Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев информацию Заказчика МБУ "Благоустройство и дорожное хозяйство Новоузенского муниципального района Саратовской области" о включении ООО "САРСТРОЙ 064" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360600000824000002 "Поставка бензина и дизельного топлива" (далее - Информация),
УСТАНОВИЛА:
20.05.2024 МБУ "Благоустройство и дорожное хозяйство Новоузенского
муниципального района Саратовской области" (далее - Заказчик) представило в Управление Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) информацию о включении ООО "САРСТРОЙ 064" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 0360600000824000002 "Поставка бензина и дизельного топлива" (далее - Аукцион).
Изучив представленную информацию и документы, заслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении информации и проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
21.03.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок и на сайте электронной площадки было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком является МБУ "Благоустройство и дорожное хозяйство Новоузенского муниципального района Саратовской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 1 092 125,00 рублей.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 01.04.2024 NИЭА1 заявка ООО "САРСТРОЙ 064" (далее- Общество, Поставщик) признана соответствующей извещению о проведении Аукциона.
12.04.2024 между МБУ "Благоустройство и дорожное хозяйство Новоузенского муниципального района Саратовской области" и ООО "САРСТРОЙ
064" по итогам проведения Аукциона заключён контракт N 03606000008240000020001 с реестровым номером 3642200058524000005 на поставку бензина автомобильного (розничная реализация) (далее - Контракт).
Пунктом 1.1. Контракта предусмотрено, что предметом Контракта является поставка бензина и дизельного топлива (далее по тексту - Товар).
Согласно п. 1.2. Контракта Поставщик обязуется поставить, а Заказчик - принять и оплатить Товар, наименование, технические характеристики, количество, цена которого определяются в Спецификации (Приложение N 1) (далее - Спецификация), являющейся неотъемлемой частью Контракта.
В соответствии с п. 1.3. Контракта место поставки Товара: Российская Федерация, Саратовская обл, Новоузенский р-н, Беспрепятственная заправка в любое время суток без дополнительного согласования на автоматизированных заправочных станциях (АЗС). Наличие обширной сети АЗС по Саратовской области, в том числе наличие АЗС в г. Новоузенск и по направлению к областному центру. Количество и адреса АЗС (Приложение N 2 является неотъемлемой частью
Контракта). Поставка товара в рамках контракта производится путем выборки (самовывоза) Товара Заказчиком с использованием товарораспределительных документов.
Пунктом 1.4. Контракта установлен срок поставки Товара: с момента заключения Контракта по 30.06.2024 года ежедневно, круглосуточно.
Согласно п. 1.5 Контракта поставка товара должна осуществляться в необходимом количестве на автоматизированных заправочных станциях (АЗС), непосредственно в топливные баки автотранспортных средств Заказчика при предъявлении товарораспорядительного документа (топливной карты или талона, или иного товарораспорядительного документа) в течение всего срока поставки Товара. Товарораспорядительные документы должны быть поставлены Заказчику в соответствии с заявкой Заказчика в течение 1 рабочего дня с даты заключения Контракта. В случае, предоставления поставщиком заказчику топливных карт, общее количество топливных карт составляет не менее 3 штук. Количество товарораспорядительных документов (талоны или иные товарораспорядительные документы) определяется Заказчиком и может изменяться по согласованию Сторон в течение всего срока поставки Товара.
Пунктом 4.1.4. Контракта предусмотрено, что Поставщик обязуется выполнять в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные Контрактом.
Также, согласно п. 4.1.5. Контракта Поставщик обязуется незамедлительно информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по Контракту.
В соответствии с п. 4.2.5. Контракта Заказчик вправе требовать надлежащего исполнения обязательств Поставщиком по Контракту.
Согласно п. 6.1 Контракта в случае просрочки исполнения Сторонами обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Сторонами обязательств по Контракту, Стороны несут ответственность в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и условиями Контракта. Уплата неустойки (пени, штрафа), предусмотренной Контрактом, не освобождает виновную (нарушившую условия Контракта) Сторону от необходимости исполнения обязательств в полном объеме.
Пунктом 8.7. Контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны Контракта от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно п. 8.8. Контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения обязательств, предусмотренных Контрактом, в том числе, но, не ограничиваясь, в случаях:
- отказа Поставщика передать Заказчику Товар к нему;
- существенного нарушения Поставщиком требований к качеству Товара, аименно обнаружения Заказчиком неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков;
- неоднократного нарушения Поставщиком сроков поставки Товара.
07.05.2024 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением Исполнителем Контракта.
07.05.2024 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было размещено в Единой информационной системе в сфере закупок.
Согласно п. 2 и 3 ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур: решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель). Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, датой надлежащего уведомления является 07.05.2024.
В соответствии с ч.13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым 20.05.2024.
Присутствующий на рассмотрении представитель Заказчика пояснил, что решение о расторжении контракта было принято в связи с неисполнением Поставщиком обязательств, предусмотренных контрактом.
В нарушение существенных условий контракта Поставщик в установленный контрактом срок к исполнению условий контракта не приступил.
Поставка бензина и дизельного топлива до настоящего момента не осуществляется.
Согласно платежному поручению от 16.04.2024 N 101 Заказчик перечислил в адрес Общества авансовый платеж в размере 247 048, 68 рублей.
