На основании пункта 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссий ФАС России по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев посредством системы видео-конференц-связи обращение ООО "ПромТех" (далее - Заявитель) на действия комиссии по осуществлению закупок Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок, ООО "АСТ ГОЗ" (далее - Оператор специализированной электронной площадки) закрытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия (реестровый номер закупки на сайте Оператора специализированной электронной площадки - 0195400000224000051) (далее - Аукцион, Приглашение),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя на действия Комиссии по осуществлению закупок при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, Оператором специализированной электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Комиссии по осуществлению закупок, неправомерно принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Приглашения и Закона о контрактной системе.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Комиссия по осуществлению закупок действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 08.05.2024 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании объявлен перерыв, заседание продолжилось 17.05.2024.
В соответствии с документацией об Аукционе, протоколами, составленными в ходе проведения Аукциона:
1) Приглашение размещено на сайте Оператора специализированной электронной площадки - 25.03.2024;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - закрытый аукцион в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 53 666 666,66 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 18003035040190049244310, 18007065040190059244310;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 16.04.2024;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) дата подачи ценовых предложений - 16.04.2024;
8) ценовые предложения подавали 3 участника Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников Аукциона соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
10) победителем Аукциона признано ООО "Медтехфарм" (далее - Победитель) с минимальным предложением о цене контракта в размере 44 543 333,44 руб.
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 03.05.2024 N 0195400000224000051.
Согласно доводу Заявителя Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям Приглашения и Закона о контрактной системе.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 72 Закона о контрактной системе при применении закрытых конкурентных способов заказчиком разрабатывается и утверждается документация о закупке, которая должна содержать информацию и документы, предусмотренные пунктами 1 - 13 и 15 - 24 части 1 и подпунктами 1 - 6 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно подпункту "б" пункта 2(1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения контрактных обязательств на поставку, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 76 Закона о контрактной системе заявка на участие в закупке подлежит отклонению в случае непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе (в случае установления в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе в документации о закупке запрета допуска товаров, происходящих из иностранных государств).
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 76 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в документации о закупке члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают поступившие заявки на участие в закупке, направленные оператором специализированной электронной площадки информацию и документы, предусмотренные пунктом 3 части 4 статьи 76 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей документации о закупке или об отклонении заявки на участие в закупке в случаях, предусмотренных пунктами 2 - 7 части 10 статьи 75 Закона о контрактной системе, а также в случае непредставления информации и документов, предусмотренных частью 2 статьи 76 Закона о контрактной системе, несоответствия таких информации и документов документации о закупке.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.04.2024 N 0195400000224000051-0195400000224000051-3 заявка Заявителя отклонена по следующему основанию: "Не указаны порядковые номера реестровых записей в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных или едином реестре программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации".
В соответствии с Приглашением объектом закупки является поставка системы флюороскопической рентгеновской общего назначения стационарной, цифровой, ввод в эксплуатацию медицинского изделия, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское изделие, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинского изделия.
Вместе с тем Комиссией установлено, что в описании объекта закупки установлены, в том числе следующие характеристики товара: "Автоматизированное рабочее место врача со специализированным программным обеспечением", "Автоматизированное рабочее место рентгенолаборанта со специализированным программным обеспечением".
Комиссия отмечает, что Постановлением N 1236 не регламентированы случаи применения запрета, когда объектом закупки является оборудование с предустановленным программным обеспечением без которого применение такого оборудования по назначению невозможно.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе запрет, предусмотренный Постановлением N 1236, нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Учитывая изложенное, ввиду неправомерного установления Заказчиком в документации об Аукционе запрета, предусмотренного Постановлением N 1236, Комиссией по осуществлению закупок неправомерно принято решение о признании заявки Заявителя на участие в Аукционе несоответствующей требованиям Приглашения и Закона о контрактной системе, что нарушает подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 76 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 КоАП.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, приказом ФАС России от 26.09.2023 N 673/23, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Комиссии по осуществлению закупок нарушение подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 76 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчиком заключен государственный контракт, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы от 17.05.2024 по делу N 24/44/99/99 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 17 мая 2024 г. N 24/44/99/99 (ключевые темы: комиссия по осуществлению закупок - изделия медицинского назначения - электронная торговая площадка - аукцион - товар. работа. услуга.)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024