Резолютивная часть решения оглашена 23.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 24.05.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: председатель Комиссии: И.В. Поткина - руководитель управления, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, в присутствии представителей государственного учреждения здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2" - М.Н. Черкасовой (по доверенности), Л.А. Седых (по доверенности), И.А. Царькова (по доверенности), рассмотрев жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению капитального ремонта ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" по адресу:
г. Липецк, ул. Петра Смородина, д.13 (помещений отделения профилактики, клинико- диагностической лаборатории) (реестровый номер 0346300093424000067) (далее - конкурс; закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителей заказчика, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба ООО "БРОКЕР ГРУПП" (далее - заявитель) на положения извещения о проведении конкурса (заказчик - государственное учреждение здравоохранения "Липецкая городская поликлиника N2"). Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направил. В жалобе заявителя указано, что в извещении о проведении конкурса допущены следующие нарушения:
- неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации;
- неправомерно не установлено в порядке оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта" нестоимостного критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации") предельных минимальных и максимальных значений. Представители заказчика, согласились с доводом жалобы заявителя о неправомерном установлении требования к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации. Со вторым доводом жалобы заявителя представители заказчика не согласны, представили возражения на жалобу, а также затребованные документы. Извещение о проведении конкурса размещено заказчиком 02.05.2024 в ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 853 380,00 руб. Объектом закупки является выполнение работ по проведению капитального ремонта ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" по адресу:
г. Липецк, ул. Петра Смородина, д.13 (помещений отделения профилактики, клинико-диагностической лаборатории). 22.05.2024 в ЕИС и на электронной площадке размещен протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) NИЭОК1. 1.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в извещении о проведении конкурса неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии членства в саморегулируемой организации, Комиссия Липецкого УФАС России признает его обоснованным, ввиду следующего.
В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с чч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования). Как установлено, в извещении о проведении конкурса содержится следующее требование к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе: "Выписка (либо копия выписки) из реестра членов саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства по форме, утвержденной Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 N 86.
Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи (в соответствии с ч. 4 ст. 55.17 Градостроительного кодекса РФ)".
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, при применении конкурентных способов заказчик устанавливает, в том числе требование к участникам о соответствии их требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы, являющихся объектом закупки. При этом, согласно ч.6 ст.31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Согласно ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
В соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ, работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. При этом, как следует из ч. 2.1 ст. 52 ГрК РФ, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает десяти миллионов рублей.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований указанного Федерального закона. С учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 853 380,00 руб., что не превышает десяти миллионов рублей, следует, что участники закупки не должны быть членами саморегулируемых организаций для участия в рассматриваемой закупке.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о нарушении заказчиком п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Более того, Комиссия обращает внимание на то, что согласно положениям ГрК РФ, выписка из реестра членов саморегулируемой организации не предоставляется. Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 04.03.2019 г. N 86 утратил силу. Вместе с тем установлено, что выявленное нарушение не повлияло на результат закупки, права и интересы участников конкурса не нарушены. 2.
Рассмотрев довод жалобы заявителя о том, что в порядке оценки заявок участников закупки по детализирующему показателю "Общая цена исполненных участником закупки договоров" (показатель "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ, связанного с предметом контракта") неправомерно не установлено предельных минимальных и максимальных значений, Комиссия Липецкого УФАС России признает его необоснованным, ввиду следующего.
Согласно п. 11 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы, содержащие порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе установлено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки Заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В силу ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение). При этом, согласно п. 2 Положения, "оценкой заявок" являются действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Федеральным законом, и в соответствии с настоящим Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок. Для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки (п. 3 Положения).
В соответствии с п. 24 Положения, для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При этом, согласно п. 18 Положения, если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, определяется количественным значением, в документе, предусмотренном приложением N 1 к настоящему Положению, указываются единица ее измерения в соответствии с Общероссийским классификатором единиц измерения ОК 015- 94 (при наличии), предельное минимальное или предельное максимальное значение такой характеристики (в случае необходимости установления таких предельных значений), в рамках которых будет осуществляться оценка заявок. А в соответствии с п. 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из предусмотренных Положением формул. Так, согласно подпункта "з" пункта 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по формуле: в случае, если лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки и установлены предельное минимальное значение характеристики объекта закупки и предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, - по формуле: БХ = 100 пред Х - Х x . i i min \x{f029} пред пред Х - Х max min В составе извещения о проведении закупки размещено приложение N8, содержащее порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Согласно п. 2 Раздела II порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в рассматриваемой закупке, был установлен критерий оценки заявок "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" со значимостью критерия оценки - 40%, показателем оценки - "Наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", значимостью показателя оценки - 100%, детализирующим показателем оценки - "Общая цена исполненных участником закупки договоров". В формуле оценки указано, что лучшим является наибольшее значение характеристики объекта закупки. При этом, как пояснили представители заказчика, установление в вышеуказанном порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе детализирующего показателя оценки - "Общая цена исполненных участником закупки договоров", и не установление предельных значений показателя обусловлено выявлением наиболее опытного участника. Так, данная закупка имеет особое значение в связи с тем, что без выполнения работ, предусмотренных техническим заданием, невозможно завершить работы на объекте учреждения здравоохранения по заключенному ранее контракту. В рассматриваемом случае, наличие большего опыта участника позволит минимизировать риски задержек исполнения контракта и ненадлежащего исполнения обязательств.
Таким образом, представители заказчика обосновали причину отсутствия в порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в рассматриваемом конкурсе предельных минимальных и максимальных значений детализирующего показателя. Комиссия отмечает, что действующим законодательством Российской Федерации не установлена обязанность заказчика устанавливать предельные минимальные или максимальные количественные значения критериев оценки, установление предельных величин значимости нестоимостных критериев оценки является правом заказчика. Заказчик вправе самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов. Данный вывод согласуется с позицией, изложенной в письме ФАС России от 01.06.2023 N ПИ/43159/23.
Также необходимо отметить, что нестоимостной критерий оценки не является единственным условием участия в конкурсе, не предрешает исхода закупки, не создает преимуществ конкретному лицу, а направлен, прежде всего, на выбор победителем конкурса лица, наиболее соответствующего потребности заказчика. Вместе с тем, из протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 22.05.2024 NИЭОК следует, что на участие в закупке поступила единственная заявка. Оценка заявки комиссией по осуществлению закупок заказчика не осуществлялась. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "БРОКЕР ГРУПП" на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по проведению капитального ремонта ГУЗ "Липецкая городская поликлиника N2" по адресу:
г. Липецк, ул. Петра Смородина, д.13 (помещений отделения профилактики, клинико- диагностической лаборатории) (реестровый номер 0346300093424000067) обоснованной в части довода N1.
2. В действиях заказчика установлено нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать, поскольку оно не повлияло на результат закупки.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии И.В. Поткина
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4180
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 23 мая 2024 г. N 048/06/106-389/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024