Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" при проведении электронного аукциона
N 0360500000624000037 "Оказание метрологических услуг (поверка средств измерений медицинского назначения, метрологический контроль состояния изделий медицинской техники)".
УСТАНОВИЛА:
16.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" на действия Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" при проведении электронного аукциона N 0360500000624000037 "Оказание метрологических услуг (поверка средств измерений медицинского назначения, метрологический контроль состояния изделий медицинской техники)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель Заказчика, присутствующий при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласился, считал жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
06.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 677 100,33 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 1, 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 ч. 1 ст. 93 Закона о закупках, заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в частности, соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В силу п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с извещением объектом закупки является оказание метрологических услуг (поверка средств измерений медицинского назначения, метрологический контроль состояния изделий медицинской техники).
Согласно приложению N 1 к извещению "Описание объекта закупки" Заказчик установил перечень средств измерения и средств измерения медицинского назначения.
Данный перечень медицинского оборудования, подлежащего контролю технического состояния и включает в себя 170 наименований.
Комиссией установлено, что вышеназванный перечень включает в себя медицинские изделия как классов 2а и 2б потенциального риска применения (Дефибриллятор PRIMEDIC DEFI-B, Система ультразвуковая диагностическая медицинская с 4 датчиками: секторный фазированный-N190361РД6; конвексныйN882154WX8; микроконвексный-N871963WX5; линейный -N879866WX2, Электрокардиограф 3-6-12- канальныйс регистрацией ЭКГ в ручном и автоматическом режимах и т.д.) так и класса 1 потенциального риска применения, в частности (Алкотестер Drivsafe).
В соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: техническое обслуживание медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения).
Положение о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - Положение), утвержденное Постановлением Правительства РФ от 30.11.2021 N 2129 (ред. от 25.12.2023) "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2020 N 1445 и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации" определяет порядок лицензирования деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения) (далее - деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий).
Согласно п. 2 Положения, перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также случая технического обслуживания медицинских изделий с низкой степенью потенциального риска их применения), приведен в приложении N 1.
В соответствии с п. 3 Положения, лицензируемая деятельность по техническому обслуживанию медицинских изделий представляет собой периодическое и внеплановое техническое диагностирование, восстановление работоспособности, монтаж и наладку медицинских изделий из групп по классам потенциального риска применения, предусмотренных приложением N 1 к настоящему Положению, для которых указанные работы предусмотрены нормативной, технической или эксплуатационной документацией производителя.
Приложением N 1 к Положению приведен перечень выполняемых работ в составе деятельности по техническому обслуживанию медицинских изделий следующих классов потенциального риска применения: 2а, 2б, 3.
Таким образом, Заказчиком должно быть установлено требование о наличии у участника лицензии на техническое обслуживание групп медицинских изделий класса 2а и 2б потенциального риска применения с указанием целого перечня требуемых групп медицинских изделий.
Приложением N 3 к извещению Заказчиком установлены следующие требования:
Установлено требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе:
1. Участник закупки должен быть аккредитован в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений.
2. Наличие у Исполнителя аттестата аккредитации, удостоверяющего, что испытательная лаборатория (центр) Исполнителя аккредитована на проведения контроля технического состояния (КТС) МИ (согласно перечню МИ). Основание: п. 4.3.2 ГОСТ Р 56606 2015 "Контроль технического состояния и функционирования медицинских изделий". Допускается наличие аттестата аккредитации испытательной лаборатории (центра) сторонней организации (субподряд), при наличии контракта с Исполнителем на срок действия контракта с Заказчиком.
Исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленному в настоящем пункте требованию:
Копия выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации) в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации", подтверждающая соответствие критериям аккредитации, предъявляемым к деятельности в области обеспечения единства измерений для проведения работ и (или) оказания услуг по поверке средств измерений.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что техническое обслуживание как вид работ не заявлен в наименовании объекта закупки, в связи с этим требование о наличии лицензии на проведение работ по техническому обслуживанию не предусматривается в содержании и составе заявки на участие в закупке.
До 2024 года контроль технического состояния проводился организациями в составе лицензируемого вида деятельности по техническому обслуживанию.
С 01.01.2024 на основании Постановления Правительства N 2129 контроль технического состояния (КТС) медицинских изделий более не входит в понятие "техническое обслуживание медицинских изделий".
С данными возражениями нельзя согласиться в связи со следующим.
ГОСТ Р 57501-2017 "Техническое обслуживание медицинских изделий. Требования для государственных закупок" возлагает на организации, если в закупке размещен контроль технического состояния, проводящие техническое обслуживание выполнять контроль технического состояния, с привлечением аккредитованной лаборатории.
Объект закупки включает в себя медицинские изделия классов 2а и 2б потенциального риска применения, при этом Заказчик не установил требования к участникам закупки в извещении в соответствии с Законом о лицензировании, чем допустил нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Довод жалобы признан обоснованным.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что объект закупки включает в себя медицинские изделия как классов 2а и 2б потенциального риска применения, так и класса 1 потенциального риска применения.
Вместе с тем, Заказчиком в адрес Комиссии не представлено доказательств технической и функциональной взаимосвязи между услугами для медицинских изделий 1 и 2а, 2б классов потенциального риска применения, а также отсутствия возможности разделения объекта закупки на соответствующие лоты.
Таким образом в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе Заказчиком неправомерно включены в объект закупки услуги, для оказания которых исполнитель должен обладать лицензией и услуги, для оказания которых необходимо наличия аккредитации.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" на Заказчика ГУЗ "Саратовская центральная городская детская поликлиника" при проведении электронного аукциона
N 0360500000624000037 "Оказание метрологических услуг (поверка средств измерений медицинского назначения, метрологический контроль состояния изделий медицинской техники)" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 12 ч. 1 ст. 42, п. 1 ч. 2 ст.42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать Заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицу Саратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение
трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 23 мая 2024 г. N 064/06/42-703/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.05.2024