Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Федерального государственного бюджетного учреждения "Пансионат "Солнечный" МЧС России" (далее - Заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения АО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по капитальному ремонту кинозала ДОЛ "Орленок" по адресу: Московская область, г. Звенигород, Верхнепосадское шоссе (извещение N0348100085124000030 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе)
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, ненадлежащим образом установившего положения извещения о проведении Конкурса.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено - 26.04.2024;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 76 500 000,00 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 14.05.2024.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлены неправомерные требования к участникам закупки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.
Частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком в извещении о проведении Конкурса установлено, в том числе следующее:
"Участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования (за исключением случаев, перечисленных ч. 4.1 ст. 48 ГрК РФ) и/или членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства".
Вместе с тем, согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте, объектом закупки является: "Мероприятия по капитальному ремонту кинозала ДОЛ "Орленок" по адресу: Московская область, г. Звенигород, Верхнепосадское шоссе", начальная (максимальная) цена контракта 76 500 000,00 рублей.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования противоречат Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии представителем Заказчика документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном, не представлено.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации нарушают пункт 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком, неправомерно установлены дополнительные требования в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 г. N 2571 "О дополнительных требованиях к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также об информации и документах, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям, и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571), поскольку в рамках контракта предусмотрены работы по капитальному ремонту объекта капитального строительства.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию: финансовых ресурсов для исполнения контракта; на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Указанные дополнительные требования, а также перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки таким дополнительным требованиям, установлены Постановлением N 2571.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В соответствии с абзацем 4 подпункта "г" пункта 3 Постановления N 2571 если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) заключается контракт, предусмотренный частью 16 (при условии, что контракт жизненного цикла предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства), частью 16.1 статьи 34 (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) и частью 56 статьи 112 (при условии, что контракт предусматривает проектирование, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства) Закона о контрактной системе, применяется позиция 7 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является "Мероприятия по капитальному ремонту кинозала ДОЛ "Орленок" по адресу: Московская область, г. Звенигород, Верхнепосадское шоссе" с начальной максимальной ценой контракта 76 500 000,00 руб.
При этом, Заказчиком, в извещении о проведении Конкурса установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе до 01.012025 предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом осуществляется закупка в соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления дополнительных требований к участникам закупки в соответствии с позицией 6 приложения к Постановлению N 2571 противоречат положениям Закона о контрактной системе.
При этом, представителем Заказчика не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
Согласно извещению о проведении Конкурса предметом закупки является "Мероприятия по капитальному ремонту кинозала ДОЛ "Орленок" по адресу: Московская область, г. Звенигород, Верхнепосадское шоссе" с начальной максимальной ценой контракта 76 500 000,00 руб.
Согласно части 56 статьи 112 Закона о контрактной системе до 01.012025 предметом контракта может быть одновременно подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, выполнение работ по строительству, реконструкции и (или) капитальному ремонту объекта капитального строительства.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком осуществляется закупка в соответствии с частью 56 статьи 112 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заказчиком в Техническом задании установлены, в том числе работы по проектированию:
"Разработку не менее двух вариантов дизайн-проектов в отношении помещений с номерами (согласно техническму паспорту): 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15.
Дизайн-проект представить в бумажном и электронном видах.
Эскизы в составе дизайн-проекта представить в качестве, позволяющим различить фактуру материалов, применяемых в отделке. Минимальное разрешение эскизов в электронном виде 1920х1200 пикселей.
- Эстетические и эксплуатационные характеристики отделочных материалов, цветовую гамму и оттенки согласовать с Заказчиком на начальной стадии проектирования.
- До производства проектных работ провести обследование и обмерные работы с подготовкой обмерных чертежей и 3D-модели помещений в целях из использования в качестве исходных данных для подготовки технологической части проектной документации.
- Выполнить акустический расчет кино-концертного зала с учетом существующих планировочных решений. По итогам результатов расчета разработать проектные решения по улучшению акустических свойств кино-концертного зала.
- Разаработку проектного решения по замене полов кино-корцентного зала с учетом оценки возможности изменения конструкции пола в части устройства "гребенки" в целях размещения рядов зрительных кресел в разных уровнях для удобства просмотра зрелищных программ. Проработать возможность трансформации пола в ровный пол.
В случае отсутствия возможности устройства "гребенки" пола подготовить соответствующие обоснования.
- Разработку проектного решения по установке в полном объеме кинотеатральных кресел.
Предусматриваемые проектом кинотеатральные кресла должны исключать неудобства и неприятные ощущения зрителей от длительного в них нахождения во время проведения концертно-зрелищных и иных мероприятий.
Кинотеатральные кресла должны иметь анатомическую форму и быть сделаны из качественных и надежных материалов с продуманным каркасом. Регулируемой спинкой и откидным столиком, а также предусмотреть систему быстрого снятия и установки кресел при условии трансформации в ровный пол.
- Разработку проектных решений по капитальному ремонту сцены с учетом проведенного обследования (осуществляется проектной организацией) технического состояния конструктивных элементов сцены.
- Проработку проектных решений по капитальному ремонту внутренней отделки стен кино-корцентного зала и потолка в целях улучшения акустических свойств кинозала и эстетического восприятия. На потолке предусмотреть закладные крепежи для возможности подвеса тяжелых конструкций (декораций).
- Проработку проектных решений по капитальному ремонту внутренней отделки полов, стен, потолков помещений (с восстановлением откосов после замены дверных блоков, окон и витражей) со слежующими номерами (согласно техническому паспорту: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 18.
- Проектные решения по замене дверных блоков, окон и витражей должны учитывать требования действующих нормативных документов в области проектрования предъявляемые к дверям, окнам и витражамрасполагаемым в помещениях соответствующего назначения.
- Предусмотреть устройство противопожарных дверей в местах, где в соответствии с требованиями технических регламентов наличие противопожарных дверей является обязательным.
- Разработать проектные решения по капитальному ремонту либо замене в полном объеме (с учетом соответствующих обоснований по итогам обследования) эвакуационного выхода из помещения номер 50 (согласно техническому паспорту).
- Разработать проектное решение по капитальному ремонту лестниц располагаемых в помещениях с номерами 15 и 13 (согласно техническому паспорту), лестниц эвакуационных выходов из кино-корнцертного зала и лестницы входной (вход в помещение вестибюля) группы" и др.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком ненадлежащим образом установлен объект закупки, что вводит участников закупки в заблуждение и противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заказчика на заседании Комиссии не представлено документов и сведений, однозначно свидетельствующих об обратном.
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 31, части 6 статьи 31, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Материалы дела от 16.05.2024 N 050/06/105-14880/2024 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе передать соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 16 мая 2024 г. N 050/06/105-14880/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.05.2024