На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), приказа ФАС России от 26.09.2023 N 673/23 "О создании комиссии ФАС России по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании обнаружения контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях ОГБПОУ "Ивановский колледж сферы услуг" (далее - Заказчик), Департамента конкурсов и аукционов Ивановской области (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЕЭТП" открытого конкурса в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту помещений Центра опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) по адресу г. Иваново, ул. Свободы, д. 1 в Ивановской области (капитальный ремонт "под ключ": выполнение работ по корректировке сметной документации и капитальному ремонту объекта) (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0133200001723002174) (далее - Извещение, Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
В связи с обнаружением контрольным органом в сфере закупок признаков нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика, Уполномоченного органа в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе принято решение о проведении внеплановой проверки.
В ходе проведения внеплановой проверки 08.05.2024 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 22.05.2024.
В соответствии с Извещением, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 14.07.2023;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 84 118 900 руб.;
4) источник финансирования - средства бюджетных учреждений;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 02.08.2023;
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе - 04.08.2023;
8) по результатам рассмотрения вторых частей заявок принято решение о соответствии 2 заявок участников закупки требованиям Извещения и Закона о контрактной системе;
9) дата подведения итогов определения поставщика - 07.08.2023;
10) Заказчиком составлен протокол об отказе от заключения контракта от 08.08.2023 с ООО СК "РЕНЕССАНС", признанного победителем Конкурса;
11) Заказчиком с ООО "ЖИЛСТРОЙЦЕНТР" заключен контракт от 19.08.2023 N 27 (далее - Контракт), заявке которого в соответствии с Законом о контрактной системе присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал заявку.
Частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки.
В силу пункта 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе требование об отсутствии у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято.
Согласно части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе комиссия по осуществлению закупок вправе проверять соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 3 - 5, 7, 8, 9, 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также при проведении электронных процедур требованию, указанному в пункте 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Частью 9 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что отстранение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит,что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе,или предоставил недостоверную информацию в отношении своего соответствия указанным требованиям.
В силу пункта 3 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что Заказчиком 08.08.2023 составлен протокол об отказе от заключения контракта б/н с ООО СК "РЕНЕССАНС" (далее - Протокол) в соответствии с требованием части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе. Реквизиты документа, являющегося основанием для отстранения участника и отказа от заключения контракта: заявление ООО СК "РЕНЕССАНС" от 08.08.2023 N 52 (далее - Заявление).
Представителями Заказчика в адрес Комиссии направлено Заявление о наличии задолженности по результатам внутренней проверки финансовой отчетности по состоянию на 08.08.2023 по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов ООО "СК "РЕНЕССАНС",на основании которого Заказчиком составлен Протокол.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили,что ООО СК "РЕНЕССАНС" в составе заявки представлена декларация о своем соответствии пунктам 3 - 5, 7 - 11 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что заявка ООО СК "РЕНЕССАНС" содержит декларирование соответствия в том числе пункту 5 части 1 статьи 31
Закона о контрактной системе.
Протоколом рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в Конкурсе от 04.08.2023 б/н заявка ООО СК "РЕНЕССАНС" признана соответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе.
ФАС России в адрес ФНС России направлен запрос информации от 14.05.2024 N ПИ/41088/24 о факте наличия (отсутствия) у ООО СК "РЕНЕССАНС" недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за 2022 год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов ООО СК "РЕНЕССАНС",по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период, представленной в ФНС России на 04.08.2023 и 08.08.2023.
В соответствии с ответом на запрос информации от УФНС России по Ивановской области (исх. от 16.05.2024 N 18-20/14183@) у ООО "СК "РЕНЕССАНС" отсутствует задолженность по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов на 04.08.2023 и 08.08.2023.
Таким образом, на дату рассмотрения вторых частей заявок на участие в Конкурсе и подачи Заявления ООО "СК "РЕНЕССАНС" соответствовало единому требованию, предусмотренному пунктом 5 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Комиссия обращает внимание, что факт, являющийся основанием для отстранения участника и отказа от заключения контракта, не нашел своего подтверждения.
С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, неправомерно отказавшегося от заключения контракта с ООО "СК "РЕНЕССАНС" нарушают положения части 9 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушение части 9 статьи 31
Закона о контрактной системе.
2.В связи с тем, что контракт заключен, предписание не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 22.05.2024 по делу N П-120/24 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 22 мая 2024 г. N П-120/24
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024