Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
Энгельсского муниципального района, рассмотрев жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика Комитета жилищнокоммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824003956 "приобретение дорожноэксплуатационной техники" (далее - Жалоба).
УСТАНОВИЛА:
14.04.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба
ООО "Три-А" (далее - Заявитель) на действия Заказчика Комитета жилищнокоммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824003956 "приобретение дорожноэксплуатационной техники" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), кроме того Заявитель указывает, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, подходит только одна модель техники, а именно МКСМ-1200-М комплектации Премиум.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считали жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
27.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Комитет жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 9 793 333,34 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о закупках заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению, объектом закупки является поставка мини-погрузчика "приобретение дорожно-эксплуатационной техники".
Код ОКПД2 28.92.2 Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки) включен в Каталог товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее Каталог) и соответствует КТРУ 28.92.20.000-00000020.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" полностью заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правила использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Из жалобы Заявителя следует, что им проведен анализ рынка соответствующей техники и в описании объекта закупки Заказчиком при описании объекта закупки наряду с обязательными к применению характеристиками, предусмотренными кодом позиции КТРУ 28.92.20.000-00000020, установлены 14 дополнительных характеристик требуемого к поставке товара, такие как: "Эксплуатационная масса", "Тип двигателя", "Наличие устройства защиты оператора FOPS", "Наличие устройства защиты оператора ROPS", "Наличие отопителя", "Наличие системы кондиционирования", "Трансмиссия", "Вид навесного оборудования для погрузчика ковшового", "Тип подъема стрелы", "Охлаждение двигателя", "Максимальная скорость движения", "Колесная база", "Максимальная статистическая опрокидывающая нагрузка", "Вырывное усилие ковша".
Из пояснений представителя Агентства следует, что описание объекта закупки полностью соответствует позиции КТРУ 28.92.20.000-00000020.
Дополнительные, по отношению к позиции КТРУ характеристики обоснованы в Приложении N 1 к Извещению об осуществлении закупки.
Требования к форме и содержанию обоснования дополнительных характеристик не предъявляются законодательством о контрактной системе. При этом по информации Заказчика описание объекта закупки продиктовано его объективной потребностью.
06.05.2024 Заявитель обратился с запросом разъяснений положений извещения об осуществлении закупки, где попросил внести изменение в характеристику: "Колесная база".
Наименование характеристики товара |
Единица измерения |
Значение показателя |
Желаемое значение показателя |
Пояснение |
Колесная база |
мм |
|
|
Незначительное изменение характеристики; добавит устойчивости погрузчику; не скажется отрицательно на дальности перемещения в соответствии с заявленным обоснованием |
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что им был проведен анализ рынка соответствующего объекта закупки. В ходе анализа было выявлено, что товар с требуемыми характеристиками представлен лишь моделью техники одного изготовителя MKCM 1200M Премиум, что подтверждается данными с официальных сайтов заводов - изготовителей и руководств по эксплуатации.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что характеристика установлена Заказчиком в целях экономической эффективности, повышения производительности и качества выполняемых работ, обеспечения сопротивления воздействию нагрузок при выполнении поставленных задач, увеличения функционала и долговечности оборудования, безопасности и удобства в работе.
Характеристика необходима для удобной и эффективной эксплуатации. Более короткая колесная база необходима при заезде и съезде с бордюров с целью предотвращения задевания и повреждения бордюра и днища погрузчика, позволяет осуществлять более точные манёвры на резких поворотах, а также обеспечивает большую геометрическую проходимость.
Представитель Заявителя пояснил, что Погрузчик с длинной базой имеет лучшую плавность хода и комфортабельность: тенденция к возникновению продольных колебаний уменьшается, что позволяет применить мягкую подвеску, сообщающую погрузчику более высокую плавность хода. Погрузчик длинной базой устойчивее в разгоне (из-за меньшего перераспределения веса). Погрузчик длинной базой более предсказуем в поворотах (по той же причине). Таким образом, незначительное изменение данной характеристики никак не будет препятствовать удобной и эффективной эксплуатации Заказчиком. А также позволит расширить круг поставляемого товара.
Представитель Заказчика не опроверг данные доводы.
Комиссия Саратовского УФАС России установила, что Заказчиком в описании объекта закупки при установлении дополнительных характеристик требуемого к поставке товара не представлено полного и объективного обоснования необходимости использования такой дополнительной информации, что является нарушением требований п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, п. 6 Правил использования КТРУ.
При таких обстоятельствах доводы жалобы признан обоснованным.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика Комитета жилищнокоммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района и ГКУ Саратовской области "Государственное агентство по централизации закупок" при проведении электронного аукциона N 0860200000824003956 "приобретение дорожноэксплуатационной техники" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Комитета жилищно-коммунальногохозяйства, топливно-энергетического комплекса, транспорта и связи администрации Энгельсского муниципального района нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадкипредписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицуСаратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 21 мая 2024 г. N 064/06/33-697/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 24.05.2024