Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "", извещенного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела N013/06/42-295/2024;
в присутствии представителя Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" -, действующей на основании доверенности N09/13 от 28.05.2024 года (со сроком действия 1 (один) год);
рассмотрев 28 мая 2024 года жалобу общества с ограниченной ответственностью " (далее - ООО "", Заявитель) на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона N0309300012324000015 на устройство наружного освещения по ул. Серадзской на участке от пр. 50 лет Октября до ул. Ульянова в г. Саранск (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 22.05.2024 года посредством функционала сайта единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) поступила жалоба от Заявителя на действия Заказчика (вх.N2703/24 от 22.05.2024 года).
С учетом соблюдения срока и порядка подачи жалобы, указанная жалоба принята к рассмотрению.
Уведомлением Мордовского УФАС России от 24.05.2024 года NЕЛ/2044/24 рассмотрение жалобы назначено на 28.05.2024 года в 15 часов 00 минут.
24.04.2024 года на сайте ЕИС в реестре жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений Мордовским УФАС России размещена информация о принятии жалобы Заявителя к рассмотрению по существу с указанием даты, времени и места ее рассмотрения, а также возможности использования систем видео-конференц-связи в соответствии с частью 2 статьи 106 Закона о контрактной системе (реестровый номер: 202400109157000242).
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено следующее.
Извещение N0309300012324000015 о проведении Аукциона размещено Заказчиком на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 15.05.2024 16:58 (МСК). 16.05.2024 года Заказчиком размещено изменение извещения о проведении электронного аукциона от 16.05.2024 NИИ1 (действующая редакция извещения об Аукционе).
Начальная (максимальная) цена контракта: 573 901,39 рубль.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 23.05.2024 09:00.
Дата проведения процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги: 23.05.2024.
Дата подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя): 24.05.2024.
Код бюджетной классификации Российской Федерации: 91605030610143011244.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 23.05.2024 NИЭА1 по окончании указанного в извещении о проведении электронного аукциона срока подачи заявок поступило 3 заявки на участие в электронном аукционе под идентификационными номерами: 725364; 718694; 721101. По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт заключается с участником закупки с идентификационным номером 725364, предложившим цену контракта 450 512,46 рубля.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
В силу пункта 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке. При этом участник закупки вправе подать только одну жалобу на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
Заявитель в жалобе указывает на нарушение Заказчиком требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении Аукциона.
Заказчиком в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 106 Закона о контрактной системе, представлены возражения по жалобе (вх.N2807/24 от 28.05.2024 года).
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, заслушав пояснения представителя Заказчика, исследовав имеющиеся в деле доказательства, в результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия Мордовского УФАС России приходит к следующему.
1. Заявитель в жалобе указывает, что Заказчиком в нарушение требований Закона о контрактной системе в структурированной форме извещения о проведении Аукциона не указаны характеристики товара, поставляемого в рамках выполнения работ по устройству наружного освещения. По мнению Заявителя, отсутствие в извещении об Аукционе показателей требуемого к поставке товара вводит участников закупки в заблуждение, а также не позволяет при подаче заявки на участие в Аукционе указать характеристики предлагаемого товара в структурированном виде.
В соответствии с частью 1 статьи 49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее, в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона.
В силу пунктов 1, 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Закона о контрактной системе предусмотрено, что для целей настоящей статьи под требованиями к закупаемым заказчиком товарам, работам, услугам понимаются требования к количеству, потребительским свойствам (в том числе характеристикам качества) и иным характеристикам товаров, работ, услуг, позволяющие обеспечить государственные и муниципальные нужды, но не приводящие к закупкам товаров, работ, услуг, которые имеют избыточные потребительские свойства или являются предметами роскоши в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 2 статьи 19 Закона о контрактной системе).
Согласно извещению о проведении Аукциона объектом рассматриваемой закупки является выполнение работ по устройству наружного освещения по ул. Серадзской на участке от пр. 50 лет Октября до ул. Ульянова в г. Саранск (код ОКПД2: 43.21.10.120 - работы электромонтажные, связанные с установкой приборов; код позиции КТРУ отсутствует). Виды и объемы работ, а также требования, предъявляемые к выполнению работ, установлены Заказчиком в разделе извещения "Описание объекта закупки". В разделе извещения о проведении Аукциона "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкция по ее заполнению" Заказчиком указано, что заявка на участие в Аукционе должна содержать: "_Предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 статьи 43 характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 статьи 43 Федерального закона;
Информация о товаре, предусмотренная подпунктами "а" и "б" пункта 2, включается в заявку на участие в закупке в случае осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг_".
Как пояснил представитель Заказчика, объектом закупки в рассматриваемом случае является выполнение работ, а не поставка товара. При этом не требуется поставка товаров, которые при исполнении контракта будут переданы по товарной накладной и приняты на бухгалтерский учет Заказчика. В описании объекта закупки Заказчиком установлены требования к материалам и оборудованию, используемым при выполнении работ по устройству наружного освещения (так, в частности, Заказчиком приведены параметры световых приборов). Работы принимаются Заказчиком по акту о приемке выполненных работ, а материалы и оборудование, используемые в процессе выполнения таких работ, не подлежат приемке и постановке на учет.
