Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Бурятского УФАС России) в составе: <_>, <_>, <_>,
при участии посредством видеоконференцсвязи <_> (далее - <_>, Заявитель), в присутствии представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Бурятия (далее - УФНС России по Республике Бурятия, Заказчик) <_> (доверенность от 15.01.2024 N 06-24/26), <_> (доверенность от 20.05.2024 N 06-24/24), <_> (доверенность от 20.05.2024 N 06-24/29), <_> (доверенность от 28.08.2023 N 13-09/1/30918@),
рассмотрев жалобу <_> (вх. N 2710-ЭП/24 от 16.05.2024) на действия УФНС России по Республике Бурятия при проведении закупки в форме электронного аукциона: "Поставка сервера для ИТ-инфраструктуры территориальных органов ФНС России по Республике Бурятия", номер извещения - 0102100005424000019 (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что Заказчиком в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о закупке не установлено указанное в описании объекта закупки требование о наличии в поставке товара комплекта программного обеспечения; описание объекта закупки, содержащееся в отдельном файле, не соответствует описанию объекта закупки, сформированному в структурированном извещении об аукционе, а также установлены дополнительные характеристики в описании объекта закупки, не предусмотренные КТРУ 26.20.14.000-00000189 и при наличии ограничения допуска, установленного Постановлением Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции") (далее - Постановление N 878). Заказчик с доводами жалобы не согласился, представил письменные пояснения. Считает, что действовал в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Просит признать жалобу необоснованной.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении указанных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В результате рассмотрения жалобы, изучения представленных документов и пояснений, комиссия Бурятского УФАС России установила следующее.
08.05.2024 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении Аукциона на сервера для ИТ-инфраструктуры территориальных органов ФНС России по Республике Бурятия. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 345 831,25 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.05.2024 победителем аукциона признается участник закупки идентификационный N 116577602, с ценовым предложением 1 339 102,09 руб. (один миллион триста тридцать девять тысяч сто два рубля 09 копеек).
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статье 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги, установленным Заказчиком требованиям.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством РФ.
В соответствии с пунктом 4 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б"-"г" и "е"-"з" пункта 10 Правил, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
- наименование товара, работы, услуги;
- единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
- описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования каталога.
В силу подпункта "а" пункта 5 Правил использования каталога заказчик вправе указать в плане закупок, плане-графике закупок, формах обоснования закупок, извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22, 23 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 года N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 года N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Заказчиком представлен письменный отзыв на жалобу Заявителя (вх. N 2807-ЭП/24 от 21.05.2024), из которого следует, что в соответствии с Описанием объекта закупки, содержащимся в отдельном файле, прилагаемом к извещению о проведении закупки, Заказчиком перечислены характеристики в соответствии с примененным кодом КТРУ 26.20.14.000-00000189 ("Сервер").
При этом в пункте 3 Приложения N 1 к Техническому заданию (Описанию объекта закупки) "Требования к серверу" Заказчиком установлены "Требования к функциональным возможностям при работе с сервером" и "Функции централизованной аппаратно-ориентированной системы мониторинга и управления":
Требования к функциональным возможностям при работе с сервером
Поставляемый Товар должен быть укомплектован централизованной аппаратно-ориентированной системой мониторинга и управления. Система мониторинга и управления должна быть официально совместима с поставляемым Товаром. Между Товаром и программным обеспечением имеется технологическая и функциональная связь.
Характеристики программного обеспечения:
Функции централизованной аппаратно-ориентированной системы мониторинга и управления:
1. Централизованная система управления и мониторинга, не требующая дополнительных финансовых затрат в процессе эксплуатации.
2. Централизованная система управления и мониторинга совместима с поставляемым оборудованием.
3. Русский язык интерфейса централизованной системы управления и мониторинга.
4. Наличие руководства пользователя, руководства администратора на русском языке.
5. Техническая поддержка на русском языке_ и т.д.
