на основании Приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия (далее - Бурятское УФАС России) от 15.04.2024 N 48/24 инспекцией Бурятского УФАС России в составе:
<_>;
проведена выездная плановая проверка соблюдения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Национальный парк "Тункинский" требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Период проведения плановой проверки: проверка начата 23 апреля 2024 года, окончена 24 мая 2024 года.
Проверяемый период: с 01.01.2023 по 23.04.2024.
Субъект проверки: Федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный парк "Тункинский" (далее - ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", Учреждение, Заказчик).
Адрес местонахождения Субъекта проверки: 671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Ленина, 130.
ИНН - 0320000352, КПП - 032001001, основной государственный регистрационный номер - 1020300859952 (свидетельство о постановке на учет в налоговом органе от 22.12.1993 серия 03 N 001390034).
Плановой проверкой установлено:
В соответствии с Уставом ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 18.05.2021 N 341, Учреждение осуществляет управление национальным парком "Тункинский", и является природоохранным, научно-исследовательским и эколого-просветительским учреждением.
Предметом деятельности Учреждения является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка, в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положениями данных ООПТ, иными нормативными правовыми актами и настоящим Уставом.
Целями деятельности Учреждения являются сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, историко-культурных объектов, восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов, осуществление научной (научно-исследовательской) деятельности в области охраны окружающей среды в целях разработки мероприятий по сохранению и развитию природного потенциала о рекреационного потенциала Российской Федерации, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение населения, создание условий для регулируемого туризма и отдыха.
Учреждение является некоммерческой организацией, созданной Российской Федерацией для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации, предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий федеральных органов государственной власти. Учреждение является юридическим лицом, имеет права, исполняет обязанности и несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Учреждение имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в территориальных органах Федерального казначейства по учету средств федерального бюджета и средств, полученных от приносящей доход деятельности, печать установленного образца с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, штампы, бланки и другие средства идентификации.
Руководство Учреждением осуществляется директором, действующим на принципах единоначалия.
Директор Учреждения назначается на должность и освобождается от должности Министром природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Приказом Министра от 18.08.2022 N 550-лс <_> назначен на должность директора ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" с 22.08.2022.
В соответствии с требованиями статей 38, 39 Закона о контрактной системе приказом директора "Национальный парк "Тункинский" от 20.02.2023 N 32 создана контрактная служба, руководителем контрактной службы назначен заместитель директора по развитию <_>, утвержден постоянный состав работников, выполняющих функции контрактной службы.
Ответственным лицом за проведение закупок Учреждения является специалист в сфере закупок <_> (приказ от 09.02.2023 N 25-л/с).
Приказом директора от 18.04.2024 N 50 создана единая комиссия (далее - Комиссия) по определению поставщиков, подрядчиков, исполнителей для заключения контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, утвержден состав Комиссии, состоящий из 5 человек, утверждено Положение о Единой комиссии.
Число обученных лиц, прошедших повышение квалификации в сфере закупок - 6 человек.
При осуществлении проверки рассмотрено 5 закупок, из них размещенных в форме электронного аукциона за проверяемый период - номера извещений: 0302100006923000001, 0302100006923000002, 0302100006923000003, 0302100006923000004, и запроса котировок в электронной форме- номер извещения: 0302100006924000001.
По 1 закупке N 0302100006923000003 проводилась проверка в рамках поступившей жалобы участника закупки в 2023 году.
При проверке соблюдения требований Закона о контрактной системе при проведении закупочных процедур установлены следующие нарушения:
1. Согласно пункту 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Частью 1 статьи 31 настоящего закона предусмотрено, что при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки;
3) непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4) неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) отсутствие у участника закупки недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности заявителя по уплате этих сумм исполненной или которые признаны безнадежными к взысканию в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки, по данным бухгалтерской отчетности за последний отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если им в установленном порядке подано заявление об обжаловании указанных недоимки, задолженности и решение по такому заявлению на дату рассмотрения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) не принято;
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
8) обладание участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности, если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма;
9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;
б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;
в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки. Выгодоприобретателем для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10) участник закупки не является офшорной компанией, не имеет в составе участников (членов) корпоративного юридического лица или в составе учредителей унитарного юридического лица офшорной компании, а также не имеет офшорных компаний в числе лиц, владеющих напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества;
10.1) участник закупки не является иностранным агентом;
11) отсутствие у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
Изучив извещения об осуществлении закупки NN 0302100006923000001, 0302100006923000002, 0302100006923000003, 0302100006923000004, 0302100006924000001, установлено, что пункт 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе изложен Заказчиком в недействующей редакции - отсутствие между участником закупки и заказчиком конфликта интересов, под которым понимаются случаи, при которых руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий состоят в браке с физическими лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличным исполнительным органом хозяйственного общества (директором, генеральным директором, управляющим, президентом и другими), членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителем (директором, генеральным директором) учреждения или унитарного предприятия либо иными органами управления юридических лиц - участников закупки, с физическими лицами, в том числе зарегистрированными в качестве индивидуального предпринимателя, - участниками закупки либо являются близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и не полнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц. Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи понимаются физические лица, владеющие напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо долей, превышающей десять процентов в уставном капитале хозяйственного общества.
Кроме того, в извещениях отсутствует единое требование к участникам закупки в соответствии с пунктом 10.1 части 1 статьи 31 закона - участник закупки не является иностранным агентом.
