Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области по контролю в сфере закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия) в составе:
рассмотрев жалобу ООО "Южный Метрологический Центр" на действия ФКУН Российский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора при проведении электронного аукциона N 0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щит-
Секвенирование)",
УСТАНОВИЛА:
21.05.2024 в Саратовское УФАС России поступила жалоба
ООО "Южный Метрологический Центр" (далее - Заявитель) на действия Заказчика ФКУН Российский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N 0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щит- Секвенирование)" (далее - Аукцион).
Из жалобы Заявителя следует, что Заказчик необоснованно признал заявку участника закупки несоответствующей извещению.
Представители Заявителя, присутствующие на рассмотрении жалобы, доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Представители Заказчика, ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области", присутствующие при рассмотрении жалобы, с доводами жалобы не согласились, считают жалобу необоснованной, не подлежащей удовлетворению.
Изучив представленные сведения и документы, проведя внеплановую проверку, Комиссия пришла к следующим выводам:
04.04.2024 в Единой информационной системе в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Заказчиком по данному Аукциону является ФКУН Российский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора (далее - Заказчик).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 573 333,20 рубля.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 16.05.2024 N ИЭА2 (далее - Протокол) на участие в закупке были поданы 3 заявки. Заявке заявителя соответствует идентификационный номер заявки, присвоенный оператором электронной площадки - 681853.
В соответствии с Протоколом заявка Заявителя была отклонена на основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе непредставление информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки (за исключением информации и документов, предусмотренных п. 2, 3 ч. 6 ст. 43 Закона 44-ФЗ), несоответствие таких информации и документов требованиям".
В соответствии с ч. 1 ст. 49 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). заказчик электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу п. 12 ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Исходя из смысла ст. 31 Закона о контрактной системе, Заказчик устанавливает единые требование к участникам закупки.
В извещении о проведении Аукциона Заказчиком установлено требование о наличии у Исполнителя Аттестата аккредитации в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) оказание услуг по поверке СИ в соответствии со ст. 13 и 19 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Область аккредитации Исполнителя должна включать в себя указанные в настоящем Техническом задании СИ Заказчика.
Представитель Заказчика пояснил, что данное требование установлено одновременно и к исполнителю, и к участнику закупки, а также продублировано в п. 6.3 Приложения N 1 к извещению.
Согласно п. 5 Приложения N 1 "Техническое задание" требуется оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени в соответствии с требованиями Федерального закона от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии", приказом Минпромторга от 31.07.2020 N 2510 "Об утверждении порядка проведения поверки средств измерений, требований к знаку поверки и содержанию свидетельства о поверке" и нормативными документами, утвержденными по результатам государственных испытаний при утверждении типа средств измерений в соответствии с техническим заданием.
Согласно доводам жалобы Заявителя, в п. 5 Приложения N 1 к извещению "Техническое задание" отсутствует указание на соответствие услуги требованиям постановления Правительства Российской федерации от 20.04.2010 года N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии".
Кроме того, объектами закупки являются:
- приборы для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реальноговремени Rotor-Gene Q, per. N 48068-17;
- модули реакционные оптические в составе термоциклеров дляамплификации нуклеиновых кислот CFX96 (модули) C1000 Touch (термоциклеры)", рег. N 73436-18.
Указанные средства измерений предназначены для измерений концентрации фрагментов целевой дезоксирибонуклеиновой кислоты (ДНК) - конечного продукта полимеразной цепной реакции (ПЦР) - в ДНК исследуемого образца.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии" (далее Постановление Правительства N 250) утверждён перечень средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии.
Согласно п.48 данного перечня к таким средствам измерения относятся средства измерения, применяемые при осуществлении федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
Приказом Росстандарта от 07.11.2013 N 1304 "Об утверждении перечня типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам" (далее - Приказ Росстандарта N 1304) утверждён перечень типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам, согласно приложению.
Согласно п.63 указанного перечня к таким средствам измерения относятся анализаторы жидкости флуориметрические.
Согласно п.1.1 Приказа Роспотребнадзора от 01.04.2015 N 274 "Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора" (вместе с "Положением Об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора") (далее-Приказ Роспотребнадзора N 274) система противочумных учреждений Роспотребнадзора предназначена для научнометодического и практического обеспечения федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, направленного на предупреждение возникновения и распространения (далее - профилактики) чумы, других особо опасных, природно-очаговых, зоонозных инфекционных заболеваний и санитарную охрану территории Российской Федерации.
