норм отраслевого законодательства.
Таким образом, устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Закона об автомобильных дорогах классифицируется как строительство объекта капитального строительства и реконструкции автомобильной дороги.
Министерством регионального развития Российской Федерации на запрос Министерства транспорта Российской Федерации также указано, что объекты обустройства автомобильных дорог отнесены к объектам капитального строительства (письмо от 11.07.2012 N 17511-БТ/17).
Условиями проекта государственного контракта предусмотрена реализация проектных решений, принятых в проектной документации по объекту: "Расходы на мероприятия по повышению уровня обустройства автомобильных дорог федерального значения. Устройство стационарного электрического освещения на автомобильной дороге М-9 "Балтия" Москва - Волоколамск - граница с Латвийской Республикой, км 50+000 - км 83+200, Московская область", получивший положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза Россию" от 21.03.2022 N 50-1-1-3-015942-2022, и ввод объекта в эксплуатацию (работа приемочной комиссии) до 15 декабря 2024 года.
В соответствии со ст. 55 ГрК Российской Федерации разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполненное строительство, реконструкцию объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство.
Согласно Классификатору работ по объектам капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям, утверждённым Приказом Минстроя РФ от 2 ноября 2022 г. N 928/пр устройство искусственного электроосвещения на автомобильных дорогах входит в данный классификатор в раздел 04.01. Автомобильный транспорт:
ГРУППА |
ВИД ОБЪЕКТА СТРОИТЕЛЬСТВА |
КОД |
Объекты обустройства автомобильных дорог и пропускные пункты |
Сооружение устройства искусственного электроосвещения автомобильной дороги |
04.01.004.005 |
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 17 Постановления N 2571 не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представитель Заявителя на заседание Комиссии не представил документы и сведения, позволяющие Комиссии прийти к выводу о нарушении прав и законных интересов Заявителя.
Следовательно, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ТЕСЛА" необоснованной.
2. Требование о приостановке определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 мая 2024 г. N 050/06/105-14089/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024