Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005124000048 "Поставка фронтального минипогрузчика "МКСМ 800-М"(или эквивалент) для нужд Красноармейского муниципального района" (далее - Жалоба)
УСТАНОВИЛА:
20.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба ООО "Три-А" (далее - Заявитель) на действия Заказчика Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005124000048 "Поставка фронтального мини- погрузчика "МКСМ 800-М"(или эквивалент) для нужд Красноармейского муниципального района" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что извещение о закупке не соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), кроме того, Заявитель указывает, что по совокупности требований, установленных Заказчиком в описании объекта закупки, не соответствует товар ни одного из производителей.
Представитель Заявителя, присутствующий на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал.
Представители Заказчика, присутствующие при рассмотрении жалобы, не возражали против удовлетворения довод жалобы.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
13.05.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении Аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является Администрация Красноармейского муниципального района Саратовской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 819 333,33 рублей.
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п.1 ч.2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак в следующих случаях:
а) сопровождение такого указания словами "или эквивалент";
б) несовместимость товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимость обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком;
в) осуществление закупки запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
г) осуществление закупки медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания, необходимых для назначения пациенту по медицинским показаниям (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинской документации пациента и журнале врачебной комиссии. Перечень указанных медицинских изделий, специализированных продуктов лечебного питания и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является поставка фронтального мини- погрузчика "МКСМ 800-М"(или эквивалент) для нужд Красноармейского муниципального района.
Код ОКПД2 28.92.2 Машины прочие для перемещения, грейдерных работ, планирования, скреперных работ, выемки, трамбовки, уплотнения или добычи, самоходные, для грунта, минералов или руд (включая бульдозеры, одноковшовые экскаваторы и дорожные катки) включен в Каталог товаров, работ, услуг для осуществления государственных и муниципальных нужд (далее Каталог) и соответствует КТРУ 28.92.20.000-00000020.
Согласно ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее-Правила использования КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" полностью заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правила использования КТРУ установлено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25 (1) - 25 (7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
Согласно п.6 Правила использования КТРУ в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Заявитель в своей жалобе указывает на то, что в Приложении N 2 "Описание объекта закупки" Заказчиком наряду с обязательными к применению характеристиками, предусмотренными кодом позиции КТРУ 28.92.20.000-00000020, установлено 18 дополнительных характеристик требуемого к поставке товара, такие как: "Трансмиссия", "Тип двигателя", "Назначение трактора", "Год выпуска", "Емкость гидробака", "Минимальный расход топлива", "Дорожный просвет", "Ширина по ковшу строительному", "Ширина колен". "Высота машины по кабине", "Ширина с колесами", "Длина машины со строительным ковшом", "Гидравлическая система рабочего оборудования", "Система управления", "Номинальная частота вращения коленвала двигателя", "Рабочий объем двигателя", "Емкость топливного бака", "Число передач: назад".
В приложении N 5 "Обоснование дополнительных характеристик" Заказчик указал следующее:
Наименование показателя |
Значение показателя |
Обоснование дополнительных характеристик |
Тип трансмиссии |
Механическая |
Основная характеристика согласно ОКПД 2 28.92.25.000 мини-погрузчик |
Тип двигателя |
Дизельный |
Основные характеристики согласно ОКПД 2 28.92.25.000 мини-погрузчик |
Назначение трактора |
Коммунальная техника |
Основные характеристики согласно ОКПД 2 28.92.25.000 мини-погрузчик |
Год выпуска |
2023-2024 |
Отсутствие старения материалов, выражающемся в медленном самопроизвольном необратимом процессе изменения свойств материалов, деталей и механизмов, увеличивает срок службы машины |
Емкость гидробака, литр* |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Минимальный расход топлива, (г/кВт, ч)* |
|
Оптимальное количество, имеет меньшие затраты на производство, следовательно, уменьшает стоимость транспортного средства, также меньше средств на обслуживание |
Дорожный просвет, не менее миллиметр |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач |
Ширина по ковшу строительному, Миллиметр* |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Ширина колеи, Миллиметр* |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Высота машины по кабине, Миллиметр* |
|
Для обеспечения безопасности и устойчивости транспортного средств |
Ширина с колесами, Миллиметр* |
|
Для обеспечения безопасности и устойчивости транспортного средств |
Длина машины со строительным ковшом, Миллиметр* |
|
Для обеспечения безопасности и устойчивости транспортного средств |
Гидравлическая система рабочего оборудования, тип* |
шестеренчатый |
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Система управления |
Джойстиками с электро- |
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
|
гидравлически м приводом с раздельным управлением |
|
Номинальная частота вращения коленвала двигателя, Оборот в минуту |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Рабочий объем двигателя, Литр; кубический дециметр |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
Емкость топливного бака, Литр; кубический дециметр |
|
Для увеличения продолжительности рабочего времени |
Число передач: назад |
|
Оптимальное значение для выполнения поставленных задач. |
По мнению Заявителя, при обосновании применения таких дополнительный характеристик, Заказчиком не раскрыта суть потребности Заказчика в указании тех или иных параметров, с описанием процессов использования закупаемой продукции.