В соответствии с п.1.3 Приказа Роспотребнадзора N 274 в систему противочумных учреждений Роспотребнадзора входят: противочумный центр Роспотребнадзора, противочумные станции Роспотребнадзора, научноисследовательские противочумные институты Роспотребнадзора (приложение 1 к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора).
Согласно приложению 1 к Положению об организации деятельности системы противочумных учреждений Роспотребнадзора к перечню учреждений, входящих в систему противочумных учреждений Роспотребнадзора относится в том числе Федеральное казенное учреждение здравоохранения "Российский научноисследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора.
Таким образом, Заказчик относится к структуре учреждений Роспотребнадзора, осуществляющих федеральный государственный санитарноэпидемиологического надзор.
Согласно приложению к свидетельству N 68582 об утверждении средств измерений на прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q, метод измерений, реализуемой в приборах, основан на измерении с помощью оптического детектора флуоресцентного сигнала, испускаемого в ходе полимеразной цепной реакции под воздействием излучения возбуждения, в каждом цикле температурно-кинетической амплификации молекул ДНК, с использованием в ПЦР смеси специфических олигонуклеотидов-затравок, неклеотидтрифосфатов и фермента полимеразы.
Согласно приложению к свидетельству N72244 об утверждении типа средств измерений на оптический модуль CFX 96 амплификатора C1000 Touch Thermal Cycler, принцип действий модулей основан на измерении флуоресцентного сигнала, испускаемого в ходе полимеразной цепной реакции под воздействием излучения возбуждения в каждом цикле температурно-кинетической амплификации молекул ДНК.
Таким образом, исходя из описания методов измерения по данным приборам, принцип их действия основан на флуориметрии.
Представитель Заказчика пояснил, что указанные приборы направлены на анализ жидкости.
На основании изложенного, на приборы, подлежащие поверке, распространяется действие постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250, что было подтверждено представителем Заказчика и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" на рассмотрении жалобы.
В жалобе Заявитель указывает, что в соответствии с описанием типа, прибор для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени RotorGene Q, per. N 48068-17 имеет следующие метрологические характеристики:
- диапазон измерения массовой доли ДНК генетически модифицированной соилинии 40-3-2 в ДНК натуральной сои от 1 до 50 г/кг.
Допускаемые пределы основной относительной погрешности _ 25%. Допускаемое значение относительного среднего квадратичного отклонения 15%. Поверка данного прибора проводится в соответствии с документом МП-209038-2017 "ГСИ. Приборы для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q. Методика поверки". Для поверки применяется стандартный образец состава ДНК сои (КОМПЛЕКТ ГМ-СОЯ-ВНИИМ) ГСО 98662011.
В соответствии с описанием типа, модуль реакционный оптический в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот CFX96 (модули) C1000 Touch (термоциклеры)", per. N. 73436-18 имеет следующие метрологические характеристики:
- диапазон измерения массовой доли ДНК от 5 до 50 г/кг. Допускаемыепределы основной относительной погрешности _ 30 %.
Поверка данного прибора проводится в соответствии с документом МП 00914-18 "Модули реакционные оптические CFX96 в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот С1000 Touch. Методика поверки". Для поверки применяется стандартный образец состава ДНК сои (КОМПЛЕКТ ГМ-СОЯ-ВНИМ) ГСО 9866-2011.
По мнению Заявителя, на указанные средства измерений не распространяется действие постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии".
Заявителем был сделан запрос в адрес ФГУП "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева" N 4/107 от 21.05.2024 о даче разъяснений по следующим вопросам:
1. Могут ли приборы для проведения полимеразной цепной реакции в режимереального времени Rotor-Gene Q. per. N 48068-17 и модули реакционные оптические в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот FX96 (модули) C1000 Touch (термоциклеры)", рег. N 73436-18 относиться к пункту 68 "Анализаторы жидкости флуориметрические" приказа Росстандарта N 1304 от 07.11.2013 "Об утверждении Перечня типов средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в области обеспечения единства измерений федеральными бюджетными учреждениями - государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в велении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии и осуществляющими поверку средств измерений по регулируемым ценам", при учете того, что они все измеряют интенсивность флуоресценции.
