Резолютивная часть решения оглашена 27.05.2024.
Решение в полном объеме изготовлено 30.05.2024.
Комиссия Липецкого УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на территории Липецкой области (далее - Комиссия; Комиссия Липецкого УФАС России) в составе: заместитель председателя Комиссии: Т.Н. Ролдугина - начальник отдела контроля закупок и торгов, члены Комиссии: Т.С. Рябкова - заместитель начальника отдела контроля закупок и торгов, С.С. Кажушко - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок и торгов, в присутствии представителя муниципального казенного учреждения "Центр компетенции в сфере бухгалтерского учета и муниципального заказа Липецкого муниципального района": С.С. Гаврилова (директор), рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя Зарубина Максима Сергеевича на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Липецкой области до 2030 года (реестровый номер 0846600001724000044) (далее - конкурс; закупка), а также другие документы (копии), представленные сторонами, заслушав мнение представителя уполномоченного учреждения, проведя внеплановую проверку в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и на основании приказа Липецкого УФАС России,
У С Т А Н О В И Л А:
В Липецкое УФАС России посредством функционала ЕИС поступила жалоба индивидуального предпринимателя Зарубина Максима Сергеевича (далее - заявитель) на положения извещения о проведении конкурса. Жалоба подготовлена в соответствии с требованиями статьи 105 Закона о контрактной системе и подана в срок, установленный статьей 105 Закона о контрактной системе. В связи с этим, жалоба была принята Липецким УФАС России к рассмотрению. Сведения о времени и месте ее рассмотрения размещены Липецким УФАС России в ЕИС. Заявитель, заказчики, надлежащим образом уведомленные о месте и времени рассмотрения жалобы, своих представителей не направили. В жалобе заявителя указано, что в извещении о проведении конкурса, а именно в порядке оценки, допущены следующие нарушения:
- по критерию "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" неправомерно включено условие об принятии к оценке только муниципальных контрактов (договоров);
- по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" установлен ненадлежащий порядок оценки заявок, поскольку в порядке оценке не определены параметры, конкретные показатели, по которым комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения должна оценивать детальное описание предлагаемой методологии. Представитель уполномоченного учреждения пояснил, что в рассматриваемом случае, по критерию "квалификация" участниками во всяком случае, исходя из полномочий органов по разработке стратегий, могут быть представлены только муниципальные контракты. Порядок оценки, по мнению представителя, является надлежащим. Извещение о проведении конкурса размещено заказчиком 06.05.2024 в ЕИС. Начальная (максимальная) цена контракта - 16 000 000,00 руб. Закупка проводится в интересах следующих заказчиков: администрация Усманского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, администрация Чаплыгинского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, администрация Задонского муниципального района Липецкой области Российской Федерации, администрация Липецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, администрация Грязинского муниципального района, администрация Добринского муниципального района Липецкой области, администрация Елецкого муниципального района Липецкой области Российской Федерации, Управление протокола и обеспечения деятельности администрации городского округа город Елец Липецкой области Российской Федерации. Объектом закупки является выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Липецкой области до 2030 года.
В силу п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронный документ: порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом. В приложении к извещению о проведении конкурса "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлены следующие критерии оценки заявок:
- "Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
- "Квалификация участников закупки, в т.ч. наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - квалификация);
- "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". При этом, по критерию оценки "квалификация" определен детализирующий показатель - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. В разделе 3 приложения к извещению о проведении конкурса "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" по критерию "квалификация участников закупки" установлен предмет договоров, оцениваемых по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работ (оказания услуг), связанного с предметом контракта": выполнение научно-исследовательских работ (или оказание услуг) по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований.
Также для рассмотрения и оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки" установлен перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта работы, связанного с предметом контракта (далее - "подтверждающие документы"):
- копии заключенных и исполненных муниципальных контрактов (договоров) на выполнение работ (оказание услуг), - копии актов, подтверждающих выполнение работ (оказание услуг) по вышеуказанным муниципальным контрактам (договорам). Требования к подтверждающим документам:
- к оценке принимается исключительно исполненный муниципальный контракт (договор), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек).
- последний акт, составленный при исполнении муниципального контракта (договора), должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
- к оценке принимаются документы в случае их представления в заявке в полном объеме и со всеми приложениями. Такие документы направляются в форме электронных документов или в форме электронных образов бумажных документов. Документы должны быть представлены в виде полночитаемых копий, на которых видны необходимые сведения, в том числе даты, подписи, печати. Предложение участника в отношении представленных сведений, не соответствующих указанным требованиям, к оценке не принимается. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" установлено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Согласно п. 3 Положения для оценки заявок применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки. При этом, пунктом 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д) наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. Пунктом 25 Положения установлено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели. Подпунктом "а" пункта 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения может применяться детализирующий показатель оценки - наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров. Кроме того, пп. "в" вышеуказанного пункта Положения установлено, что к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заклю ченные и исполненные в соответствии с Федеральным зак оном . Из вышеизложенных норм законодательства следует, что в рассматриваемом случае к оценке участникам закупки необходимо представить гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом. При таких обстоятельствах, требование о принятии к оценке исключительно исполненных муниципальных контрактов (договоров), содержащееся в порядке оценки заявок, является ненадлежащим, не соответствующим требованиям Положения.