Представители Заказчика не опровергли данный довод.
Исходя из этого, Комиссия Саратовского УФАС России приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом дано обоснование дополнительных характеристик, установленных в Приложении N 5 "Обоснование дополнительных характеристик".
Таким образом, довод жалобы признан обоснованным.
Из жалобы Заявителя также следует, что им проведен анализ рынка соответствующей техники, однако, товару с требуемыми характеристиками в полной мере не соответствует ни один из производителей фронтальных погрузчиков.
Наим енова ние товар а |
Тех. характ еристи ки |
Требов ания Заказч ика |
Фронт альны й минипогруз чик Termit 1000 |
Погрузч ик универс альный с бортов ым поворот ом АМКОД ОР WS080 |
Универ сальны й фронта льный минипогрузч ик с бортов ым поворот ом ANT 800 |
Унив ерсал ьный фрон тальн ый минипогру зчик с борто вым повор отом |
Погру зчик строи тельн ый пнев моко лесн ый однок овшо вый фрон тальн |
Погрузчи к строител ьный пневмоко лесный одноков шовый фронтал ьный МКСМ 1000-М |
|
|
|
|
|
|
ANT 1000 |
ый МКС М 800-М |
|
Погр узчик ковш овый |
Номин альная грузоп одъемн ость |
>0.75 и
|
1 |
0.9 |
0.8 |
1 |
0.8 |
1 |
Трансм иссия |
Механ ическа я |
Гидроо бъемна я |
Гидрооб ъемная |
Гидрооб ъемная |
Гидро объем ная |
Гидро объем ная |
Гидрообъ емная |
|
Назнач ение тракто ра |
Комму нальна я техник а |
Характ еристи ка в данной форму лировк е не приме няется |
Характ еристик а в данной формул ировке не примен яется |
Характ еристик а в данной формул ировке не примен яется |
Хара ктери стика в данно й форм улиро вке не прим еняет ся |
Хара ктери стика в данно й форм улиро вке не прим еняет ся |
Характер истика в данной формули ровке не применяе тся |
|
Число переда ч: назад |
|
Не приме няется |
Не примен яется |
Не примен яется |
Не прим еняет ся |
Не прим еняет ся |
Не применяе тся |
Заявитель также пояснил, что для товаров, определяемых как мини-погрузчик, в том числе с кодом КТРУ 28.92.20.000-00000020, характерно наличие только одной передачи - гидравлической или гидростатической трансмиссии. Дополнительные характеристики: "Число передач" и "Назначение трактора" не включены в перечень характеристик с КТРУ 28.92.20.000-00000020, а относятся к КТРУ для тракторов.
Согласно письму "АО "Ковровский электромеханический завод" N 65-434/208 от 20.05.2024, скорость движения погрузчиков ковшовых пропорциональна углу отклонения управляющего рычага (джойстика) и частоте вращения коленчатого вала двигателя (числу оборотов в двигателе). Бесступенчатая гидросистема в минипогрузчике не подразумевает наличие нескольких передач.
При рассмотрении жалобы, представители Заказчика согласились с тем, что у требуемых к поставке мини-погрузчиков, такие дополнительные характеристики, как: "Число передач: назад" и "Трансмиссия: механическая" отсутствуют.
При таких обстоятельствах довод жалобы признан обоснованным.
Исходя из вышеизложенного, Заказчиком допущено нарушение п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе, что содержит в себе признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Три-А" на действия Заказчика Администрации Красноармейского муниципального района Саратовской области при проведении электронного аукциона N 0160300005124000048 "Поставка фронтального минипогрузчика "МКСМ 800-М"(или эквивалент) для нужд Красноармейского муниципального района" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика Администрации Красноармейскогомуниципального района Саратовской области нарушение п.1 ч.1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Единой комиссии, оператору электронной площадкипредписание об устранении допущенных нарушений.
4. Передать материалы жалобы соответствующему должностному лицуСаратовского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 27 мая 2024 г. N 064/06/33-714/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024