Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Калужского УФАС России в составе: Чуриков М.А. - председатель комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Калужского УФАС России; Магер А.А.- член комиссии, заместитель руководителя Калужского УФАС России; Умнова Ю.П. - член комиссии, главный специалист-эксперт Калужского УФАС России; в присутствии посредством видеоконференцсвязи до объявленного перерыва: представителей заказчика - АО "Особая экономическая зона промышленно- производственного типа "Калуга" Богдановой А.В. (паспорт, доверенность), Бородина А.Н. (паспорт, доверенность); представителя специализированной организации - БСУ "Фонд имущества Калужской области" Лукьяновой Т.А. (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" Полищука Д.В. (паспорт, доверенность), в присутствии посредством видеоконференцсвязи после объявленного перерыва: представителей заказчика - АО "Особая экономическая зона промышленно- производственного типа "Калуга" Богдановой А.В. (паспорт, доверенность), Бородина А.Н. (паспорт, доверенность); представителя специализированной организации - БСУ "Фонд имущества Калужской области" Лукьяновой Т.А. (паспорт, доверенность), представителя заявителя - ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" Полищука Д.В. (паспорт, доверенность), рассмотрев жалобу N040/10/18.1-371/2024 ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" по существу,
установила:
21.05.2024 г. в адрес Калужского УФАС России поступила жалоба ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" на положения извещения об осуществлении закупки при проведении запроса котировок в электронной форме (номер извещения на официальном сайте 1200700009824000005), предметом которого является оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Здания и сооружения объектов таможенной инфраструктуры" на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области. ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" полагает, что извещение не соответствует Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ).
Заказчиком представлены пояснения по существу доводов жалобы ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт", в которых указано, что доводы названной жалобы являются необоснованными, а действия Заказчика основаны на положениях Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.
Изучив представленные документы, с учетом доводов сторон, руководствуясь Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ, проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России приходит к следующему.
1. 16.05.2024 г. на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее также официальный сайт, ЕИС) опубликовано извещение N1200700009824000005 о проведении запроса котировок в электронной форме, предметом которого является оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Здания и сооружения объектов таможенной инфраструктуры" на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области (далее - запрос котировок). Начальная (максимальная) цена контракта, согласно извещению о проведении запроса котировок, составляла 1 002 409,76 рублей. Заказчиком по указанному запросу котировок выступало АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Калуга".
2. Согласно доводам жалобы ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт", установление требования предъявляемых к участнику запроса котировок N 1200700009824000005 наличия по минимальному размеру взноса в компенсационный фонд возмещения вреда третьего уровня ответственности и фонд обеспечения договорных обязательств, при заявленных стоимости работ на осуществление строительного контроля в сумме 267 738 268,81, которая относится ко второму уровню ответственности по минимальному размеру взноса в компенсационный фонд возмещения вреда и фонд обеспечения договорных обязательств, необоснованно ограничивает число участников закупки. В ходе рассмотрения жалобы по существу, Комиссия Калужского УФАС России
установила
следующее.
В соответствии с п. 12 ч. 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию, в том числе:
12) требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п.1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки:
1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 6. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Извещением запроса котировок установлены требования к участникам закупок в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ:
- Взносы в компенсационный фонд возмещения вреда и компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств (и их размеры) должны соответствовать статье 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N190-ФЗ и должны соответствовать не ниже чем третьему уровню ответственности члена саморегулируемой организации. Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее -ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, по договору подряда на осуществление сноса, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 12 статьи 55.16 ГрК РФ минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
2) пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации); Согласно части 13 статьи 55.16 ГрК РФ Минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда, договоров подряда на осуществление сноса с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации); Таким образом, исходя из приведенных норм закона, уровень ответственности по компенсационному фонду возмещения вреда саморегулируемой организации определяется исходя из максимальной стоимости договора подряда, который планируют выполнять индивидуальный предприниматель, юридическое лицо, уровень ответственности по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств саморегулируемой организации - исходя из предельного размера обязательств по договорам подряда, которые индивидуальный предприниматель, юридическое лицо намерены заключить с использованием конкурентных способов ( Минстроя России от 12.02.2021 N5265-ТБ/02).