Комиссией Мордовского УФАС России установлено, что в структурированной форме извещения N0309300012324000015 указано наименование объекта закупки. Раздел извещения, содержащий описание объекта закупки, предусматривает требования к работам, подлежащим выполнению в рамках заключенного контракта, а не к товарам.
Согласно пункту 3 раздела II Положения о порядке формирования и размещения информации и документов в единой информационной системе в сфере закупок, о требованиях к их формам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2022 г. N60, формирование информации и документов с использованием единой информационной системы осуществляется путем заполнения экранных форм веб-интерфейса единой информационной системы или путем представления в единую информационную систему электронного документа, содержащего сформированную информацию, посредством информационного взаимодействия единой информационной системы с иными информационными системами, используемыми субъектами единой информационной системы.
Согласно пункту 1.4 письма Минфина России от 18.12.2023 года N24-01-10/122331 "О формировании с использованием единой информационной системы в сфере закупок извещения об осуществлении закупки и о подаче с использованием электронной площадки заявки на участие в закупке", установлено что реализация положений пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе не означает, что все описание объекта закупки следует осуществить исключительно в рамках характеристик, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В частности, согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе при описании объекта закупки могут использоваться иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика, которые в свою очередь не относятся к характеристикам, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и, соответственно, не подлежат указанию в извещении об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в "структурированном виде".
В этой связи вопросы, касающиеся порядка выполнения работы, оказания услуги, периодичности ее оказания, не являются непосредственно функциональными, техническими, качественными характеристиками закупаемой работы, услуги, в связи с чем могут быть указаны в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в полном описании объекта закупки, включаемом в извещение об осуществлении закупки в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в качестве приложения.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что в отношении закупок работ и услуг указание характеристик при подаче заявки на участие в такой закупке не требуется, так как факт подачи заявки является согласием на их выполнение и оказание соответственно.
Виды и объемы работ, а также требования, предъявляемые к выполнению работ, установлены Заказчиком в разделе извещения об Аукционе "Описание объекта закупки" с соблюдением требований Закона о контрактной системе и на основании потребностей учреждения.
Частью 4 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что подателем жалобы не представлено документарных доказательств, подтверждающих обоснованность своих доводов. Стоит отметить, что ООО "" заявку на участие в закупке не подавало, а также не направляло запросы на разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу о том, что довод жалобы является необоснованным.
2. Согласно доводу жалобы Заявителя Заказчиком указаны параметры световых приборов, противоречащие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 N2255 "Об утверждении требований к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения" (далее - Постановление N2255), а именно "коэффициент мощности - не менее 0,93".
В соответствии с частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Как указывалось ранее, в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать проект контракта.
Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены (часть 1 статьи 34 Закона о контрактной системе).
Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (пункт 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Согласно части 6 статьи 48 Федерального закона от 23.11.2009 года N261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об энергосбережении) требования к осветительным устройствам, электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения, должны быть установлены Правительством Российской Федерации до 1 марта 2010 года. С 1 июля 2010 года к обороту на территории Российской Федерации не допускаются осветительные устройства, электрические лампы, не соответствующие указанным требованиям.
Так, во исполнение части 6 статьи 48 Закона об энергосбережении, постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 года N2255 утверждены требования к осветительным устройствам и электрическим лампам, используемым в цепях переменного тока в целях освещения.
Комиссия Мордовского УФАС России отмечает, что осветительные приборы, предлагаемые к использованию в ходе исполнения контракта на выполнение работ по устройству наружного освещения, должны соответствовать требованиям Постановления N2255.
Согласно пункту 24 требований, утвержденных Постановлением N2255, к коэффициенту мощности светильников устанавливаются следующие минимальные требования: вид светильника "со светодиодами при потребляемой мощности более 25 Вт" - "коэффициент мощности - не менее 0,95".
Как установлено Комиссией, в описании объекта закупки, приложении N1 к проекту муниципального контракта Заказчиком указаны следующие параметры используемого при выполнении работ оборудования:
осветительные приборы: "номинальная потребляемая мощность - не менее 120 Вт"; "коэффициент мощности - не менее 0,93" т.д.
Присутствующий на заседании Комиссии Мордовского УФАС России представитель Заказчика пояснил, что в части указания параметра светового прибора "коэффициент мощности - не менее 0,93" Заказчиком допущена техническая опечатка.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требования к показателю осветительного прибора (светильника) (коэффициент мощности: не менее 0,93), не соответствующему требованиям, утвержденным Постановлением N2255 (коэффициент мощности - не менее 0,95), нарушают положения части 3 статьи 7, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе и образуют признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях.
Довод жалобы Заявителя признается Комиссией Мордовского УФАС России обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "" на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" при проведении электронного аукциона N0309300012324000015 на устройство наружного освещения по ул. Серадзской на участке от пр. 50 лет Октября до ул. Ульянова в г. Саранск частично обоснованной в части довода 2 жалобы.
2. Признать действия Заказчика нарушением части 3 статьи 7, пунктов 1, 5 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 28 мая 2024 г. N 013/06/42-295/2024
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 31.05.2024