Как пояснили представители УФНС России по Республике Бурятия, сервер для ИТ-инфраструктуры территориальных органов ФНС России по Республике Бурятия является составляющим комплекса системы хранения данных. Серверное оборудование Заказчика технологически связано с оборудованием Центра обработки данных (ДОЦ) Федеральной налоговой службы России (г. Москва) и удаленно доступно в круглосуточном режиме. Закупаемый сервер встраивается в технологическую сеть Заказчика и в IT-инфраструктуру Федеральной налоговой службы России, которые взаимосвязаны между собой. Операционная система для закупаемого сервера не требуется, лицензия предоставляется ДОЦ ФНС России.
Вместе с тем, предустановленное программное обеспечение в составе сервера системы хранения данных (централизованная аппаратно-ориентированная система мониторинга и управления) является обязательным для сервера, без которого сервер не может функционировать самостоятельно, как отдельный элемент системы хранения данных в рамках исполнения функций и задач, возложенных на Заказчика, а также в целях повышения качества масштабирования и снижения общих затрат на эксплуатацию IT-инфраструктуры, в том числе хранение данных, бесперебойное круглосуточное осуществление управления и мониторинга сервисов и подсистем.
Требования к функциональным возможностям при работе с сервером сформированы в Описании объекта закупки в соответствии с потребностями Заказчика, а именно требованиями к техническим характеристикам сервера для организации системы хранения данных и функционалу, который возможно реализовать только при использовании вышеуказанного программного обеспечения, предустановленного и настроенного в рамках исполнения государственного контракта и основаны на принципе эффективности использования бюджетных средств согласно статье 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Закупаемый сервер и предустановленное программное обеспечение в виде централизованной аппаратно-ориентированной системы мониторинга и управления являются технологически и функционально связанными между собой (пункт 3 Обзора судебной практики, утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017) и должны рассматриваться как единый комплекс (как "сложная вещь"), с соблюдением требований статьи 134 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Система мониторинга и управления задействована в едином технологическом процессе, объединена неразрывной технологической связью с сервером, следовательно, является составной частью "сложной вещи", что позволяет произвести такую закупку в рамках одного лота.
Кроме того, в соответствии с письмом ФАС России от 28.09.2017 N РП/66917/17 возможно объединение в один лот товаров, работ, услуг, если такие товары, работы, услуги технологически и функционально взаимосвязаны, а также при отсутствии ограничения доступа хозяйствующих субъектов к участию в закупках.
Как следует из материалов дела, Заказчиком объединены в один лот технологически и функционально связанные товары - серверное оборудование и программное обеспечение, без которого использование компьютерной техники невозможно, и такое объединение соответствует требованиям статьи 8 и пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Из пояснений представителей Заказчика следует, что Описание объекта закупки содержит характеристики, предусмотренные позицией КТРУ 26.20.14.000-00000189 ("Сервер") в отношении поставляемого сервера, и дополнительные технические (функциональные) характеристики Заказчиком не устанавливались. Требования в части функциональных возможностей работы с сервером, то есть о наличии предустановленных программных средств, не регламентируются КТРУ 26.20.14.000-00000189.
Требование о поставке сервера для организации системы хранения данных с вышеуказанным предустановленным программным обеспечением не относится к требованиям о предоставлении характеристик в отношении сервера, а является требованием о наличии у него функциональных возможностей, без которых использование сервера с учетом объективных потребностей Заказчика в реализации возможности хранения данных и удаленного управления и мониторинга оборудования, входящего в комплекс системы хранения данных, невозможна.
При этом, в отношении указанных требований к предустановленному на поставляемый сервер программному обеспечению согласно электронному документу извещения о закупке "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению", у участников Закупки отсутствует обязанность в предоставлении каких-либо показателей в своих заявках.
Учитывая изложенное, довод Заявителя о том, что описание объекта закупки, содержащееся в отдельном файле, не соответствует описанию объекта закупки, сформированному в структурированном извещении о закупке в части установления требования о наличии предустановленного программного обеспечения, является несостоятельным.
При осуществлении закупки Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, с учетом того, что законодательство не содержит норм, обязывающих Заказчика устанавливать в извещении, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупки, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере закупок. Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Бурятского УФАС России
р е ш и л а:
1. Признать жалобу <_> необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
|
<_> |
Члены Комиссии |
|
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 22 мая 2024 г. N 003/06/33-329/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.05.2024