Как было установлено на рассмотрении жалобы, предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по осуществлению строительного контроля на объекте капитального строительства: "Здания и сооружения объектов таможенной инфраструктуры" на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области (далее - Объект) за соблюдением в процессе выполнения обществом с ограниченной ответственностью "СТРОЙГРАД" (далее - Строительная организация) работ по строительству Объекта в рамках контракта N 12007000098230000040001 выполнение работ по строительству объекта: "Здания и сооружения объектов таможенной инфраструктуры" на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области от "12" июля 2023 года (далее - Договор N 12007000098230000040001).
При этом, стоимость выполнения работ по строительству объекта в соответствии с контрактом N 12007000098230000040001, по которому планируется осуществление строительного контроля, составляет 575 536 313,42 рублей.
Согласно пояснениям представителя заказчика, при установлении требований к участникам, заказчик руководствовался полной стоимостью контракта N12007000098230000040001, а исходя из толкования пп. 1.1 и 2 ст. 60 ГрК РФ посчитал, что имущественную ответственность в равной степени будут нести подрядчик по контракту на выполнение строительных работ и подрядчик, осуществляющий строительных контроль. Вместе с тем, в ходе рассмотрения жалобы по существу было установлено, что при расчете НМЦК на строительный контроль включена стоимость остаточных работ на объект: "Здания и сооружения таможенной инфраструктуры" на территории муниципального района "Боровский район" Калужской области в размере 267 738 268,81 руб. в том числе оборудование 93 775 416,17 руб.
Согласно пояснениям представителя заказчика по контракту N12007000098230000040001 уже осуществлялся строительный контроль, контракт с подрядчиком был расторгнут, в связи с чем по настоящей закупке планируется заключить новый контракт на строительный контроль на сумму за вычетом уже исполненных обязательств по контракту на строительство в размере 267 738 268,81 руб.
Таким образом, предельный размер обязательства по которому будет нести ответственность лицо, осуществляющее строительный контроль - 267 738 268,81 руб., в остальной части ответственность, в соответствии с пп. 1.1 и 2 ст. 60 ГрК РФ несет подрядчик по строительному контролю, контракт с которым был расторгнут. Исходя из установленных по делу обстоятельств, следует вывод, о том, что член саморегулируемой организации при выполнении работ по строительному контролю рассматриваемой закупки должен иметь второй уровень ответственности. Выводы, заказчика, установившего требование к участникам закупки о наличии третьего уровня ответственности основаны на неверном толковании норм права.
На основании вышеизложенного, Комиссия Калужского УФАС России приходит к выводу о нарушении заказчиком п.1 ч. 1 ст. 31, ч. 6. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, повлекшим размещение извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований законодательства о закупках, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. С учетом всех изложенных обстоятельств, установленных в ходе рассмотрения жалобы, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Комиссия Калужского УФАС России
решила:
1. Признать жалобу ООО "Судебная и негосударственная строительная экспертиза "Гарант Эксперт" обоснованной.
2. Признать в действиях заказчика - АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Калуга" нарушения п.1 ч. 1 ст. 31, ч. 6. ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (номер извещения на официальном сайте 1200700009824000005). 3.
Выдать заказчику, комиссии заказчика - АО "Особая экономическая зона промышленно-производственного типа "Калуга" предписание об отмене всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок и внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
4. Оператору электронной площадки - ООО "РТС - тендер" обеспечить возможность отмены всех протоколов, составленных в ходе проведения запроса котировок и внесении изменений в извещение о проведении запроса котировок.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия. Председатель комиссии: Чуриков М.А. Члены комиссии: Магер А.А. Умнова Ю.П. Исп.Умнова Юлия Петровна тел.(4842) 57-48-50, вн.040-040
2024-2502
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Калужской области от 30 мая 2024 г. N 040/10/18.1-371/2024 (ключевые темы: саморегулируемые организации - строительный контроль - строительная экспертиза - объекты капитального строительства - особая экономическая зона)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.05.2024