Таким образом, уполномоченным учреждением допущено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Вместе с тем, представитель уполномоченного учреждения пояснил, что разработка стратегий может осуществляться субъектом Российской Федерации или органами местного самоуправления. При этом субъект Российской Федерации не имеет соответствующих полномочий по разработке стратегии социально-экономического развития муниципального образования, поскольку, в силу закона, такие полномочия возложены на органы местного самоуправления. В связи с чем, в любом случае на участие в рассматриваемой закупке участниками могут быть представлены к оценке исключительно муниципальные контракты, что вытекает из сути установленного сопоставимого предмета договора. Подпунктом "в" п. 28 Положения предусмотрено, что в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). Следовательно законом прямо предусмотрено установление в извещении сопоставимого предмета контрактов (договоров), предоставляемых к оценке участниками, с предметом заключаемого заказчиком контракта. В порядке оценке определен предмет контракта (договора) сопоставимый с предметом контракта: выполнение научно-исследовательских работ (или оказание услуг) по разработке стратегий социально-экономического развития муниципальных образований. Статьей 5 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон о стратегическом планировании) установлены полномочия органов субъекта Российской Федерации в сфере стратегического планирования, к которым относится определение в пределах полномочий субъектов Российской Федерации приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, согласованных с приоритетами и целями социально- экономического развития Российской Федерации. При этом органы субъекта Российской Федерации обладают полномочиями по разработке и утверждению (одобрению) документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям субъектов Российской Федерации. Статьей 6 Закона о стратегическом планировании установлено что к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относится определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально- экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления. Между тем, п. 10 ст. 10 Закона о стратегическом планировании установлено, что органы местного самоуправления осуществляют полномочия в сфере стратегического планирования в соответствии со статьей 6 настоящего Федерального закона. Исходя из вышеизложенного, в данном случае сопоставимыми по предмету контракта будут выступать муниципальные контракты на разработку документов стратегического планирования муниципальных образований. В этой связи допущенное уполномоченным учреждением нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе не может повлиять на результат закупки.
Согласно пункту 16 Положения для оценки заявок по критерию оценки "характеристики объекта закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) качественные характеристики объекта закупки;
б) функциональные характеристики объекта закупки;
в) экологические характеристики объекта закупки. Пунктом 17 Положения предусмотрено, что для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 16 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели, предусматривающие оценку различных характеристик, образующих такие показатели оценки. Если характеристика, предусмотренная детализирующим показателем, не определяется количественным значением, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливается перечень свойств объекта закупки, подлежащих оценке (пункт 19 Постановления).
Таким образом, Положением предусмотрено, что в рамках нестоимостного критерия "Характеристики объекта закупки" устанавливается один или несколько показателей, в рамках которого (которых) устанавливается детализирующий показатель (показатели), в соответствии с которым Заказчиком оцениваются одно или несколько свойств объекта закупки и для каждого детализирующего показателя устанавливается количество начисляемых баллов. В разделе 3 приложения к извещению о проведении конкурса "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" установлен критерий оценки: "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки". Указанный критерий содержит показатель оценки: "наличие предложения по методологии выполнения работ, предусмотренных техническим заданием". По показателю оценки определен детализирующий показатель - пояснительная записка, вк лючающая де тальное описание предлагаемой методологии выполнения работ . В рамках оценки заявки по показателю "наличие предложения по методологии выполнения работ, предусмотренных техническим заданием" рассматривается наличие и с одержание пояснительной записки , включающей предложения участника по методологии выполнения работ, предусмотренных техническим заданием (описанием объекта закупки). Из анализа порядка рассмотрения и оценки заявок следует, что по критерию оценки "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" участникам закупки требуется предложить исключительно методы выполнения работ. Между тем, указание участниками закупки в пояснительной записки методов выполнения работ не образует качественную характеристику объекта закупки. Качество определяется результатом выполнения работ. Более того, уполномоченным учреждением не раскрыты значения, параметры для оценки пояснительной записки, не указаны требования к детальному описанию предлагаемой методологии. В данном случае невозможна объективная оценка содержания пояснительной записки участника на достаточность или недостаточность детального описания из-за отсутствия параметров детального описания предлагаемой методологии выполнения работ в порядке оценки.
Таким образом, порядок оценки по критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" является ненадлежащим, носит субъективный и неконкретный характер. Данные положения извещения не позволяют комиссии по осуществлению закупки объективно оценить содержание обозначенной пояснительной записки и выявить лучшее предложение условий исполнения контракта. В связи с изложенным, уполномоченным учреждением допущено нарушение п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе. Выявленные нарушения закона содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1.4 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь статьей 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Липецкого УФАС России
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу индивидуального предпринимателя Зарубина Максима Сергеевича на положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение научно-исследовательской работы по теме "Разработка Стратегии социально-экономического развития муниципального образования Липецкой области до 2030 года (реестровый номер 0846600001724000044) обоснованной.
2. В действиях уполномоченного учреждения установлены нарушения п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы рассмотрения жалобы должностному лицу Липецкого УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. Заместитель председателя Т.Н. Ролдугина Комиссии:
Члены Комиссии: Т.С. Рябкова С.С. Кажушко
2024-4390
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Липецкой области от 27 мая 2024 г. N 048/06/106-401/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024