18.04.2024 Заказчиком в адрес Общества было направлено письмо за исх. N 4 о необходимости предоставить топливные карты и начать осуществлять заправку.
02.05.2024 Заказчиком в адрес Общества повторно направлено письмо за исх. N 5, согласно которому указано, что поставленные топливные карты не обслуживаются на АЗС города Новоузенск, в связи с чем Заказчиком принимается решение об одностороннем отказе.
Кроме того, в период времени с 10 апреля и по 30 апреля Заказчик многократно пытался связаться с Обществом посредством телефонных звонков, что подтверждается скриншотами телефонных вызовов, однако Общество не выходило на связь.
Также Заказчиком 24.05.2024 была повторно осуществлена попытка заправить транспортное средство с помощью топливных карт, предоставленных Обществом, однако данное действие выполнить не предоставилось возможным, поскольку транзакция не разрешена для терминала, что подтверждается кассовым чеком ПАО "Саратовнефтепродукт" АЗС 20 чек 249/21204.
С момента принятия решения об одностороннем отказе Общество не связывалось с Заказчиком и не предпринимало попыток исправить нарушения, допущенные при исполнении контракта. .
Присутствующий на рассмотрении представитель Общества пояснил, что топливные карты были получены Заказчиком 25.04.2024.
Кроме того, Поставщик при исполнении данного контракта столкнулся со сложностями, касаемо блокировки расчетного счета со стороны АО Альфа Банк, о чем заблаговременно уведомил Заказчика письмом от 28.04.2024.
В последующем Общество направило Заказчику дополнительное соглашение к контракту N 1 от 15.05.2024, которым вносились изменения в части указания банковского счета.
Общество в последующем оформило независимую гарантию, заключение Договора на изготовление топливных карт и отпуск продукции на АЗС, пополнение личного кабинета Заказчика для бесперебойного отпуска товаров, Предоставление перечня АЗС.
Обществом 14.05.2024 посредством ЕИС было направлено возражение, в котором он указывал, что карты были предоставлены Заказчику и он может производить отпуск товаров в АЗС из перечня, представленному Заказчику.
Согласно перечню АЗС, предоставленного Обществом, на территории г. Новоузенска имеется 1 автозаправочная станция, которая находится по адресу: ул. Хлебный Городок микрорайон, 14, Новоузенск, Саратовская обл., Россия.
В рамках рассмотрения Комиссией Саратовского УФАС информации о включении ООО "САРСТРОЙ 064" в реестр недобросовестных поставщиков Обществом был сделан запрос к правообладателю топливных карт.
В ответ было получено информационное письмо, согласно которому топливные карты работают исправно, однако заправка на сети АЗС ПАО "НК РОСНЕФТЬ" не возможна ввиду запрета на передачу топливных карт Третьим Лицам без разрешения РН-КАРТ.
Также Поставщиком в этот же день был заключен Договор МО N77600100191191024 от 24.05.2024 на выпуск топливных карт. Согласно зоны покрытия карт вездеход, отпуск товаров по указанному адресу производится.
Комиссия Саратовского УФАС России отмечает, что в решении об одностороннем отказе было указано о непредоставлении топливных карт, и невозможности осуществить поставку бензина.
Кроме того, Комиссия Саратовского УФАС России установила, что Общество устранило нарушения, которые привлекли к одностороннему отказу только на момент рассмотрения информации о включении в реестр недобросовестных поставщиков, а именно 27.05.2024, то есть спустя 7 дней после вступления в законную силу решения об одностороннем отказе Заказчика, что не соответствует ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
В соответствии со статьей 401 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Так, принимая решение об участии в закупочной процедуре, Общество в контексте ст. 8 ГК РФ приняло на себя все риски, связанные с осуществлением таких действий и последующей оценкой ее действий антимонопольным органом для решения вопроса о включении/не включении сведений о нем в реестр недобросовестных поставщиков.
Таким образом, Обществом не исполнены обязанности, предусмотренные контрактом в отсутствие обстоятельств непреодолимой силы и объективно препятствующих причин, что однозначно свидетельствует о наличии в действиях Общества как лица, профессионально занимающегося предпринимательской деятельностью, поведения виновного и недобросовестного характера, о не проявлении надлежащей осмотрительности и заботливости относительно прав и законных интересов заказчика, об отсутствии действий по принятию всех необходимых мер для исполнения предусмотренных контрактом обязанностей.
В силу ст. 2 ГК РФ Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием, исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, должны быть зарегистрированы в этом качестве в установленном законом порядке, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
По смыслу Закона о контрактной системе ведение реестра призвано обеспечивать защиту государственных и муниципальных заказчиков от действий (бездействия) недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при заключении и исполнении государственных и муниципальных контрактов.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
В связи с тем, что ООО "САРСТРОЙ 064" не исполнило обязательства, предусмотренные Контрактом, а также осуществило действие по топливных карт после рассмотрения информации Комиссией Саратовского УФАС, то данная информация в отношении ООО "САРСТРОЙ 064" подлежит включению в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, руководствуясь ст. 104 Закона о контрактной системе, РЕШИЛА:
1. Информацию, представленную МБУ "Благоустройство и дорожное хозяйство Новоузенского муниципального района Саратовской области" в отношении ООО "САРСТРОЙ 064" , включить в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ООО "САРСТРОЙ 064" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанной информации в Единой информационной системе в сфере закупок.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 мая 2024 г. N 64-133
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024