Таким образом, в действиях Заказчика содержится нарушение пунктов 9, 10.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе в части установления ненадлежащего единого требования к участникам закупки, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
2. По результатам исполнения контракта на выполнение работ по тушению лесных пожаров командой работников ПДПС на землях ООПТ в наземной зоне ФГБУ "Национальный парк "Тункинский", реестровый номер 1032000035223000003, с АУ РБ "Забайкальская база авиационной охраны лесов" 01.08.2023 года Заказчиком подписан, размещен в ЕИС документ о приемке - счет-фактура N 9 от 11.07.2023 года на сумму 3509930,10 руб. Оплата произведена 20.03.2024 на сумму 3509930,10 рублей (поручение о перечислении на счет), которое размещено в ЕИС 20.03.2023.
В соответствии с частью 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта, предусмотренный контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя), если извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе либо приглашения принять участие в закупке направлены с 1 января по 30 апреля 2022 года включительно, должен составлять не более пятнадцати рабочих дней, а с 1 мая 2022 года не более семи рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Установлено, что согласно пункту 3.3 Контракта оплата работ производится в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет исполнителя в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты подписания усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещения в единой информационной системе документа о приемке с приложением надлежаще оформленных первичных документов. Как уже отмечалось выше, документ о приемке - счет-фактура N 9 от 11.07.2023 подписана Заказчиком 01.08.2023 года, следовательно, Заказчик обязан был произвести оплату поставленного товара в срок не позднее 10.08.2023 года, однако фактически оплата произведена Заказчиком 20.03.2024 года (поручение о перечислении на счет N 11569).
Таким образом, в нарушение части 13.1 статьи 34 Закона о контрактной системе, Заказчиком своевременно не исполнены обязательства, предусмотренные пунктом 3.3 Контракта в части оплаты поставленного товара в течение 7 рабочих дней со дня подписания Заказчиком документа о приемке.
Вышеуказанные действия (бездействия) Заказчика содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ.
3. В силу части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства (далее - СМП), социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем двадцать пять процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи при:
1) проведении открытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;
2) осуществлении закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно части 1.2 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
Частью 3 статьи 30 Закона о контрактные системы установлено при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается преимущество участникам закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций за 2023 отчетный год размещен ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" в единой информационной системе в сфере закупок 31.03.2024.
Согласно отчету объем закупок, который заказчик обязан в соответствии с частью 1 статьи 30 Федерального закона осуществить у СМП, социально ориентированных некоммерческих организаций - 109 408 032, 74 руб.
Инспекцией Бурятского УФАС России установлено, что Заказчиком во всех размещенных в ЕИС извещениях не установлено преимущество участников в соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Таким образом, в нарушение части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе Заказчик в 2023 году не осуществил обязательную долю закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 25 процентов совокупного годового объема закупок, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
4. В соответствии с частью 4 статьи 30 Закона о контрактной системе по итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у СМП, СОНКО, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с СМП, СОНКО, а также информацию о несостоявшемся определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) с участием СМП, СОНКО.
При этом согласно части 4.1 статьи 30 Закона о контрактной системе порядок подготовки отчета, указанного в части 4 статьи 30 Закона о контрактной системе, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Правила подготовки отчета об объеме закупок у СМП, СОНКО, его размещения в единой информационной системе, форма такого отчета и требования к ее заполнению утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015 N 238 (далее - Требования).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 2 Требований в позиции 5 раздела II Отчета указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
Заказчиком в позиции 5 раздела II Отчета указан объем закупок, осуществленных по результатам определения поставщика, проведенного в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона - 109 408 032, 74 руб.
При этом в позиции 1 раздела 3 Отчета указываются реестровые номера контрактов, которые учитываются при заполнении отчета. Так, заказчик указал следующие реестровые номера контрактов: 1032000035222000011,1032000035222000014.
При этом, контракт с реестровым номером 1032000035222000011 заключен 01.07.2022 на сумму 6 318 250,0 руб. Согласно сведениям ЕИС контракт переведен в статус "Исполнение завершено" - 29.09.2022.
В связи с чем, контракт с реестровым номером 1032000035222000011 не может быть учтен при составлении отчета за 2023 год.
Контракт с реестровым номером 1032000035222000014 заключен 12.08.2022 на сумму 12 730 637,50 руб. Согласно сведениям ЕИС срок исполнения контракта - 31.01.2023.
Таким образом, Заказчиком в нарушение части 4.1 статьи 30 закона о контрактной системе неправильно составлен отчет об объеме закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2023 году. Ответственность за данное нарушение законодательства предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
При проверке соблюдения требований, предусмотренных пунктами 4,5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, превышения годового объема закупок не установлено.
Совокупный годовой объем закупок за 2023 год составил - 437632,13096 тысяч рублей.
При этом годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей.
Годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании пункта 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, не должен превышать пять миллионов рублей или не должен превышать пятьдесят процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем тридцать миллионов рублей.
В 2023 году по пунктам 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе заключено 114 контрактов на сумму 14 383,39 тыс. рублей, что не превышает 10% совокупного годового объема закупок.
Следовательно, нарушений пунктов 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе не установлено.
Случаев непредставления в Бурятское УФАС России сведений об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов, для включения в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе, не установлено.
Выводы:
1. Признать ФГБУ "Национальный парк "Тункинский" нарушившим требования пунктов 9, 10 части 1 статьи 31, части 13.1 статьи 34, части 1 статьи 30, части 4.1 статьи 30 Закона о контрактной системе.
2. Передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства по соответствующим статьям КоАП РФ.
Акт составлен в 2-х экземплярах.
Настоящий Акт может быть обжалован в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его вынесения.
С Актом ознакомлен:
Директор ФГБУ
"Национальный парк "Тункинский"
Руководитель инспекции |
|
|
Члены инспекции: |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Бурятия от 30 мая 2024 г. N 003/10/99-249/2024 (ключевые темы: участники закупок - национальный парк - социально ориентированные некоммерческие организации - субъекты малого предпринимательства - скорая медицинская помощь)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024