2. Попадают ли приборы для проведения полимеразной цепной реакции врежиме реального времени Rotor-Gene O, per. N 48068-17 и модули реакционные оптические в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот CFX96 (модули) С1000 Touch (термоциклеры)", рег. N 73436-18 под действие постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерения государственными региональными центрами метрологии".
3. Правомерно ли осуществление поверки приборов для проведенияполимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q. per. N 48068-17 и модулей реакционных оптические в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот CFX96 (модули) C1000 Touch (термоциклеры)", рег. N 73436-18 аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений доридическими лицами с соответствующей компетенцией, не являющимися государственными региональными центрами стандартизации, метрологии и испытаний, находящимися в ведении Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии.
Согласно ответу ФГУП "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева" N 244-9429 от 23.05.2024, приборы для проведения полимеразной цепной реакции в режиме реального времени Rotor-Gene Q. per. N 48068-17 и модули реакционные оптические в составе термоциклеров для амплификации нуклеиновых кислот FX96 (модули) C1000 Touch (термоциклеры)", рег. N 73436-18 не относятся к анализаторам жидкости флуориметрическим (п. 68 Приказа Росстандарта от 07.11.13 N 1304).
Таким образом, по мнению Заявителя, Единая комиссия Заказчика незаконно признала заявку ООО "Южный метрологический центр" с идентификационным номером заявки 681853 несоответствующей извещению об осуществлении закупки.
Стоит отметить, что в своем запросе Заявитель задает вопрос об отнесении указанных выше приборов к анализаторам из п. 68 Приказа Росстандарта N 1304, и соответственно, о том, попадают ли они на основании п. 68 данного Приказа под действие Постановления Правительства РФ от 20.04.2010 N 250 "О перечне средств измерений, поверка которых осуществляется только аккредитованными в установленном порядке в области обеспечения единства измерений государственными региональными центрами метрологии".
При рассмотрении жалобы представитель Заказчика и ФБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний им. Б.А. Дубовикова в Саратовской области" пояснили, что приборы, подлежащие поверке, относятся к п. 63 Приказа Росстандарта N 1304.
Представитель Заявителя указал на то, что в запросе Общества и ответе ФГУП "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева" допущена опечатка в номере пункта приказа N 1304.
При этом Заявителем не представлено документов, подтверждающих факт исправления опечатки в запросе в адрес ФГУП "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева" и в ответе ФГУП "ВНИИМ им. Д.И. Менделеева".
Таким образом, из представленного запроса и ответа не представляется возможным установить факт неотнесения аппаратов, подлежащих поверке, к пункту 63 Приказа Росстандарта N 1304.
Кроме того, согласно п. 28 ст. 9 Федерального закона от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" Федеральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации дает официальные разъяснения заинтересованным лицам по применению документов национальной системы стандартизации.
В соответствии с п. 1 Положения о Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 17.06.2004 N 294 "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" (далее - Положение) Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Согласно п. 6.1. Положения Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам сферы деятельности Агентства.
Таким образом, указанные разъяснения вправе давать федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере технического регулирования, стандартизации и обеспечения единства измерений.
Комиссией Саратовского УФАС России установлено, что в заявке ООО "Южный Метрологический Центр" отсутствует аттестат аккредитации, представление которого предусмотрено Извещение о проведении Аукциона, а именно: "Аттестат аккредитации в области обеспечения единства измерений для выполнения работ и (или) оказание услуг по поверке СИ в соответствии со ст. 13 и 19 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений". Область аккредитации Исполнителя должна включать в себя указанные в настоящем Техническом задании СИ Заказчика".
Таким образом, заявка ООО "Южный Метрологический Центр" не соответствует требованиям, указанным в извещении.
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ч. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ч. 12 ст. 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
Таким образом, Единая комиссия правомерно отклонила заявку ООО "Южный Метрологический Центр", в связи с чем довод жалобы признан необоснованным.
Учитывая вышеизложенное и на основании, ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Саратовского УФАС России,
Р Е Ш И Л А:
Признать жалобу ООО "Южный Метрологический Центр" на действия Заказчика ФКУН Российский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора при проведении электронного аукциона N 0360100026224000127 "Оказание услуг по поверке приборов для проведения ПЦР в режиме реального времени (Санитарный щитСеквенирование)" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Саратовской области от 28 мая 2024 г. N 064/06/49-724/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024